История о капитане корабля и его команде

Однажды в море разразился ураган невиданной силы. Ветер ломал мачты, как тростинки, огромные волны разбивали корабли в щепки. Великое множество судов погибли в пучине, буря оказалась сильнее искусства кормчих и отчаянных усилий моряков.

Один из уцелевших торговых кораблей ждала та же участь. Почти все паруса были изорваны в клочья, в трюме по колено плескалась вода, штурман не мог определить, где они находятся — стрелка компаса беспорядочно вертелась, перепутав Север с Югом и Запад с Востоком, а черные тучи заслонили солнце. Решив, что спасения нет, матросы спустились вниз и приготовились к неминуемой гибели.

— Рифы! Справа по борту рифы! — вдруг истошно завопил вахтенный.

Моряки начали молиться и прощаться друг с другом. Только капитан, он же судовладелец, не потерял присутствия духа.

— Все по местам! Убрать паруса! Помощник — к штурвалу! Лево руля! — скомандовал он.

Но команда отказалась выполнить приказ:

— Мы больше не пойдем наверх. Там нас ждет смерть! Мы не хотим погибать из-за вашего корабля!

— Слушайте меня! — убеждал их капитан. — Если погибнет корабль, погибнут все! И я, и вы в равной опасности. Если хотите жить, убирайте паруса и немедленно становитесь к помпам! Боцман, сигнал!

Боцман поднял было свою дудку, но тут же опустил. Матросы начали переговариваться между собой. Вперед выступил плотник, самый старый член команды.

— Все это верно, капитан. Мы сейчас в одном положении. Но если чудо спасет нас, то вы опять подниметесь наверх, а мы так и останемся внизу, — сказал он. — Поэтому вот наше требование: если мы спасемся, то вы отдадите нам пятую часть прибыли от продажи товара.

— Не много ли вы захотели? — возмутился капитан. — Я исправно плачу вам жалованье, вы никогда не голодали и не было случая, чтобы вы не получили свою ежедневную порцию рома!

Но команда стояла на своем, уверяя, что в случае отказа предпочтет утонуть.

— В отличие от вас, уважаемый капитан, нам нечего терять. Если суждено умереть, значит, мы умрем. Да будет так!

И капитан был вынужден пообещать, что после возвращения в порт отдаст команде пятую часть прибыли. Повеселев, матросы дружно взялись за работу. Помощник капитана встал к штурвалу, боцман начал отдавать команды, лишние паруса были убраны, вода откачана, корабль снова слушался руля и благополучно миновал рифы.

Но буря с каждым часом становилась сильнее. Люди устали и снова отказывались работать. Все матросы лежали в подвесных койках и покорно ждали смерти.

— Почему на палубе никого нет! Почему бросили штурвал? В трюме опять полно воды! Все за работу! — приказал капитан.

Но матросы лишь отворачивали лица и не двигались с места.

Потом боцман сказал:

— Зачем нам надрываться, качая помпы? Зачем вылезать на палубу, рискуя быть смытыми за борт? Зачем нам жить, если мы все равно останемся нищими? Мы думаем, что по справедливости команда должна получить половину прибыли.

— Это же грабеж! — вскричал капитан. — А что тогда останется мне? И как же я расплачусь с кредиторами?

Боцман развел руками:

— Если корабль погибнет, у вас ничего не останется. И не стоит беспокоиться о кредиторах. Если вы утонете, то их деньги утонут вместе с вами.

Капитан тяжело вздохнул и посмотрел на своих людей. Они служили под его началом много лет, но сейчас он их не узнавал.

— Ладно, даю слово, что вы получите половину прибыли.

— Тройное ура нашему щедрому капитану! — радостно закричали матросы и живо разбежались по местам.

Но буря не собиралась стихать. И скоро команда опять отказалась спасать себя и корабль. А когда капитан призвал их к благоразумию, они поставили неслыханное условие — отдать им всю прибыль.

— Но ведь весь товар куплен на мои деньги! Вы не вложили ни одной монеты!

— Зато у вас остается корабль, — сказал помощник капитана, которому он доверял как себе. — Если мы спасемся, вы снова начнете торговать и через каких-нибудь пять лет вернете свои деньги.

— Да, я ведь забыл, что корабль пока принадлежит мне, — медленно проговорил капитан. — Я должен подумать.

— Думайте, капитан. Но не очень долго, буря крепчает!

И он ушел думать. А потом команда услышала сильные удары, доносящиеся из трюма. Это капитан прорубал днище своего корабля.

— Так вот, братья, пусть послужит вам эта история уроком, — сказал старый Управляющий собравшимся вокруг него приказчикам, надсмотрщикам, десятникам, старшим и младшим лакеям. — Где бы вам ни довелось служить, знайте: во времена бедствий и потрясений можно получить многое из того, в чем вам прежде отказывали. Многое, но не все! И если вы не хотите лишиться доброго хозяина, которого умный работник может стричь до конца жизни, умерьте свои желания и никогда не переходите границы возможного.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина

К черту корабль - людей нужно спасать! Выдал бы хороший капитан...
Капитан сам подчеркнул отсутствие мотивации, чем и передал инициативу в некуда!
После этого всегда один исход, в то время как интрига, могла бы успешно завершить операцию.

По поводу вывода, та же история, учи персонал не учи - решать все равно капитану.

Технолог, Украина

Есть такое понятие как иерархия, в которой есть высший руководящий состав, который всегда поумнее, у него мозгов хватает дабы хотеть жить и не умирать так глупо. Ситуация описана для случая, когда единственный человек из руководящего состава присутствует на борту судна, это тот сговорчивый капитан. На гражданском и военном флоте всегда были иерархии. В реальности любая структура, при расширении на определённом этапе, превращается в иерархическую и ей не грозит трагических исход в таком глупом алгоритме. Да и иерархии специально создаются для управляемости команд(систем, предприятий и т.д.) и дабы не попадать в итоге в такие недобрые ситуации. В общем глупая сказка.

Директор по развитию, Москва

Сразу видно ''сухопутного'' менеджера. Морской закон гласит о том, что или ты согласен с обещанным жалованием, или в случае несогласия будешь повешен на рее, как бунтовщик. Причем, экипаж корабля - это необходимое и достаточное количество народа для совершения плавания (похода). Если кто-нибудь попытается поднять бунт, члениы экипажа, как правило, сами решают с ним растаться по-плохому, потому что если бунт удастся, то тем, кто останется на корабле придется работать за троих-четверых, что как правило заканчивается весьма плачевно. Это на суше можно качать права как душе угодно. С корабля так просто не ''свалишь'', придется или идти до конца живым, или болтаться на рее в назидание остальным.

Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж
Дамир Калымбаев, поломали весь гешефт. :D
Аналитик, Москва

Дамир, подерживаю.
Будучи связанным с морем, не люблю сказки о флоте. Не люблю фильмов о флоте. В море всё не так.
Нормальный мастер пристрелил бы бунтовщика и всё. Я говорю это серьёзно, с полной ответственностью. Другого решения команда не поймёт.

Так что предлагаю, не замешивать в офисные байки то, о чём понятия не имеешь. Рассказывайте лучше о школьных друзьях Васе и Пете, которые в 20 лет стали бизнесменами, так и прожили бы свою жизнь в офисе, но неожиданнно у них на пути встала любовь по имени Света, только что закончившая MBA... и так далее.

Генеральный директор, Уфа

Великолепная притча! Почему бы Вам не опубликовать ее на сайте pritchi.ru ? От себя добавлю, что после договора о 20% прибыли нужно было бы силами команды утопить или повесить на рее плотника. Тогда люди, возможно, не так охотно бы брались за негативное лидерство :)

Руководитель, Москва

Интересно и поучительно. Море можно заменить :) , что бы не раздражало тех, кто ходил.
Вынес для себя из притчи следующее:
1. главный руководитель не обладал должным авторитетом для того ,что бы команды исполнялись работниками согласно должностной инструкции :D
2. группа сотрудников не лояльна к своей компании и месту работы
3. нельзя отиметь руководителя до конца :D
4. слаб тот вожак. который рано рубит дыру :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бывшая сеть Starbucks в России открылась под брендом Stars Coffee

На логотипе сети вместо русалки — девушка в кокошнике с пятиконечной звездой.

Собрать школьника к учебному году стало дороже в среднем на 11,4%

Основа «продуктовой корзины» школьника на маркетплейсах подорожала за год.

Как профессии влияют на состояние здоровья россиян

Чаще всего влияние профессии на здоровье отмечают HR-ы, юристы и IT-специалисты.

Половина родителей школьников берут отпуск в августе, чтобы собрать ребенка в школу

Затраты на расходы для подготовки к школе в этом году начинаются от 15 тыс. руб.