История о Великом Рестораторе

Сергей Занин

В один прекрасный день в столице открылся новый ресторан. Казалось бы заурядное событие: к тысяче ресторанов, кофеен, кондитерских, трактиров прибавилось еще одно место, где люди едят и пьют. Однако общий интерес вызывала личность хозяина – бывшего Управляющего Королевской Кухни.
Накопив изрядную сумму денег, он решил достичь трех своих заветных целей: стать владельцем собственного дела, в течение года пятикратно умножить свой капитал, а главное – создать нечто необыкновенное и доселе небывалое. Желая войти в историю в качестве Великого Ресторатора, для своего девиза он выбрал одно слово: «Удивлять!»

И он удивил!
Меню из двухсот блюд, богатейший винный погреб, великолепный оркестр, составленный из лучших музыкантов королевства, вышколенные официанты, которые обслуживали посетителей так, что каждый из них ощущал себя по меньшей мере наследным принцем – все это была только небольшая часть нового волшебного мира.

Ресторан приобрел славу заведения, в котором надо было побывать во что бы то ни стало. Но это было трудно, если не сказать – почти невозможно. Многим горожанам пришлось затянуть пояса, чтобы скопить деньги хотя бы на одно посещение самого дорогого ресторана в стране, а может быть, и во всем свете.
Ну, а те, кто не мог позволить себе потратить месячное жалованье за удовольствие видеть за соседними столами министров, вельмож, богатых торговцев, модных певцов и актеров, довольствовались рассказами счастливцев.

В ресторане можно было попробовать экзотические блюда практически из всех частей света. Здесь даже имелся врач, который делал промывание посетителям, чьи желудки не справлялись с любимой едой готтентотов, эскимосов и дикарей с недавно открытых островов.

В вольерах и клетках содержались медведи, кабаны, олени, зайцы и всевозможная дичь – рябчики, фазаны, перепелки и даже гигантская птица дронт, считавшаяся вымершей. По желанию клиентов все это великолепие можно было тут же приготовить и подать на стол.

Великий Ресторатор хорошо понимал, что мода преходяща и ему необходимо все время предлагать что-то новое.
Поэтому сегодня посетителей встречал швейцар, наряженный ассирийским воином, завтра дверь открывал император Нерон, через неделю – король Фридрих Великий.
Шотландский хаггис разрезал бравый молодец в килте (другой в это время играл на волынке), японские кушанья разносили грозные самураи, а турецкий кофе подавал официант в красной феске.

Стены украшали копии картин Снайдерса. Под каждым натюрмортом стоял стол с дичью, фруктами – точная копия картины. Даже рисунок скатерти был точно таким же!

Много говорили о блюде, приготовленном из самых редких грибов на свете, которые специально обученные собаки находили где-то высоко в горах. По странной прихоти природы, каждый десятый гриб содержал смертельный яд. Желавшие попробовать соус из удивительных грибов, должны были подписывать документ об отказе от претензий в случае печального исхода. И желающих было немало!

Каждые два месяца ресторан закрывался на неделю, за это короткое время полностью менялась внутренняя обстановка. Все с нетерпением ждали, чем удивит Ресторатор. И посетители не только восхищались, но порой негодовали, ведь не каждому понравится ужинать в зале, расписанном изображениями ада или, напротив, ликами святых. Это было кощунством, это было скандалом, а что лучше скандала привлекает публику?

Все шло просто великолепно. Заведение превратилось в главную столичную достопримечательность, журналисты из влиятельного «Вестника гурмана» привычно восторгались, столики надо было заказывать за полгода. Но никто не догадывался, что ресторан был обречен.

Кроме Великого Ресторатора. Он почувствовал, что его воображение почти иссякло. Если еще недавно он был буквально переполнен блестящими идеями, то сейчас ему приходилось подолгу ломать голову даже над пустяковым нововведением.
И он уже несколько раз слышал убийственные для репутации слова: «Ну, это мы уже пробовали! Разве вам больше нечем нас удивить?».

А конкуренты! Теперь каждую неделю открывались рестораны с претензией на оригинальность, все рестораторы старались поражать и изумлять. И чтобы уцелеть, он должен был поражать и изумлять лучше всех.

- Что за злой гений подсказал мне открыть этот ресторан? – печально размышлял он. – Публика ненасытна. Она требует не просто зрелищ, она требует непременно новых зрелищ. Но ведь невозможно удивлять постоянно!

Его жизнь превращалась в кошмар. Утром он с трепетом открывал свежий номер «Вестника гурмана», страшась обнаружить разгромную статью или брюзжание критиков. Он шел в ресторан и боялся, что увидит полупустой зал и скучающие лица посетителей.

Но не это было самое худшее. Слава самого модного, самого оригинального ресторана никак не желала материализоваться в деньги. Частые перемены мебели, драпировок, посуды, высокое жалованье метрдотелю, поварам, официантам, музыкантам, гонорары знаменитым артистам, доставка из-за моря редких продуктов, содержание зверинца, пополнение винного погреба – все это стоило огромных денег и не окупалось. А цены повышать было нельзя, они и без того были немыслимо высокими.
Убытки росли, последние остатки капитала должны были растаять в течение месяца, а дальше… А дальше надо было что-то делать!

И вот тут Великий Ресторатор удивил даже тех, кто давно отвык удивляться. Он предложил совершенно новое меню – с простой и дешевой едой.

Это был чрезвычайно рискованный поступок. Вокруг было множество дешевых заведений, а его избалованные клиенты такие места не посещали. К тому же он ожидал обвинений критиков в потакании низким вкусам и отказе от поиска новых идей.

Но неминуемый провал обернулся очередным триумфом. И критики, и постоянные клиенты решили, что это очередной эпатаж ресторанного гения и с удовольствием подыграли ему.
Все столики были по-прежнему заняты, посетители с удовольствием заказывали большие тарелки с жареным мясом, большие тарелки с жареной картошкой, большие тарелки макарон с сыром – и много-много пива и недорогого вина. Все это было просто, знакомо каждому с детства и очень, очень вкусно.

Но, читая панегирики, в которых критики называли его ресторан аристократической харчевней и изысканной забегаловкой, Ресторатор думал о том, что теперь он окончательно выдохся. У него нет ни одной идеи. Если самое позднее через месяц он не предложит ничего нового, посетители уйдут к конкурентам, а его ресторан (и его самого) будут вспоминать лишь словами: «А как хорошо все начиналось…».

Он думал день, думал неделю, думал месяц – ничего стоящего в голову так и не пришло. Но когда он свел расходы с доходами, то неожиданно обнаружил, что как раз в этом месяце его ресторан впервые принес прибыль.

Теперь к нему приходили все – аристократы, купцы, крупные и мелкие чиновники, офицеры, мещане. И всем нравилась новая непринужденная атмосфера, где можно было забыть о статусах, титулах и чинах и весело провести время в компании приятелей.

Чтобы ресторан мог вместить всех желающих, пришлось спешно пристроить большую веранду на сотню мест. Это помогло, но ненадолго. И тогда он купил ресторан у одного из своих конкурентов. Тот привлекал публику огромным аквариумом с диковинными морскими обитателями, но первый интерес быстро прошел и хозяин разорился.
В своем новом заведении Ресторатор предлагал то же самое – большие порции вкусной и недорогой еды, которая обходилась лишь немногим дороже той, что готовили дома.

Еще спустя полгода у него было уже пять ресторанов. И мест в них по-прежнему не хватало.


Выслушав эту историю, мудрец сказал:
- Давно известно: все исключительное привлекает исключительных людей. Все обыкновенное – обыкновенных. Обыкновенных намного больше, чем исключительных. Поэтому желающий преуспеть должен предложить обыкновенное обыкновенным людям.

И помолчав, добавил:
- А поскольку исключительные люди в девяти случаях из десяти хотят того же, что и обыкновенные, пуще всего на свете бойтесь оригинальных идей.

Также смотрите:

Сергей Занин: История о Великом Советнике и неподкупных визирях

Себестоимость. 1111-я сказка Шахерезады, ночь третья

Себестоимость. 1111-я сказка Шахерезады, ночь вторая

Себестоимость. 1111-я сказка Шахерезады, ночь первая

Красная Шапочка. Сказка для топ-менеджеров

Волк и козлята. Сказка для топ-менеджеров

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Президент, председатель правления, Москва

Стиль, содержание - все отлично.
Очередной заслуженный респект!
И тяпница! Опять же, хорошо.
:!: :!: :!: :) :) :)

Директор по рекламе, Москва

Это история московской ресторации.
Но только наши крутые парни все еще считают себя ''очень изобретательными'', поэтому русской кухни нет (был обзор почему нет то ли на афише то ли круглый стол проводил сноб). Фаст фудеры экономно взвешивают порции включают в них химически подготовленные ингридиенты и экономят на клиентах.

Президент, председатель правления, Москва
Дмитрий Федоров пишет: Это история московской ресторации.
В десятку! Заведовал в Кремле, сначала повар кухней. Потом задумался, и перешел на пиццу. Hut! В рекламу! :) :) :) :) :)
Старший консультант, Украина

Блеск! Респектище! И ''катит'' отнюдь не только в ресторанном бизнесе. Но сначала нужно ведь всё равно выделиться и прослыть необыкновенным, так что у Великого Ресторатора были первоначальные затраты на создание бренда и продвижение.
А маржинальность соответствующих ЦФО (ресторанов) в данном случае, конечно, всегда считать надо... Один слушатель на семинаре: ''Да, я конечно понимаю, что мой магазин на Крещатике убыточен, хотя бы из-за аренды. Но зато на это имя идут покупатели в ''Караване'', ''Променаде'' и других ТЦ - а вот там я уже беру своё!

Консультант, Москва

Наконец-то снова приятно читать пятничный менеджер на e-xe - интересно, умно, хороший язык и без пошлостей. Спасибо, приятно порадовали!

Финансовый директор, Казахстан

Так и хочется посвятить автора в рыцари, такое достойное вышло чтиво.
Действительно, казалось бы открой ресторан с хорошей и недорогой едой и чистым извините туалетом и повалит народ, нет каждый мнит себя великим креатором.
Человеку за глаза хватит однократного посещения ресторана какой нибудь молекулярной кухни, чтобы всю оставшуюся жизнь обсуждать ее с видом знатока и ценителя, а кушать хочется ежедневно )

Старший консультант, Украина

Но! Сауле, важно чтобы он потом ежедневно ходил в рестораны - ''наследники славы'' той самой ''молекулярной кухни'', которая его ''зацепила''!
Я не понимаю, почему ''ресторанные монстры'' не делают чего-то типа нормальных фаст-фудов на базе национальных кухонь. Вот дешевых пиццерий - море, хотя и кухня там явно не итальянская. А наши? ''Два гуся'', ''Домашня кухня'', ''Швидко'' и ''Пузата хата'' в Киеве. В Москве - ''Му-му'' (просто понравилось в командировке, не на правах рекламы). Остальное - международный стандарт - фастфуд с изжогой в бонусе :(. А венгерский гуляш, бонеш или халасло где? Почему в Будапеште или в Вене у меня нет проблем нормально пообедать за понятные деньги - а в СНГовских столицах (кроме Минска, м.б.) это или непонятные деньги за пафос и хамство официантов - или гастрит на блюдечке?

Партнер, Украина

Забавно.
И главный вывод стоящий - продавая обыкновенные вещи для обыкновенных людей на массовом рынке действительно быстрее придешь к богатству.
Легкое передергивание в конце немного портит картину - ресторан, привлекающий дешевой едой и купцов, и простой люд, и аристократов... Уж слишком нереальный хеппи-енд:(
Впрочем, это ведь сказка. В сказке возможны и не такие чудеса!

Финансовый директор, Казахстан

Федор, неужели Вы не встречали такие заведения? Я много лет прожила в Алматы (бывшая столица Казахстана) там есть верхний район ''Горный гигант'' с чистым горным воздухом и маленькими частным заведениями уйгурской и узбекской кухни, около них всегда припаркованы шикарные авто, но еда стоит очень дешево, подают ее на терассах за низкими столиками, на мягких коврах с подушками. Меню часто отсутствует так как в нем всего два три блюда (плов, манты, лагман), но один только правильно заваренный чай заслуживает того чтобы такие заведения посещать.
Подобных заведений казахской кухни нет, все рестораны национальной кухни обычно довольно крупные и помпезные, в них казахи проводят крупные торжества. Никто специально не ездит в ресторан на бешбармак, поскольку по настоящему смачный ''беш'' можно приготовить только дома, на него принято звать вечером домой, особенно в месяц Рамадан после захода солнца.
Я вот никак не могу понять если есть здесь рестораторы владельцы итальянских и французских и прочих ''крутых'' заведений, просто ответьте, неужели так трудно просто правильно заварить чай? В чем причина того что часто в заведении с претензиями на оригинальность и элитарность приносят остывший чайник с болтающимся в нем одним единственным чайным пакетиком? Хороший горячий крепкий чай на Востоке да и в России это традиция с глубокими корнями, почему Вы с ней не считаетесь? Может это одна из причин по которым опустели многие рестораны?

Старший консультант, Украина

Сауле, в Москве относительно неплохой чай я пил в заведениях типа кофеен, там заваривают при тебе ''рассыпной'' во френч-прессах - правда, одинаково делают хоть пу-эр, хоть попсовый ''Эрл Грей''. А в ресторанах - да что Вы! Там же ''положено'' пить водку...
Кстати, в Венгрии тоже не везде национальная кухня, для полноты впечатлений нужен т.наз. чард. У нас в Украине, в Закарпатье - колыба, там надо есть бонэш и брынзу, запивая молодым вином.
Кстати, великолепные манты готовит моя жена - полька. Молодость на Байконуре, знаете ли. А насчет бешбармака я с Вами согласен совершенно, только бы не предлагали запивать кумысом :(.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.