Дмитрий Ляшов: Эффективная структура компании. Отдел маркетинга

Дмитрий Ляшов

Обратимся к основам. Согласно классического определения основателя теории маркетинга Филиппа Котлера, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Вряд ли это определение поможет нам понять основные функции этой деятельности в рамках структуры компании. Ищем дальше. Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю (American Marketing Association, США). Вот это уже ближе к нашей теме.

Итак, в современной структуре компании маркетинговый отдел – это, прежде всего, подразделение, отвечающее за направление продукта от производителя к потребителю. Рассмотрим деятельность отдела маркетинга с точки зрения функциональной модели компании. Основные функции, которые отдел маркетинга должен осуществлять в современной компании это

  • Ориентация
  • Понимание
  • Просвещение

Функцию Ориентирования отдел маркетинга осуществляет посредством МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Это изучение конъюнктуры рынка, посещение отраслевых конференций и выставок, работа непосредственно с продуктом. Усилия, направленные на выполнение этой функции позволяют собрать необходимую информацию и сделать правильный выбор в пользу жизнеспособного в долгосрочной перспективе продукта, который принесет прибыль компании. И результатом этой работы становятся стратегический план маркетинга и технические предложения по увеличению заказов от постоянных и новых потребителей. Осуществление функции Ориентирования требует от сотрудников отдела проактивного подхода к оценке поступающей информации. И если отдел продаж является флагманом компании, то в данном случае отдел маркетинга является набором ориентиров-маяков на ее пути.

Следующая функция отдела маркетинга – Понимание. Другими словами можно сказать, что это работа по ПУБЛИКАЦИЯМ И РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. Сюда же можно отнести такие немаловажные действия отдела, как разработка и создание торговых марок, логотипов, слоганов, фирменных цветов, шрифтов и т.д. Если продолжать мореплавательную тему, то, как говорится, «Как ты судно назовешь, так оно и поплывет!». Все, что относится внешнему оформлению продукта в частности и компании в целом напрямую влияет на результат деятельности компании и ее позиции на рынке.

К функции Понимания так же относится деятельность отдела маркетинга направленная на РАЗРАБОТКУ, СОЗДАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Это, так сказать, безмолвная, но многословная презентация продукта и компании. И, зачастую, качество рекламной продукции, а так же сроки ее изготовления напрямую влияют на успешность продаж продукта. Итогом работы отдела в этом направлении должны стать рекламные материалы, которые позволят компании иметь хорошую репутацию на рынке, а так же приведут к увеличению заказов.

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ, а так же анализ их эффективности – еще один элемент работы отдела маркетинга по выполнению функции Понимания. Качественно подготовленные и проведенные рекламные акции помогают отделу продаж увеличивать объемы реализации продукта, а анализ эффективности этих акций позволяет контролировать и снижать затраты на его продажу, и, как следствие, снижать его себестоимость, что напрямую влияет на прибыль компании в целом. Так же, в разрезе взаимодействия с отделом продаж, отдел маркетинга осуществляет подготовительные мероприятия по участию отдела продаж в торговых выставках. И эти мероприятия зачастую определяют результат такого участия.

Функция Понимания требует от сотрудников отдела продаж такие качества, как креативность, ответственность и исполнительность. Это одновременное сочетание творческих и прагматичных качеств в сотрудниках отдела ставит сложную задачу подбора соответствующих специалистов перед отделом кадров. Но, как правило, компании, имеющие грамотно подобранную команду специалистов - маркетологов имеют достойный успех на своем рынке.

Функция Просвещения реализуется отделом маркетинга путем РАБОТЫ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ. Это в первую очередь разработка стратегии работы с основными клиентами, которая является эталоном для отдела продаж. Реализуя эту стратегию, отдел продаж следует четким правилам поведения на рынке, позволяющим привлечь и удержать наибольшее количество основных потребителей продукта.

Так же к работе с потребителем относится комплекс мероприятий по УЧЕТУ КЛИЕНТОВ И ПАРТНЕРОВ КОМПАНИИ. Для выполнения этой работы существует множество инструментов, например, CRM программы. Эти программы позволяют систематизировать и хранить информацию о потенциальном или существующем клиенте, вести историю его сотрудничества с компанией, что является хорошей основой для успешного развития взаимоотношений. Здесь же можно хранить отзывы потребителей о продукте, сбор которых является одной из задач отдела маркетинга.

Следующий блок задач для отдела маркетинга для осуществления функции Просвещения на первый взгляд может показаться совершенно не свойственным этому отделу. Это подготовка к оформлению заказа, проработка заказа, передача оформленного заказа в подразделение по производству, получение готового заказа со склада готовой продукции, комплектация заказ документами для экспедирования и доставки продукта заказчику. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все эти действия отдела маркетинга решают две важные задачи. Во-первых, это освобождение отдела продаж от рутины взаимодействия с подразделениями компании и максимальное приближение их работы к «полю». Во-вторых - контроль внутренних процессов компании, которые напрямую влияют на качество продукта и удовлетворение потребностей покупателя, что, собственно, и является основой целью маркетинга.

Подводя итоги, можно сказать, что современный отдел маркетинга является важной частью организации любой компании, имеет многовекторные задачи, ориентированные на продвижение информации от рынка к производителю в виде концепции и от производителя на рынок к потребителю идеи готового продукта.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Крючков
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

По-моему, статья опоздала этак лет на 20...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.