Андрей Юнисов: Бизнес-планы для интернет-магазинов – как не попасть впросак?

Андрей Юнисов

В настоящее время интернет-магазины становятся все более и более популярным видом бизнеса. Как правило, этим многие начинают заниматься в силу кажущейся доступности бизнеса. С первого взгляда, действительно, все выглядит довольно несложно: создал сайт, заполнил каталог товаров, купил контекстную рекламу и продаешь себе товары. Таким образом, каждый пятый делает себе интернет-магазин, который, как правило, терпит рано или поздно крах, так как что-то где-то не додумали, недоделали, про что-то вообще забыли, о чем-то даже не задумались. Становится даже обидно, порой хорошие идеи стартапов терпят поражение еще на начальном этапе создания, и все из-за отсутствия должного подхода к бизнес-планированию.

Про то, что бизнес-планы для бизнесов такого рода нужно (просто необходимо!) писать, говорить не будем. Допустим, что все действительно их пишут. Мне приходилось сталкиваться далеко не с одним бизнес-планом интернет-магазина, это были клиенты, потенциальные клиенты нашего агентства, мои знакомые, и, конечно же, молодые стартаперы. Что же я видел в этих бизнес-планах? Это были довольно небольшие поверхностные записи (документы), в которых описывалось то, чем собирается торговать интернет-магазин (товарная матрица), прописывались моменты доставки и логистики закупок. Уже хорошо :) В некоторых случаях в бизнес-плане можно было узнать еще про некоторые управленческие моменты, наличие склада, своего курьера, гарантии и возврата товара. Волшебно! Запускаемся! Что дальше?... А дальше обычно у всех одно и тоже — нет клиентов, и, соответственно покупок. Сразу у владельца возникают мысли: «Как же так? Мы заплатили деньги за создание очень красивого сайта, наполнение каталога замечательными товарами, запустили сайт, и даже вложили солидный бюджет в контекстную рекламу! Где клиенты?!» Скорее всего, нетерпеливый бизнесмен закроет этот бизнес и начнет заниматься чем-то более стабильным и приносящим гарантированный, пусть и небольшой доход.

А что же стоило сделать на самом деле? Нужно было на начальных этапах проектирования бизнеса более ответственно отнестись к созданию бизнес-плана в части «Привлечение клиентов» и «Маркетинг», проконсультироваться со специалистами в этих вопросах, которые подсказали бы, что нужно продумывать не только то, чем торговать и как доставлять, но подумать как проект будет отдавать вложенные в него средства, то есть спрогнозировать продажи интернет-магазина, понять какие источники трафика посещаемости обеспечат их на необходимом уровне, при этом необходимо учитывать и уровень конверсии самого интернет-магазина, т.е. его возможностей по превращению посетителей в клиентов. Нужно, чтобы специалисты провели прогнозирование посещаемости и конверсии. Ведь именно это и есть потенциальные денежные потоки (cash-flow) вашего будущего интернет-магазина.

Конечно же, если это не первый ваш интернет-магазин, то скорее всего вы уже сполна разобрались в некоторых тонкостях ведения бизнеса и уже набрались опыта. Но, если вы впервые решились на создание интернет-магазина и не хотите попасть «впросак», то все-таки лучше обратиться к профессионалам в отрасли, как можно больше советоваться с опытными людьми. Пускай эти советы обойдутся в некоторую сумму, но зато вы получите гарантию того, что именно ваш магазин не потерпит поражения на первых порах, а в дальнейшем будет только расширяться и приносить все большую прибыль. Вы сможете понять, когда выйдете на операционную рентабельность и когда вернете вложенные инвестиции. Со временем вы, наверняка, сможете укомплектовать штат и настроить работу вашего бизнеса так, что в какой-то момент оставите бизнес, чтобы он работал без вашего участия и только приносил вам доход.

Но все это возможно только при наличии изначально грамотного подхода к организации бизнеса (кстати не только интернет-магазина, но и любого другого). Итак, что же я подразумеваю под «грамотным подходом»? Попробую расписать по пунктам, но достаточно подробно. Заранее скажу, что действия, описанные ниже не являются для меня неким пустословием, все это постоянно проделывается для клиентов нашего агентства WebProfiters.

1. Для прибыльного функционирования интернет-магазина необходимо знать тот объем продаж, который покроет все ваши расходы и принесет прибыль, то, что вы хотите в итоге получить;

2. Нужно сделать прогноз конверсии посетителей сайта интернет-магазина в покупателей. Такой прогноз может сделать только профессионал в отрасли, который повидал уже немалое количество интернет-магазинов и других коммерческих интернет-проектов;

3. С помощью этого прогноза конверсии определяется количество посещений сайта, которое необходимо для обеспечения заданного уровня продаж;

4. Затем определяются возможность получения такого количества трафика, а также источники и методы его получения. Тут главное — это не увлекаться с первоначальной прибыльностью бизнеса, а то приходилось наблюдать такие бизнес-планы, после подсчетов трафика для которого становилось понятно, что столько посетителей по всему Рунету не соберешь.

5. После проведения вышеописанных действий получаем прогноз продаж, маркетинговые каналы и затраты на них. Это – важнейшая часть бизнес-плана, которую так часто упускают начинающие предприниматели.

За счет такого подхода к организации, владелец бизнеса будет иметь на руках четкий математический план привлечения посетителей для обеспечения продаж, таким образом страхуя себя от убытков, которые были бы очень вероятны при дилетантском подходе.

Еще очень хочется отметить то, что было бы здорово изначально с таким же подходом разрабатывать структуру сайта, продумывать возможные пути поведения посетителя на сайте, которые обязательно приведут его к покупке. То есть – управлять конверсией ресурса заранее, а не в «режиме авралов».

В нашем агентстве ко всем проектам подходят со всей серьезностью. Работа над проектом бизнес-плана интернет-магазина ведется комплексно на всех уровнях разработки. Помимо структуры, работам по созданию сайта должен предшествовать комплекс работ по выработке маркетинговых требований к самому сайту. Это формулировка целей сайта для бизнеса, выбор инструментов и способов представления продукции и конкурентных преимуществ на сайте. Мы составляем шаблоны основных страниц в формате блок-схем элементов для последующего дизайна, что страхует от неудобного интерфейса в будущем. Проводится всесторонний анализ конкурентных сайтов для получения бест-практик по индустрии, анализируется аудитория текущего сайта для учета ее параметров при создании нового. Далее происходит создание требований к текстовому и графическому наполнению сайта, оптимальных для посетителей и поисковых систем, а также формируются оптимальные сценарии поведения посетителей на сайте. Только после проведения данных работ следует приступать к созданию технологических требований к новому сайту с точки зрения программирования, верстки, скорости, отказоустойчивости, надежности и безопасности нового сайта, а также его будущего продвижения в поисковых системах. Проектирование такого формата позволяет существенно повысить конверсию сайта, его посещаемость и, как следствие, продажи и обращения.

В заключение хочется еще раз отметить, что только такой комплексный всесторонний подход к созданию интернет-магазина приведет ваш бизнес в нужное русло. Продуманные источники привлечения трафика на сайт доставят вам посетителя, привлекательный дизайн и четкая структура обеспечат комфорт пребывания посетителя на сайте, обозначенные пути поведения приведут его к покупке, ну а вас к прибыли.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян предпочтут 13-ю зарплату новогодним корпоративам

Четверть россиян относятся к корпоративным развлечениям негативно.

Япония перейдет на 4-дневную рабочую неделю

По задумке властей Японии, должна будет способствовать решению проблем с рождаемостью.

Курьеры обогнали всех по росту зарплат в России

Медианная зарплата курьеров в России в 2024 году выросла на 15%.

74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.