Бюджет сайта – снежный ком
Задавшись целью сделать сайт, крупные компании, особо не изучая рынок сайтостроения, обычно заказывают работу в рекламных агентствах. Среди последних есть особая категория «недобросовестных» фирм, которые редко делают что-то сами, чаще отдают работу в дизайн-студии. И если студия небольшая, она, как правило, привлекает на проект фрилансеров.
К примеру, рекламное агентство заключило с заказчиком договор, в котором определило сроки, размер штрафов и неустойки за нарушение условий. Как только текст договора согласован, в студию-исполнителя направляется «зеркальный» договор с такими же штрафами, неустойками и тем же объемом работ. Только сроки указываются более жесткие, чтобы агентство успело перед показом заказчику протестировать сделанную в студии работу.
Несложно догадаться, что у каждого такого «посредника» оседает какая-то часть бюджета. В итоге себестоимость проекта получается весьма небольшой, а стоимость для заказчика выливается в десятки миллионов рублей.
К примеру, за flash-баннер, изготовление которого для профессионала не составит особого труда и не займет много времени, в рекламном агентстве можно заплатить 200-300 тысяч рублей. А в студии – 15-20 тысяч. Чувствуете разницу? Накрутка – до 1500%. С таким ценообразованием стоимость целого сайта доходит до 50 миллионов.
Креативные технологии ценообразования
Давайте разберемся, как рекламные агентства оценивают свои услуги. Бюджет проекта по созданию сайта формируется с учетом нескольких факторов:
1. величина бренда заказчика;
2. размер самого рекламного агентства;
3. сроки, которые ставит заказчик;
4. сложность разработки.
Для рекламных агентств факторы, оказывающие влияние на стоимость сайта, находятся именно в такой последовательности. Сложность самой разработки, согласно здравому смыслу являющаяся главным фактором для оценки стоимости, находится на самом последнем месте. Подробнее хочется остановиться на том, как влияет размер агентства на конечную стоимость проекта.
Лучше меньше, да лучше
Чем больше компания-исполнитель, тем более высокие цены она выставляет, апеллируя к «серьезному подходу к делу» и масштабным ресурсам. Есть конторы, штат которых составляет порядка 150-200 человек. Кажется, эта компания огромна и делает большие проекты, но на самом деле она состоит из 15-20 ключевых сотрудников. Остальные – малоопытные студенты, которые выполняют «черновую» работу под строгим присмотром «старших».
За время своего существования мы пришли к выводу, что эффективнее не раздувать штат молодыми специалистами, а брать меньше людей, но настоящих профессионалов, которые качественнее справятся с тем же объемом работы. Несмотря на, казалось бы, небольшой штат в 30 человек, по производительности такая студия может обгонять компании с численностью в 80 сотрудников.
Подводные камни фриланса
Допустим, мы поняли, что на российском рынке выгоднее работать напрямую с дизайн-студиями, потому как в конечном итоге работу выполняют они. Но ведь есть же еще фрилансеры, которые, по мнению многих потенциальных заказчиков, работают днем и ночью за сущие копейки! Здесь важно знать о подводных камнях такого сотрудничества.
В студиях один проект ведут порядка 10 человек, а заказчик контактирует с одним – менеджером проекта. Одно дело – требовать соблюдения сроков и качества от одного представителя компании-подрядчика, и совсем другое – самому ставить задачи фрилансерам и контролировать ход их выполнения. К тому же, вы потратите немало сил на сбор и контроль фриланс-«команды», руководствуясь картинками из портфолио (реальное авторство которых установить сложно) и отзывами от бывших «заказчиков».
И, пожалуй, главное в сотрудничестве с фрилансером – это риски, связные с тем, что ваши отношения зачастую никак не оформлены. Он может заболеть или вовсе пропасть, да и спросить со «свободного работника» за некачественный дизайн или код будет гораздо труднее. Студии же сотрудничают с проверенными людьми, которые не в одном проекте доказали свой профессионализм и надежность. И если кто-то «выйдет из строя», студия моментально найдет ему замену среди тех, с кем работает регулярно.
Все под контролем
К слову, о контроле. Бывает, менеджер проекта в течение долгого времени кормит вас «завтраками» и говорит, что по сайту ведутся «активные работы». Когда вы, наконец, своими глазами видите результат, ясно понимаете, что работа еще далека от завершения, хотя сроки уже поджимают. А у вас на запуск сайта завязан маркетинг, акции и работа с соцсетями… Выход есть – нужно работать с компаниями, использующие прозрачную систему ведения проектов, через которую можно отслеживать ход реализации и видеть его непосредственных участников. Мы используем для этих целей систему project-менеджмента – в ней заказчик может следить за ходом проекта в режиме реального времени.
Пожалуй, свои особенности взаимодействия есть у каждого подрядчика. Выбирая, с кем работать, изучите разные предложения, внимательно расставьте приоритеты и просчитайте риски. И тогда при создании сайта вы сможете сэкономить немало нервов и, главное, средств.