Лора Ливанова: Кино и тимбилдинг – искусство на страже корпоративных интересов

Лора Ливанова

С началом новой эры в развитии бизнеса в быт российских компаний неуверенно, но неминуемо вошли такие понятия, как «корпоративная культура», «HR» и, наконец, «тимбилдинг». Последний варваризм тут же был адаптирован к отечественным реалиям и с энтузиазмом вписан в прейскурант предприимчивых агентств по организации коллективного досуга. Впрочем, в смысле спроса корпоративные мероприятия с элементами психотерапии вряд ли тогда могли составить конкуренцию горячим пирожкам. Причин на то несколько. Во-первых, качественные услуги тимбилдинга почти не были представлены на рынке, ну а во-вторых, руководители, являясь в большинстве своем атеистами во всем, что касается денег, отказывались верить в корпоративный дух и прочие нематериальные абстракции.

Сегодня, когда пользу технологий командообразования, при желании, можно измерить в цифрах, существует другая крайность – тимбилдинг в представлении среднестатистического менеджера все еще сводится к веревочным курсам, деловым играм и психологическим тренингам. Между тем, с приходом в эту область профессионалов и настоящих креативщиков ассортимент командообразующих программ существенно разросся.

Творческий тимбилдинг – анимация или тренинг?

Большинство командообразующих мероприятий, таких как экстремальная игра, спортивный экшн или приключенческий квест, - это преодоление препятствий с помощью смекалки, быстроты реакции, испытание на выносливость и физическую силу. Творческий тимбилдинг разительно отличается от вышеперечисленных форматов тем, что сотрудникам компании предлагается проявить свои актерские, музыкальные, хореографические, художественные способности. Сюда относятся: съемка корпоративного игрового фильма или музыкального клипа, КВН, постановка пародийных шоу, спектаклей и мюзиклов на сцене, кулинарные мастер-классы, воркшопы.

Несмотря на очевидные преимущества, арт-тимбилдинг в России пока еще не обрел достаточно поклонников. Если вы не слишком любите бегать, пусть даже и не бесцельно, по сырому лесу в поисках каких-то артефактов, если вы привыкли черпать адреналин совсем из других источников, а не с помощью экстремальных приключений, наверняка, само слово «тимбилдинг» навевает на вас зеленую тоску. Если учесть, что в редких компаниях найдется больше десятка-двух людей, жаждущих бега с препятствиями, то сам позитивный эффект от командных игр вообще может быть поставлен под сомнение.

С другой стороны, пока соревнования по пейнтболу – более привычный и понятный для компании вариант корпоративного мероприятия, чем творческая авантюра. В конце концов, как подступиться к чопорной заведующей производством с предложением сыграть королеву вампиров на готическом балу? Сможете ли вы себе представить своего начальника отдела, аккуратиста и педанта, в роли матерого рецидивиста с револьвером наперевес?

На самом деле, в этом и заключается суть творческого тимбилдинга – перевернуть стереотипы, заставить сотрудников раскрыться по-новому, предъявить миру свои дремлющие до сих пор таланты, выйти за рамки формального делового общения, обрести вдохновение в работе и сотрудничестве. Очень похоже на арт-терапию, не так ли?

Одновременно творческий тимбилдинг – это всегда увлекательный процесс, своего рода элитарное развлечение, небанальный досуг, непохожий на все то, что принято называть корпоративным мероприятием или командообразующими играми. И если с компанией работают профессионалы, нет ничего проще, чем вовлечь сотрудников в творческий процесс. При этом никто из участников не будет чувствовать себя физически ущербно или испытывать негативные эмоции по поводу добровольно-принудительного экстрима.

«От вымирания офисных работников спасет только искусство!»

Съемка корпоративного игрового кино – это, пожалуй, самый необычный и интересный формат творческого тимбилдинга. Своими мыслями о специфике жанра, наблюдениями и опытом с нами поделился Сергей Николаенко, петербургский режиссер с 20-летним стажем работы в киноиндустрии, руководитель отдела по производству корпоративных игровых и презентационных фильмов.

- Для чего нужен тимбилдинг?

- Ну, вы, наверное, знаете, что современные ученые – и особенно в этом поднаторели британцы – давно обрекли офисных работников на вымирание. Куча исследований посвящено «белым воротничкам», которые прозябают в душных кабинетах, вперившись в монитор компьютера, ведут нездоровый сидячий образ жизни, ежедневно испытывают стресс и так далее. Безрадостная картина, не правда ли? Думаю, отчасти ради того, чтобы сохранить искру жизни в офисных трудягах, и появился тимбилдинг.

- Что такого есть в творческом тимбилдинге, чего нет в других видах командообразования?

- Считаю, что творчество – единственный вид деятельности, в котором целиком и полностью раскрывается человек, и проявляется его отношение к другим людям. В игре скорее важны смекалка, лидерские качества, реакция, физическая продвинутость. Поэтому-то, скажем, в спортивном состязании легко отсидеться за спиной у более инициативного и хваткого коллеги. В этом я вижу минус экстремального тимбилдинга. Ведь в любой компании и так есть лидеры, которые так или иначе постоянно проявляют активность, а наша задача – сплотить как можно больше людей вокруг одного дела. В творческий процесс вовлекаются все сотрудники, поэтому человек, который обычно находится в тени на турслетах или на корпоративных вечеринках, здесь имеет возможность наконец проявить себя. По своему опыту скажу, что почти никто не упускает этот шанс.

- Были интересные прецеденты?

- Конечно! У нас в каждом проекте происходят маленькие чудеса. Например, про одну серьезную даму из бухгалтерии думали, что она и разговаривать-то не умеет. Невзрачная тетя просидела серой мышкой в компании около десяти лет! Оказалась же самородком, обаятельнейшей женщиной, умеющей не то что громко и выразительно разговаривать, но даже петь и танцевать! Слышал, после того, как ее появление на экране вызвало шквал аплодисментов на премьере корпоративного фильма, она абсолютно изменилась – стала интересно одеваться, больше улыбаться, обзавелась поклонниками. Думаю, компания только выигрывает от таких волшебных превращений!

- Расскажите о специфике игрового корпоративного фильма?

- В съемках корпоративного фильма мы имеем дело с непрофессиональными актерами. Тем не менее, на выходе всегда получаются яркие и смешные короткометражки. Как так происходит? Дело в том, что во время написания сценария мы стараемся подбирать такие жанры, чтобы можно было вписать в них узнаваемые характерные типажи. Даже человеку, который ни разу в жизни не участвовал ни в какой самодеятельности, интересно и легко вжиться в предложенный образ ковбоя, пионера или разбойника с большой дороги. К слову, сценарий обязательно разрабатывается оригинальный – по мотивам известных фильмов или непосредственно о компании. Что касается жанров, это может быть хоррор про маньяков, индийское кино или мексиканский сериал, вестерн, фантазия про инопланетное вторжение, немое кино в стиле Чарли Чаплина, советский фильм-пропаганда.

- С чего начинается работа над корпоративным фильмом?

- На старте мы всегда общаемся с руководством компании или отделом, который курирует процесс. Обычно это либо PR-специалисты, либо менеджеры по работе с персоналом. Вообще, чем с большим количеством сотрудников удастся поговорить, тем лучше. Постепенно вырисовывается некий психологический портрет компании – от него мы позже и отталкиваемся, когда пишем сценарий. Тут же выясняем, насколько сплочен или разобщен коллектив. Часто люди, работающие в разных отделах, даже незнакомы друг с другом. Тогда ищем что-то, что может объединить всех сотрудников в процессе. Это может быть интересный сценарный ход. Например, для крупной строительной компании мы снимали сериал «Спасатели во времени» - начальники всех отделов составили команду, которая в каждой серии выполняла какую-нибудь важную миссию.

- Как вам все-таки удается превратить офисных работников в актеров?

- Есть специальные упражнения, тренинги. На съемках никакого напряжения нет, царит непринужденная атмосфера. Постепенно люди раскрепощаются, в творческий процесс вовлекаются все – и те, кто никогда не участвовал ни в университетских капустниках, ни в подготовке к корпоративным праздникам. Особенное веселье всегда вызывает перевоплощение перед съемками. Костюмы, грим, реквизит – все это делается профессионалы. Представьте, какую-нибудь Любовь Степановну, деликатную скромную женщину из отдела персонала. Через полчаса работы с гримерами и костюмерами ее не узнают даже собственные дети – она превращается в главу мафиозного клана, героиню индийской любовной мелодрамы или одну из жен падишаха в гареме.

- Какие задачи перед вами ставят компании, когда заказывают съемку корпоративного фильма?

- В основном, конечно, производство корпоративного кино заказывают к юбилею компании, к Новому году или профессиональному празднику. Но бывает и так, что, например, открылось новое направление, или две фирмы объединяются. Тогда нужно всех со всеми перезнакомить, сплотить разросшийся коллектив, даже привлечь к тимбилдингу партнеров и лучших клиентов. Лучшего способа, чем творческий тимбилдинг, не придумаешь. Иногда просят, чтобы фильм повысил престиж компании и производимого товара в глазах сотрудников. Под эти задачи и разрабатываем сценарий. Здесь не стоит путать с презентационными фильмами, которые мы тоже снимаем, - это уже не игровое кино, и не тимбилдинг. Имиджевые фильмы о компании снимаются для выставок, для размещения на сайтах, для презентации партнерам. Например, как-то мы получили заказ от посольства Королевства Тайланд в России и компании «Тайские авиалинии» - снимали многосерийный фильм об этой стране, который потом показывали по региональному телевидению.

- Когда фильм снят, что происходит дальше?

- О, это отдельная глава, не менее увлекательная, чем съемочный процесс! Перед монтажом происходит озвучание. На этом этапе, если мы делаем музыкальный клип, работа перемещается в профессиональную звукозаписывающую студию. Кстати, даже если кто-то не умеет петь, это легко исправляется с помощью современных программ по обработке звука. Потом мы, конечно, готовим фильм для просмотра – записываем на диск, делаем меню, разрабатываем дизайн подарочной упаковки. Отдельным пунктом в меню записывается фильм о фильме – самые смешные моменты съемок всегда вызывают бурю эмоций! Часто бонусом идут фотографии со съемок. Ну а дальше наступает тот самый день, вернее, вечер премьеры! Представить корпоративное кино можно по-разному. Самый очевидный и веселый способ – устроить церемонию вручения кинопремии, организовать голосование за лучшую работу актрисы и актера, за лучший танец и песню, приз зрительских симпатий. Это беспроигрышное зрелищное шоу, которое потом еще долго обсуждают сотрудники компании на обеденном перерыве и на корпоративах, рассказывают об этом друзьям и родственникам.

- Какова стоимость производства корпоративного кино?

- Какой-то фиксированной стоимости нет, она всегда разная. Все зависит от количества участников, числа съемочных дней, от того, в каком месте по сценарию происходит действие фильма, что нужно из реквизита. В оптимизации бюджета нам очень здорово помогает директор съемочной группы – это очень важный человек, который договаривается об аренде помещений, костюмов, декораций, не только экономит деньги клиента, но и подчас делает возможным невозможное! Например, для крупной сети магазинов косметики мы снимали 7 короткометражек и проводили съемки в самых неожиданных местах – в советском музее, в подвальном помещении дворца, на ледоколе. Вероятно, небольшая фирма с умеренными доходами позволить себе съемку корпоративного фильма не сможет, но для большой компаний это инвестиция в своих сотрудников, партнеров и постоянных клиентов. Такое мероприятие объединит коллектив и запомнится надолго – по эмоциональности и силе впечатлений съемка кино даст фору любой вечеринке!

- Как вы думаете, какое будущее ждет творческий тимбилдинг на рынке?

- Думаю, все идет к тому, что популярность творческого тимбилдинга возрастет. Многие компании пока просто не знают о возможностях съемки настоящего профессионального фильма, да еще и игрового. У нас есть клиенты, которые попробовали один раз… и стали постоянными заказчиками. Для некоторых брендов мы делали такие проекты не один раз и не только в России, но и с выездом за рубеж в рамках инсентив-программ, а также в качестве объединяющего мероприятия для дилеров, разбросанных по разным городам страны. Мы уже отработали эту технологию не единожды и понимаем, что съемка корпоративного игрового кино – отличная альтернатива традиционным формам тимбилдинга и вечеринкам для сотрудников. И перспективы у этого формата прекрасные!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Поляков
Генеральный директор, Москва

Всё сказанное верно, но есть одно большое НО! Для подобный проектов необходимо знать компанию и особенности корпоративной культуры. Иначе, творческие программы могут ''не пойти'', тк здесь реально очень многое зависит не только от организатора, но и от самих участников. По своему опыту - такие проекты можно и нужно проводить для тем, с кем вы уже проводили более простые тимбилдинг-программы. ''Градус'' нужно повышать осторожно. )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.