Василий Пирогов: Управление творчеством

Василий Пирогов

Гений – это 1% вдохновения и 99% пота.

Томас Эдисон

Роль творческого авторитета

О работниках творческих специальностей ходят слухи, что они едва ли управляемы, недисциплинированны, работают по настроению и не выносят критики. Слухи эти лишь отчасти правдивы. На самом деле творческими работниками, конечно же, можно управлять. Очень трудно организовать рабочий процесс нескольких творческих людей, а если уж речь идет о целом отделе и компании, то руководитель должен быть воплощением таких «трудносочетаемых» квалификаций, как администратор, психолог, стратег. В тоже время для того, что бы быть лидером творческого коллектива, руководитель должен обладать творческим авторитетом. Помимо этого немаловажного психологического момента в успешном построении иерархии отношений внутри коллектива, которое будет основано на профессиональном уважении заслуг лидера, есть еще один плюс – возможность выработать верный управленческий подход, создать комфортную обстановку внутри коллектива и стимулировать работников к творчеству. Профессионализм руководителя в этом случае будет определяться двумя ключевыми способностями: умением преобразовывать творческую энергию в созидательную, и возможностью идентифицировать отдельных работников, которые к этим преобразованиям готовы.

Темная сторона творчества

По моим наблюдениям, творчество – это в основном удел ленивых и безвольных людей, звучит достаточно парадоксально, но я попытаюсь объяснить, что кроется за этим наблюдением. На мой взгляд, творчество – это та работа, которая требует наименьшее количество затрат энергии, люди просто занимаются любимым делом и в этом процессе отвыкают от выполнения нетворческой, но не менее важной работы. Почему у многих творческих людей отсутствует пунктуальность и дисциплина, и при этом в избытке присутствует беспорядок как минимум на рабочем месте. Да просто потому, что не хватает энергии и силы воли собрать его. Еще на заре цивилизации гедонизм был главной вероисповеданием творческой богемы. Сегодня огромное количество талантливых людей находится в андеграунде: художники, музыканты, писатели, актеры. Высот шоу-бизнеса достигают лишь единицы, и это отнюдь не лентяи.

У меня, например, есть музыкальный талант, я без зазрения совести могу сказать, что очень хорошо играю на фортепиано, сочиняю музыку, и когда-то экстерном окончил музыкальную школу. Тем не менее, я не музыкант, потому что на тот момент у меня не хватило силы воли развивать этот талант. Как бы нам это не нравилось, но жизнь такова, что именно наличие воли или степень ее присутствия, а вовсе не IQ и уровень таланта, чаще всего позволяют добиться успеха. Творчество и производственный процесс нужно совмещать. Самодисциплина требует значительных энергетических затрат, ведь работа над собой, и я уверен, что со мной многие согласятся, зачастую самая трудная.

На службе бизнеса

Для того чтобы компания качественно выполняла, поставленные перед ней бизнес-задачи, нужно всегда предъявлять к себе и коллективу высокие, но в тоже время адекватные требования. Как ни парадоксально, но творческую работу надо постоянно разбивать на нетворческую, и каждую выделенную часть строго регламентировать по срокам и объему работ. Это единственная возможность эффективного построения творческого процесса. Любой проект рекламного агентства или веб-студии состоит лишь на 15% из чистого творчества, чаще всего это креативная концепция, которая создается на первоначальном этапе, вся остальная работа дело техники.

Очень часто некоторым творческим сотрудникам для выполнения должностных обязанностей требуется вдохновение, и хотя его продуктивную функцию едва ли можно отрицать, все равно не стоит забывать, что есть непостоянство музы и есть неумолимые сроки выполнения работ. Конечно, речь сейчас идет не о какой-то мелкой работе, к примеру, если дизайнер ждет вдохновения, чтобы подвинуть номер телефона в макете дизайна, то это никуда не годится.

Ответственность и дисциплинированность в таком коллективе – очень размытые качества. Управлять творческими людьми – все равно, что управлять хаосом, однако, при правильном подходе и его можно упорядочить. Есть несколько способов эффективного управления такими сотрудниками. Первый и наиболее распространенный - создание максимально комфортной обстановки для работы: дружелюбный коллектив, относительно гибкий график работы плюс почти что безграничная лояльность руководства. Способ этот достаточно спорный, так как подобные условия могут еще и излишне расслаблять сотрудников. Второй метод – всем известные кнуты и пряники. И поскольку творцы по отношению к кнуту очень ранимые, возникает риск текучки кадров. Это проблема многих рекламных агентств и веб-студий, слабые люди там не задерживаются, а костяк творческой команды постепенно отфильтровывается в большом потоке текучки. Таким образом, в процессе естественного отбора в компании остаются самые стойкие люди - те, кто выбирают работу и профессиональный рост, а значит, работают над крупными новаторскими проектами, побеждают на профессиональных конкурсах, получают заслуженное уважение и признание клиентов и профессионального сообщества.

Звездность

Отдельного внимания заслуживают так называемые звездные сотрудники, у которых после нескольких удачных шумных проектов начинается синдром выигравшего в лотерею. Я сам пережил звездную болезнь в самом начале карьеры, отказывался от «неинтересных» проектов, отказывался вносить правки в дизайн, так как считал, что нет таких людей, которые имеют право корректировать мою работу. В итоге самым главным пострадавшим от моего больного эго был я сам.

Звездные сотрудники крайне не стабильны, на них нельзя положиться, мало того, что они капризны, такие сотрудники могут стать настоящей угрозой для бизнеса, поскольку рисков гораздо больше, чем плюсов в таком сотрудничестве. Например, вы поручаете ответственное задание такому работнику и ждете от него по его звездным возможностям, а у него случается депрессия, вдохновение покинуло его, он капризничает и рискует сорвать сроки. В этом случае у руководителя есть возможность попасть в рабство, потому что на этом этапе он не сможет уволить звезду или перепоручить задание, он будет вынужден мириться с подобными капризами, которые рано или поздно начнут в лучшем случае разлагать дисциплину в коллективе, в худшем – портить отношения с заказчиком. Я всегда предпочту просто хорошего дизайнера звезде, даже если его профессиональный уровень ниже.

Залог успеха

Творчество само по себе справедливо ассоциируется с самовыражением автора. Во многих религиях закапывание таланта в землю (кстати, этот афоризм пришел в наш обиход из Евангелия) считается грехом. Творческие скитания приводят зачастую в никуда, мне известны примеры, когда очень талантливые и умные люди не достигали успеха к тридцати и сорока годам. Такие люди переживают глубочайшие психологические кризисы из-за своего нереализованного потенциала, но, тем не менее, выводов никаких не делают, либо просто не могут взять себя в руки. Сам по себе талантливый человек не может достигнуть успеха, не прикладывая никаких усилий. Самые успешные творческие люди – это те, которые находят в себе силы к самодисциплинированию. Если взять, к примеру, рекламный бизнес, то такие люди, как правило, умеют и любят работать, становятся настоящими профессионалами, делают успешную карьеру, зарабатывают деньги для себя и компании, получая при этом удовольствие не только от процесса созидания.

Одна из главных задач руководителя умение объяснить подчиненному и постоянно демонстрировать на собственном примере эти прописные истины. Порой такое наставничество оказывается самой существенной мотивацией коллектива.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Гемадетдинов
Генеральный директор, Москва

''По моим наблюдениям, творчество – это в основном удел ленивых и безвольных людей, звучит достаточно парадоксально, но я попытаюсь объяснить, что кроется за этим наблюдением...''
Думаю что при выборочном исследовании автора была ошибка выборки поэтому выводы не совсем правильные.
Лень и безвольность - не единственная и думаю что не главная причина творчества (я говорю в общем, конкретнее сказать не могу - я не знаком с компанией где Вы работайте).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.