Екатерина Крупина: Ищите... бухгалтера

Екатерина Крупина

Многие руководители и владельцы частного бизнеса принимают на работу бухгалтера, но через некоторое время понимают, что специалист их не устраивает. Налоговая выявляет нарушения, отчетности сдаются с опозданием, в финансовых документах обнаруживаются ошибки либо знаний специалиста недостаточно для ведения бухгалтерского учета в компании. Подобные ситуации часто возникают потому, что при поиске специалиста не было уделено достаточно времени на оценку профессиональной компетентности кандидата. А ведь это чревато серьезными финансовыми потерями для компании и проблемами с налоговой службой.

Отбор и анализ резюме

Уже на первом этапе поиска специалиста – отборе и анализе резюме – нужно обращать внимание на ряд моментов. И в первую очередь – на опыт и стабильность кандидата. Грамотные бухгалтера имеют средний стаж работы на одном месте от 2-3 лет, хорошие главные бухгалтера – от 3-5 лет. Если кандидат каждые полгода-год меняет работодателя, не стоит рисковать и приглашать такого соискателя на собеседование.

Если вы – владелец бизнеса, у вас нет опыта ведения бухгалтерской отчетности и знания всех тонкостей и нюансов этой работы, лучше рассматривать соискателей с опытом ведения бухгалтерии именно в отрасли деятельности вашей компании. Это поможет избежать многих ошибок, которые может сделать специалист, не знающий специфики данной отрасли.

Что касается профессиональных знаний, то здесь нужно обратить внимание на знание кандидатом основ ведения бухучета, системы налогообложения, бухгалтерских программ и электронных систем сдачи отчетности, деловой переписки. Опыт работы на различных бухгалтерских участках станет большим плюсом в пользу кандидата – это свидетельствует о нацеленности кандидата на профессиональный рост и развитие.

Тестирование

Итак, вы отобрали резюме кандидатов, с которыми хотели бы встретиться и провести собеседование. Следующим важным и обязательным этапом является тестирование.

Тестирование соискателей на позицию бухгалтера является одним из надежных и проверенных способов оценить профессиональную компетентность кандидата. В Интернете сегодня можно найти массу готовых тестов для специалистов в области бухучета, но лучше потратить время и подготовить собственный тест, который включит вопросы, касающиеся специфики ведения бухгалтерии в отрасли вашего бизнеса. Проконсультируйтесь со знакомыми специалистами, кадровиками, изучите литературу в области бухучета по отрасли деятельности вашей компании. У себя в агентстве «КАУС-Бухгалтер» мы всегда проверяем кандидатов на позиции в области бухучета с помощью разработанных нами тестов – такой подход позволяет сразу отсеять некомпетентных специалистов.

Если соискатель с неохотой соглашается на тестирование либо вовсе от него отказывается – стоит насторожиться. Грамотные специалисты в области бухучета, как правило, готовы к подобным тестированиям при поиске работы, и подобные проверки их не пугают.

Собеседование

Непосредственно во время собеседования можно более детально оценить профессиональный уровень кандидата, выявить его личностные характеристики. Четкие, подробные ответы соискателя на уточняющие вопросы – лучший показатель профессионализма специалиста.

Для оценки личностных качеств кандидата можно использовать кейсовые вопросы. Например, при собеседовании с соискателями в агентстве «КАУС-Бухгалтер» мы задаем такие вопросы:

· Опишите идеальный для Вас коллектив, место работы (офис)?

Ответ на этот вопрос поможет понять, сможет ли вписаться будущий сотрудник в коллектив компании, будет ли ему комфортно работать в вашем офисе.

· Назовите типичные конфликты в коллективе?

Если кандидат называет целый перечень конфликтных ситуаций, то, скорее всего, он часто сталкивался с ними. Задавая уточняющие вопросы, можно уже понять, был ли соискатель участником конфликтов, их зачинщиком и т.д. Если кандидат затрудняется привести примеры конфликтов в коллективе, то, скорее всего, он легко находит общий язык с сотрудниками и проблем с адаптацией в компании не будет.

· Почему одни люди воруют, а другие нет?

Этот вопрос поможет выявить отношение кандидата к воровству, насколько соискатель будет честен к компании в этом отношении. Правильным, конечно, будет сказать, что все зависит от человека, но иногда ответы соискателей на данный вопрос просто удивляют («это зависит от руководителя…», «а что в этом такого, ну воруют и воруют, мне какое дело…»).

· Кто такой хороший бухгалтер?

Ответ на этот вопрос поможет выявить мотивацию специалиста, отношение к работе и профессии. Подобные вопросы можно продумать самостоятельно, исходя из потребностей и специфики вашей компании.

В идеале финальное собеседование с кандидатами должен проводить главный бухгалтер и генеральный директор компании. Но небольшие компании, которым необходим бухгалтер в одном лице, испытывают трудности с подбором. К нам в агентство часто обращаются индивидуальные предприниматели, владельцы частного бизнеса с просьбой найти бухгалтера, поскольку самостоятельно им действительно сложно оценить профессиональный уровень кандидата.

Если вы ведете поиск бухгалтера своими силами, подойдите к подбору специалиста ответственно. Ведь вы доверите будущему бухгалтеру свои финансы и репутацию. Не пожалейте времени на отбор резюме, обязательно проводите тестирование кандидата, обстоятельно поговорите с соискателем во время собеседования. Спросите у кандидата, считает ли он себя хорошим бухгалтером. Грамотный бухгалтер без тени смущения уверенно ответит «да».

Статья была впервые опубликована в журнале «Аудит», май 2011 года.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону

Постоянно сталкиваюсь бухгалтерами в жизни и понимаю, что это не только очень своеобразные специалисты, но и о-оочень специфические люди. Потому заинтересовался статьей – сам бы, пожалуй, не смог подобрать бухгалтера.
Ну и что? Где же раскрытие профессиональной и личностной специфики? Если в текст вместо бухгалтера подставить врача, психолога, руководителя, менеджера по продажам, специалиста СМК – ничего не изменится.
Половину объема статьи занимает описание собеседования, включающее так называемые «проективные вопросы», которые лет 5 назад был модной темой и переполняли собой Интернет. Но, во-первых, люди с интеллектом выше среднего очень легко понимают цель задаваемых вопросов, а во-вторых, в качестве ответа на продуманный вопрос «Кто такой хороший бухгалтер?», опросчик может получить рекомендацию сначала уяснить это для себя, а уже потом приглашать на собеседование профессионалов.
Но зато подобных статей можно сгенерировать уйму по всем дефицитным профессиям.
В актуальности темы статьи сомнений нет. Но в чем же уникальность подхода автора? Видимо, в предложении: «У себя в агентстве «КАУС-Бухгалтер» мы всегда проверяем кандидатов на позиции в области бухучета с помощью разработанных нами тестов». Ух ты! Ну, так поделитесь же профессиональным опытом, раскройте, хотя бы поверхностно, секретную тайну уникальной методы узконаправленного изучения специфических характеристик бухгалтера!
Конечно, если эта метода не состоит лишь в том, что в вопрос «Кто такой хороший ……………» вместо точек предполагается вписать «бухгалтер».

Генеральный директор, Москва

Владимир!

Понимаю Ваш сарказм, безусловно, данная статья не для тех, кто постоянно сталкивается и/или специализируется на подборе персонала бухгалтерии, а скорее для тех, кто столкнулся с этим впервые или периодически сталкивается, и у кого при этом возникают определенные проблемы. В данной статье я не замахивалась на глубокое исследование вопроса, а лишь даю некоторые рекомендации, которые, надеюсь, помогут кому-то в работе.
Относительно профессионального тестирования трудно изобрести велосипед, как Вы понимаете. Но опытом поделюсь: мы разработали не просто универсальный тест для любого главбуха или зама, а тесты с учетом специфики сферы деятельности компании. Например, для главного бухгалтера в строительной компании, в производстве, услугах, торговле. Также для бухгалтеров на участки разработали тесты на ведение этих самых участков: материалы, касса-банк, основные средства и т.п.
--------------------------------------------------------------------------------

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Екатерина Крупина пишет: Но опытом поделюсь: мы разработали не просто универсальный тест для любого главбуха или зама, а тесты с учетом специфики сферы деятельности компании. Например, для главного бухгалтера в строительной компании, в производстве, услугах, торговле. Также для бухгалтеров на участки разработали тесты на ведение этих самых участков: материалы, касса-банк, основные средства и т.п.
Екатерина Вячеславовна, что ж Вы это все в статье не прописали? Велосипед изобретать трудно, но еще труднее, когда даже не знаешь, как он выглядит. Вот я не знаю, как выглядит велосипед, в смысле, не смогу никогда подобрать бухгалтера (да я их просто боюсь) и вынужден искать профессионалов. А Вы про общеизвестные вещи написали, которые используют при подборе дворников и грузчиков. По названию статьи. Я ищу бухгалтера, но не умею его искать, лезу в Интернет, а там бы статья как раз в мою потребность: ''Ищете бухгалтера?''. И сразу ясно, что у Вас есть то, что я ищу. А у Вас получается по смыслу: ''Ищете бухгалтера? Ну вот и ищите!''. Поэтому и посещаемость-читаемость Вашей статьи мизерная. И с многоточием этим Вашим неаккуратненько как-то выходит. Вот представьте, что вам написали или сказали невнятно, но конкретно: - Идите …………….. Что, интересно, вы подумаете? Но тут все разъясняется: «….. в бухгалтерию!», но осадок остался. В общем, добавил я Вам сарказма. Но ведь это не единственный информационный ресурс?
Исполнительный директор, Санкт-Петербург
Что-то я недопонимаю
Грамотные бухгалтера имеют средний стаж работы на одном месте от 2-3 лет, хорошие главные бухгалтера – от 3-5 лет.
и тут же
Опыт работы на различных бухгалтерских участках станет большим плюсом в пользу кандидата
Пришел хороший главный бухгалтер, у которого стаж работы, допустим 7 лет в одной фирме. 2 года - простым, 5 лет - главным. Но, опыта работы на ''разных участках'' у него нету. Это - минус. Как же определить - ''плох он или хорош''?
Генеральный директор, Москва
Андрей Ляхтейнен пишет: Что-то я недопонимаю
Грамотные бухгалтера имеют средний стаж работы на одном месте от 2-3 лет, хорошие главные бухгалтера – от 3-5 лет.
и тут же
Опыт работы на различных бухгалтерских участках станет большим плюсом в пользу кандидата
Пришел хороший главный бухгалтер, у которого стаж работы, допустим 7 лет в одной фирме. 2 года - простым, 5 лет - главным. Но, опыта работы на ''разных участках'' у него нету. Это - минус. Как же определить - ''плох он или хорош''?
Могу предположить, что прежде чем стать главным бухгалтером кандидат все-таки работал не на каком-то одном конкретном участке, а заместителем главного бухгалтера. Таким образом, для того, чтобы контролировать работу бухгалтерии, он так или иначе должен понимать работу бухгалтеров на участках. Либо это маленькая компания, где есть главный бухгалтер и простой бухгалтер, который ведет все участки (их в такой компании должно быть немного) до баланса.
Старший консультант, Москва

Чтобы оживить дискуссию, предлагаю Вам следующую инфу:
Чарли Мангер (партнер Уоррена Баффетта) часто критикует корпоративную культуру, юристов и особенно аудиторов/бухгалтеров.
Про последних, он как то сказал: ''Правильный бухучет должен быть как инженерное дело. Должна соблюдаться Маржа Безопасности. Я благодарю Бога, что мы не создаем мосты, и самолеты по примеру того, как мы создаем бухгалтерские принципы''.
:)

Главный бухгалтер, Москва

На мой взгляд в статье изложен дилетантский подход к вопросу подбора кадров. Совершенно примитивные вопросы, не позволяющие никоим образом оценить ни уровень знаний, ни личностные особенности человека.
Особенно умиляет следующая рекомендация «Спросите у кандидата, считает ли он себя хорошим бухгалтером. Грамотный бухгалтер без тени смущения уверенно ответит «да». - Да это кто угодно ответит! Уверенно, и честно глядя Вам в глаза! Страшно подумать, какие кадры будут работать в организации если руководствоваться подобными методами.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.