Моисей Харитонов: Приемы практической проверки программы развития личностной компетентности менеджеров

Моисей Харитонов

1. Тренировки с функциональной моделью деятельности помогают направить системное представление о деятельности. С самого начала обучения предлагается выстраивать функциональные модели, «механизмы» достижения субъектом деятельности целевого результата (1). Функциональная модель предназначена помочь сформировать пространственно-временной образ ситуации деятельности со всей многосвязностью и динамикой. Функциональная модель должна помогать фокусировать внимание и удерживать в поле внутреннего вѝдения объект – топологический образ пространство-время: вот есть мир, в котором что-то происходит, а есть другой мир, второе измерение нашего сознания, в котором мы устанавливаем происходящее в первом измерении. Если устанавливаем – «умные», не устанавливаем – «глупые» (рис. 1).

models1.jpg

Рис. 1. Предельные варианты адекватности осознания реального мира.

Для того чтобы выйти на топологический образ пространства-времени деятельности, надо приостановить действие предметных картинок (рис. 2).

Работа с функциональной моделью, при правильном осуществлении, должна инициировать и направить трансцендентальное воображение. Здесь одновременно («здесь и теперь») воображается динамика всех элементов и отношений во всем многообразии их вариантов:

  • вариант управляющих воздействий
  • вариант проявления исполнительских компетентностей в совместных (с различной степенью согласования/рассогласования) действиях персонала
  • вариант активов
  • вариант затрат (на управляющее воздействие, на исполнительскую деятельность персонала, на вариации активов, посредством которых исполняются вариации процессов …)

и так далее – все это в зависимости от вариаций факторов рыночной среды, как на уровне непосредственного рыночного окружения рассматриваемой деятельности, так и более глобального, причинного внешнего окружения (СТЭП-среды).

Тренировки с функциональной моделью должны развить способность холистического «схватывания» ситуации деятельности без опосредующих актов рассудочного мышления. После того, как Субъект деятельности почувствовал, что ситуация «схвачена», можно переходить к рациональному осмыслению и представлению схваченного.

Многолетний опыт экспериментирования и штатной работы с функциональной моделью подтвердил предположение о том, что далеко не все способны держать в поле внутреннего зрения («временить» по М. Мамардашвили) феномен ситуации деятельности, да еще с выходом на его онтологию. Такая работа над развитием внутреннего субъективного мира подготавливает решение проблемы выхода в ранее недоступную реальность. Реальность, в которую прорываются художники, изобретатели, предприниматели … «Схватывание» и удержание вѝдения – акт искусства: «сверхчувственной реальности произведения искусства…. что есть в искусстве, выше жизни в том смысле, что это выше чего-то, что мы видим умом, произвольной памятью, чувствами и чем мы обмениваемся в беседах при нормированном приличном общении». И далее: «… выражая впечатление, мы не можем думать о том, кому это доставит удовольствие, кого это обидит, кого не обидит, мы можем думать только о сути дела. В том числе не можем развивать впечатления, руководствуясь себялюбием. Но эта полнота представленности впечатления и его неповторимость нам – как психологическим существам – вначале и вовсе не дана».

models2.jpg

Рис. 2. Исходная функциональная модель деятельности (вариант изображения).

2. Преодоление психологических барьеров. Управление психологическими операциями (К1 -> К4) -----> (К2 + К3) направлено на то, чтобы наше внимание, память, выбор … помогали «временить», «схватывать» онтологические восприятия К2 + К3 и затем их выразить через К5. Конечно, между этим теоретическим (в первом приближении) представлением и практической возможностью работать над развитием комплекса ЛК расстояние как между теорией искусства и актом искусства. Но, попытка построения теоретических моделей помогает опытному нацеливанию и осуществлению развивающих воздействий. Отсюда следует необходимость вытренировывания готовности снова и снова заставлять себя видеть этот топологический пространственно-временной образ реальности.

Переход к системе тренировок, имеющих необычный и неожиданный характер для обучаемых, целесообразно начинать с проведения стартового шокового психологического воздействия – расставания со сложившимися стереотипами причин менеджерского успеха, ожиданий «волшебных» рецептов К5. В практике такое стартовое воздействие получило название «встряска» – должно быть разбужено сознание своего Я (личного, семейного, родового, общечеловеческого) К1, ощущение холизма мира с участием твоего Я, различением сущности и формы. Должна быть разбужена рефлексия К4 и верное отношение к готовым инструментам, как средствам, а не как к чему-то, чему нужно подчиняться в ожидании успеха. В состоявшемся опыте «встряска» заключалась в том, что мы ставили людей в положение невозможности применить культурные стереотипы. Им приходилось напрягаться, прислушиваться к себе, к накопленным ощущениям отношений. И, через метафоры, выходить на мобилизацию желания выявить и актуализировать «Возможную желаемую ситуацию» с «Желательным следствие возможной желаемой ситуацией» (разделы Матрицы определения проблемы).

Естественно, лекции философа, которые мы используем в данной работе, не были тренингами; он только обозначил задачи – выдерживать, не допускать перебивки ощущения системной полноты сущностных деталей отношений культурными стереотипами. Цитируем: «мне, чувствующему и переживающему, дотянуться ментальным путем, в том числе по нитке языка, до предмета невозможно. Например, когда случились мои переживания, случился приход мира значений и ментальных образов, мира языка, то я уже из моей точки дотянуться ментальным актом до предмета – обозначенного /некоторым/ словом, – не могу. И между моим взглядом и предметом, на который падает тот взгляд, уже целый мир фетишистских иллюзий, которые как раз мною должны быть пройдены до последней иллюзии».

В указанных лекциях четко обозначается технологическая задача обеспечения «схватывания» ситуации в ее релевантности К1, целостности К2 и сущности К3. «Оставаться внутри неделимого, непрерывного движения, лишь в конце которого может кристаллизоваться реальный смысл того, что происходит. Реальность нашей судьбы. Ведь стоит поддаться разрешающим движениям, то есть делящим движениям …» Преждевременное обращение к инструментам К5 разрушает вѝдение ситуации раньше, чем оно может быть зафиксировано на каком-то носителе информации (бумага, файлы с текстами и графикой). Философ называет торопливое применение К5 бегом в «дурную бесконечность».

Для того, чтобы развивать «вѝдение», надо, в частности, обсуждать его с обучаемыми при выполнении ими учебных упражнений. (Таким упражнением может быть и обычная рабочая операция, бытовое действие, если оно при этом еще мыслится и отрабатывается как развивающее упражнение. Это особенно важно для дистанционного обучения). Речь идет не о «способности нашей нервной системы»: Сначала сумбур деталей и неориентированных связок. Если удержать свое внутреннее зрение на этом сумбуре и неторопливо (в темпе, соответствующем конкретной личности в конкретном состоянии) дать проявиться ощущению релевантности К1, то произойдет «кристаллизация» – организация части деталей и отношений в системно-целостный образ, релевантный актуальности.

Для того чтобы работать над развитием (= раскрытием; или раскрытие – начальная фаза, предварительная перед развитием) личностных компетентностей, надо раскрепостить психологическую резонансную систему. В ней:

  • накоплены понимания системы «мир – я»;
  • заложены способности к новым пониманиям.

Надо приспособиться к различию и различению между а) ощущением системного объекта и б) последовательным прохождением сложного (но не системно воспринятого) объекта. Здесь требуется волевой акт мобилизации себя на системное восприятие: «полнота воли, которая равнозначна полноте бытия, потому что если что-то – только волей, то оно полно (половины воли не бывает). Поэтому это есть единственный случай, где бытие дано одноактно, одним разом во всей своей полноте, чего вообще не бывает с предметами, потому что предметы мы должны проходить в последовательности». Воля К1 позволяет подойти к холистическому вѝдению. Воля необходима, чтобы преодолеть социальные и другие ограничения в использовании нашей возможности холистически и по существу представить важную для нас ситуацию.

Комплекс К1-К2-К3, который есть у части людей, может быть ими неотрефлексирован и управлять ими на уровне досознательных побуждений. И этот комплекс – не фронда по отношению к общепринятому «все так, все сошлись на этом, а меня тянет наперекор». Это, скорее, не против других, а за себя – есть ощущение, что ты можешь быть более живым, более актуализированным, чем это организовала для тебя культура общества. Без К1 способности К2 + К3 пассивно проявляются, играя служебную, подсобную роль в приспособлении к общепринятым нормам. Только наличие К1 организует целенаправленное и активное использование К2 + К3 в борьбе за себя, за полноценную актуализацию, возможность которой отпущена тебе природой. И именно самоактуализация, более полная гармония с реальным миром толкает людей в предпринимательство разного рода (деловое, техническое, научное, художественное ….), а не желание ухватить побольше в материальных и духовных распределяемых общественных благах.

Здесь учтены задачи:

  • отбора кандидатов на обучение в формы, ориентированные на личностное развитие,
  • выделения соответствующих сегментов в учебных группах для более адекватного учебно-развивающего воздействия на них (2, 3).

Холистическое восприятие сущностного (онтологического) объекта К2 + К3 (= ситуации деятельности) обеспечивается памятью сознания, а не памятью психики – предметом неэмпирического бытия. Этот предмет существует в так называемом чистом времени – вне причин и вне наших ощущений: «есть различие памяти сознания и памяти психики». Способность К2 + К3, если она есть, у разных людей в разной степени требует выхода, проявления. Здесь вступает в работу К1: если есть воля состояться, она помогает проявиться этим способностям: «Это незнаемое есть существование, несводимое к знанию, то есть – бытие. Существование, несводимое к знанию, есть бытие. И вот эта связка знаемого, незнаемого, связка, налагаемая работой, собственной работой незнаемого – это же не мы совершаем акты, а эти акты в нас совершаются, – и стоит вне наших категориальных связей, вне нашей сознательной памяти, вне наших ментальных операций, которые мы совершаем волепроизвольно: захотел, вспомнил это, захотел, вспомнил то …» (М. Мамардашвили)

Отсутствие К1 порождает психологическую защиту от давления способностей К2 + К3: мы хватаемся за убеждение и утверждение, что культура трудами многих способных подготовила для нас К5 – замечательный инструментарий самоактуализации. Предпрограммное занятие со «встряской» – начальное упражнение в перспективе длительной работы по преодолению этой психологической защиты.

Онтология реального мира являет собою объективную возможность появления холистического образа, содержащего вариации. Эти вариации могут быть релевантны нам (К1) и оцениваться по нашим критериям. После того, как нащупаны, «схвачены» эти вариации – вызовы, они рефлекируются, инструментально отображаются и становятся предметом планирования/действия в отношении них. М. Мамардашвили обозначил задачу возможного тренинга – «останавливать действие предметных картинок». Развиваемая в пространстве и во времени базовая модель с наращиванием элементов и отношений, в том числе динамики и взаимообусловленности элементов и отношений, может (составить содержание тренинга по …) постепенно замещать сумбурное метание статичных предметных картинок. «Нам нужно привыкнуть к тому, чтобы в наших головах останавливать действие предметных картинок…. в нашей голове пляшут – независимо от нас – предметные картинки всего того, о чем мы можем подумать и что мы можем почувствовать. … мы понимаем (речь идет о нарушении разума в данном случае) разум как онтологическое устройство мира, а не как психологическую способность людей». Один из предметов рефлексии – определение соотношения реальной и наведенной идентичности, степень отстранения от предметного мира, коррекция воли К1 на основе К4.

Сформированное представление о работе механизма, состоящего из комплекса К5, может быть использовано в тренировках развития и эффективного применения этого комплекса. Рефлексия себя в аспекте действия этого механизма (сначала просто, прислушиваясь и самонаблюдая игру компонент 5К, потом – управляя содержанием, интенсивностью отдельных компонент, их взаимодействием) можно развивать в себе эти компетентности. То есть, переходить от осведомленности о них к эффективному использованию. Просто знать о них и продолжать практическую деятельность – не дает возможного эффекта.

Рассмотрим проблему мужества личностного проявления – обуздать в себе деятеля, побужденного к реактивному действию в сцеплении фактов редуцированного представления, и временить. Можно заниматься анализом, но быть «деятелем» и в анализе торопливо осуществлять редуцированные аналитические шаги. Можно быть «деятелем» и, невидимо для других, застывать в позиции «недеяния», временить, осуществляя при этом просмотр сложного образа и ввод возможной его части в осмысление.

К пространству готовых инструментов представления впечатлений о реальном мире относятся культурные нормы, в том числе и «наши самые дорогие иллюзии». Для того чтобы прервать их ограничивающее воздействие, необходимо «сентиментальное мужество. М. Мамардашвили предлагает философию жестокости (не в обыденном смысле слова): жестокость по отношению к самому себе, которая состоит в способности так видеть и так сказать. Он приводит описание поэтапного проявления страха перед трудом работы с образом реального мира: «… в этом чтении опыта, которое антипсихологично, то есть, направлено против основных тенденций нашей психики, нашей психологии как человеческих существ, есть еще одна загвоздка. Во-первых, пометим следующее: ведь я не вижу, чтобы избежать страха, то есть избежать того, что я боюсь – а истина есть то, чего я боюсь, – ее увидеть, и потом я даже забываю в силу слоистости нашей психической жизни, что я не видел ее, потому что боялся, потом уже, на следующих этажах, исчезает даже сознание того, что я избегал истины из-за страха. Эти психологические механизмы надежды – мир ведь водит нас за нос, в том числе и психологическим механизмом надежды: завтра все исправится, дом, по которому прошла трещина, каким-то чудом можно будет отремонтировать, – так вот, беда в том, что эти психологические механизмы прекрасно аккомодируются – не ассимилируются, а аккомодируются, то есть не противоречат нашим логическим операциям, операциям рассудочного мышления. Операции рассудочного мышления вполне уживаются с психологическими механизмами (механизмами страха, надежды и так далее.; отобъяснение – это тоже механизм). И вот все операции нашего прикидывающего мышления (назовем их логическими) – мы что-то наблюдаем, описываем, делаем выводы – уживаются с психологическими механизмами и не противоречат им. Мы можем мыслить, то есть совершать логические операции, так и оставаясь в этой ирреальности, не приходя к реальности. Сама по себе логика (в смысле логических операций рассудочного мышления) не выталкивает нас на путь истины. Того, что есть на самом деле» (рис. 3).

models3.jpg

Рис. 3. Поэтапное развитие влияния страха перед работой с непомерно сложным топологическим образом реального мира.

Готовые концепции, инструментарий провоцируют поддаться страху и уйти от действительной ответственности за свое предназначение (Я – амбициозный) в объемную техническую работу по манипулированию инструментарием. Два мотива у того, кто оказался мужественным (К1), чтобы посягнуть на попытку овладеть двумя бесконечностями:

  • «зуд» предпринимательства, исследователя, творца … Здесь нет объективного предела и эта попытка может кончиться только физическим или духовным прекращением творца;
  • побуждение выиграть у конкурента (преодолеть конкурентное давление т. н. «потребителя», то есть сопротивление потенциального отдателя того, получение чего является задачей деятельности, или преодолеть конкурентные притязания другого претендента на получение отдачи).

Освоение только К5 – для хорошего, продуктивного (результативного и эффективного) исполнителя. Сочетание (К1 -> К5) делает человека предпринимателем. Есть предприниматель по жизненной позиции – действительный предприниматель. И есть две имитации предпринимательства:

  • предприниматель по ситуации – ситуация (кто-то, стечение обстоятельств) ему предложила роль предпринимательства. Он сломается при встрече с препятствиями.
  • предприниматель-«воображала». Играет в предприятия на уровне поверхностных впечатлений, что можно сделать что-то необычное и получится хорошо.

Предпринимательские, творческие цели вообще, в их содержании и мере (S,M) обусловлены тем, насколько они действительно захватывают субъекта деятельности. Уровень К1 обусловливает достижимость цели. Здесь есть множество психологических препятствий к тому, чтобы намеченная цель действительно соответствовала (была бы релевантна) личностной силе субъекта. Процитируем М. Мамардашвили – «слова «не хотел», «я был так хорошо настроен», «намерен» – из разряда запрещенных фраз. Запрещенных для развитого героического сознания».

Совместно с аспирантом Института образовательных технологий Открытого Университета Великобритании мы обсуждали социокультурные аспекты особенностей образования в России и в западном мире (4). В данной статье не будем обсуждать аспекты социального и геополитического масштаба, но обратим внимание на тезис философа «различие людей, то есть равны они или не равны, будет во многом определяться тем, кто совершил усилие, а кто не совершил его». Работа таких деталей позволяет почувствовать вызовы рынка – предпринимателю, возможные технические решения – изобретателю и так далее. Случайное якобы «изобретательство» может состояться по алгоритму. Выигрышной может оказаться аккуратная рыночная игра, выстроенная по алгоритму, по образцам для сложившихся понятных условий. Это – приспособление, не управление своей судьбой.

Для тех, кто проводит такое обучение, один из существенных элементов в этой работе – отказ от тьюторской харизмы и переход на учительскую незаметность. Эта незаметность не исключала признания, но в других формах и смыслах, чем реакция подверженности тьюторской харизме. Это нужно для того, чтобы ни в коей мере не навязывать обучаемым каких-то отношений; все их отношения должны формироваться из чувства самоидентичности, ощущения и сознания собственной ответственности и собственного целеполагания. Необходимо четко отслеживать различие между воспитанием (приучением следования извне приписанным нормам) и развитием личности.

Трансцендентное, восточное, мистическое, шаманство … – социокультурные модели, используемые чтобы остановить, опорочить обозначенный подход к овладению реальностью. Это – барьеры, для преодоления которых нужна воля К1. Это обстоятельство выводит нас на необходимость учитывать поле интересов в масштабе межцивилизационных проблем, где возможна попытка содействия развитию личностного потенциала общества или политика сдерживания такого развития.

3. В исследовании проблемы осознанного управления выявлением и развитием личностных компетентностей субъекта деятельности (предпринимательской, исполнительской на уровне «внутрикорпоративного предпринимателя», изобретательской и т. д.) автор данной статьи использовал себя в качестве объекта наблюдения и экспериментирования. Это позволило не упустить из поля зрения еще один практически важный вывод М. Мамардашвили. Имеет место исторически бесконечный поток поиска возможностей развития способности человека приспосабливания к среде проживания. И во все моменты времени этот поток представляет собой обширную сознательную область, в которой присутствуют и мучаются проблемой многие разные и часто непосредственно не соприкасающиеся между собой люди. Это обстоятельство отразил М. Мамардашвили определил как принцип «многомерной актуальности состояний».

Речь идет об осмыслении и моделировании собою личности человека, пытающегося овладеть («временить») онтологической ситуацией предпринимательской деятельности. Цитируем М. Мамардашвили «…ни в какой данный момент мы сами себе не даны в полноте нашего существа и что реализуемся мы лишь в последовательности, в разное время реализуя разные части самих себя, да еще к тому же рядом с последовательностью всегда есть развитие этого впечатления вбок куда-то, где одно и то же впечатление реализуется в нескольких жизнях. Я как бы говорю следующее: с одной стороны, одной личности (то есть одной жизни) недостаточно для того, чтобы реализовать личность, – а личность мы предположили набитой впечатлениями или состояниями, или судьбой. И, с другой стороны, цельную полную личность могут составлять несколько жизней разных лиц. Вот что я называю многомерностью, или многомерной актуальностью состояний. Состояния актуализируются во многих измерениях. Способ бытия состояний многомерен. Или актуален – состояние актуально в измерениях, не совпадающих с измерением одной человеческой индивидуальности и не совпадающих с конечными границами ее в жизни. Обсуждение проблем работы с отмеченной глубокой реальностью применительно к личностному развитию менеджеров, формирование практических программ развития – предмет, лежащий за границами и условиями конечной жизненной траектории одного человека». В этом смысле данная публикация является одним из результатов коллективного поиска практических путей развития личностной компетентности людей деятельности (5…8).

Литература

1. М. М. Харитонов. Концептуальная графическая модель деятельности для использования в учебном процессе в бизнес-образовательных программах. МАПДО Сб. трудов. Вып. 7. М., 2005.
2. М. М. Харитонов. Взаимная рефлексия при обучении менеджеров. Ассоциация «Сибирский Открытый Университет» – «Открытое и дистанционное образование». 2 (18) 2005.
3. М. М. Харитонов. К разработке методики развития у студентов школ открытого дистанционного профессионального образования системно-целостного видения деятельности. Научные труды МИМ ЛИНК «Система обеспечения качества в дистанционном образовании», вып. 13. Жуковский, 2005.
4. М. М. Харитонов, И. М. Харитонов, Р. А. Романов. Исследование базовых звеньев западной образовательной парадигмы. «Открытое и дистанционное образование». Выпуск 4 (20), 2005.
5. М. М. Харитонов. Реконструкция методологических оснований бизнес-образовательных программ. Открытое и дистанционное образование. Томский государственный университет. 3(9). 2005.
6. М. М. Харитонов. Внедрение планов личностного развития в образовательный процесс в системе ПДО. МАПДО Сб. трудов. Вып. 8. М., 2005.
7. М. Д. Крикун, М. М. Харитонов, Системное развитие профессиональной компетентности менеджера. Результаты эксперимента. Москва: Вестник МИМ ЛИНК, 2007.
8. М. М. Харитонов, И. М. Харитонов. Проблемы повышения эффективности учебных процессов в системе менеджмент-образования. Проблемы экономики и менеджмента. Научн. труды. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005. вып. 14.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Адм. директор, Москва

Тренировка, подготовка, обучение, образование и развитие - насколько различается в ходе практической проверки инструменарий ''проверяющих технологий'' ?

Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: Тренировка, подготовка, обучение, образование и развитие - насколько различается в ходе практической проверки инструменарий ''проверяющих технологий'' ?
О своем ''инструменте'' я ответил только что в теме по параллельной статье. Полагаю, что есть: 1. списанный у зарубежа и там, может быть, работающий инструментарий, но не осмысленный (за действительной ненадобностью российским инстанциям) и не имеющий действительного применения у нас /за свой ''базар'' отвечаю - могу привести иллюстрацию/, 2. отечественный инструментарий, применяемый авторами и без них трудно перенимаемый, 3. имитация ''проверки'' для удовлетворения требований инстанций, 4. ... Мой случай № 2. Мои публикации и посты в Форуме есть попытка предъявить к просмотру опыт образовательной работы с компонентой ''проверка хода и результатов её''.
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: за свой ''базар'' отвечаю - могу привести иллюстрацию
Не обязательно, эта иллюстрация - ''за окном'' и каждодневно телеящик подтверждает... ВОПРОС автору статьи:
Сергей Норкин пишет: Тренировка, подготовка, обучение, образование и развитие - насколько различается в ходе практической проверки инструменарий ''проверяющих технологий'' по каждому из указанных типов деятельности?
состоит в том, чтобы определить, есть ли различие в ''инструментах проверки'' для того, чтобы проверять: 1. результат тренировки 2. качество обучения 3. продукт образования 4. масштаб развития. В том, что способы и средства деятельности ''зарубежом'' и в России, в том числе и средства контроля отличаются - сомнений нет никаких.
Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: есть ли различие в ''инструментах проверки'' для того, чтобы проверять: 1. результат тренировки 2. качество обучения 3. продукт образования 4. масштаб развития.
Я читал про и редко пытался попробовать стандартизованные и не стандартизованные тесты. Остаюсь принципиально безграмотным (за ненадобностью мне, возможно, в силу ограниченной квалификации) в применении тестов. Состояние лично[COLOR=red=red]ст[/COLOR]ной менеджмент-компетентности (1. осознанная воля к самоактуализации + 2. с этой позиции вИдение системы «Я и среда самоактуализации» + 3. вИдение именно сущностей + 4. рефлексия участников отношений в ситуации самоактуализации) проверяется анализом (творческим, не стандартизованным) доступных регистраций. Доступные регистрации (а) это – наработанные «обучаемым» плакаты, слайды видения им деятельности; его письменные работы (контрольные, выпускные, дневниковые, научные, посты на форумах) с комментариями тьютора. Для самого тьютора и самого «обучаемого» материалом под проверку (б) являются еще и наблюдения в своем сотрудничестве по «обучению». (а) доступно для проверки сторонними экспертами. (б) тоже может быть продемонстрировано сторонним экспертам. Естественно, речь идет не о показе в безмерных СМИ, а среди профессионально «своих» - в ситуации «по гамбургскому счету». Свои, в данном случае, и образованцы, и заказчики образования и сами заинтересованные в получении поддержки раскрепощению и развитию личностного потенциала. Состояние и динамика ЗУНовской компоненты [COLOR=red=red]личной[/COLOR] компетентности проверяется общераспространенным инструментарием ЗУН-проверки с использование эталонных шкал ЗУН-усвоенности.
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Я читал про
На этом обрывается ответ по существу заданного вопроса. Мне приятно участвовать в коммуникации с квалифицированным проведением ''практической проверки программы развития личностной компетентности'' Мой вариант ОТВЕТА на вопрос:
Сергей Норкин пишет: Тренировка, подготовка, обучение, образование и развитие - насколько различается в ходе практической проверки инструменарий ''проверяющих технологий'' ?
Различия есть. В практической деятельности автора статей эти различия не существенны или специально не выделяются. В мировой практике этот инструментарий хорошо известен.
Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: В практической деятельности автора статей эти различия не существенны или специально не выделяются. В мировой практике этот инструментарий хорошо известен.
Думаю, что готовый инструментарий эффективен в 2-х случаях: - при решении сравнительно простых, инструменто-податливых задач. Пример: практически каждый может приложить линейку к продолговатому предмету и уверенно объявить длину предмета; - при решении сложных задач, если инструмент становится ''психологическим щупом''. Поясняю: * сложные задачи - рассмотрение объекта, в котором признается наличие деталей и отношений, не охватываемых осознанием, а воспринимаемых только интуитивно, подсознанием; * психологический щуп - когда сигналы инструмента воспринимаются и перерабатываютсяна дорациональном уровне. В работе конкретного тьютора с раскрепощением и развитием личностных качеств/компетентностей конкретного ''обучаемого'' имеет место сложная задача и работает психологический щуп. Каналами прохождения сигналов личностных состояний и их динамики являются речь, мимика ''обучаемого'', письменные тексты. Контроль факта и качества работы посредством психологического щупа может быть осуществлен через демонстрацию непосредственно учебной работы или запротоколированных ее материалов перед экспертами. [LIST] [/LIST]
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Создано: 11.08.2011 15:06:27
Да, конечно, согласен. Уточняю и поясняю. У меня - про другое: не о содержании и порядке контрольных действий и технологии определения качества работы, а о РАЗЛИЧИЯХ контрольных процедур или технологий для ''продуктов'' разных деятельностей: 1. Тренировка, 2. Подготовка, 3. Обучение, 4. Образование, 5. Развитие, 6. Контроль перечисленного.
Преподаватель, Московская область
Сергей Норкин пишет: о РАЗЛИЧИЯХ контрольных процедур или технологий для ''продуктов'' разных деятельностей: 1. Тренировка, 2. Подготовка, 3. Обучение, 4. Образование, 5. Развитие, 6. Контроль перечисленного.
Подготовительная таблица к ответу - пароль haritonov: Скачать Doc3.mht с WebFile.RU
Адм. директор, Москва
моисей харитонов пишет: Подготовительная таблица к ответу - пароль haritonov: Скачать Doc3.mht с WebFile.RU
лишние клики доступа, скачиваний, переходы усложняют и без того трудоемкий инструментарий, публикуйте, пожалуйста, прямо здесь или направляйте для консультаций и согласований лично (почтой, агентом, скайпом, аськой, личкой и т.п.)
Адм. директор, Москва

Настоящей проверкой будет схема ''конфигуратор'' для ''Трилогии'' и ''Онтологии 7-го уклада''

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.