Юлия Надежина: Взгляд в сторону ИП

Юлия Надежина

2011 год принес ряд новых проблем российскому бизнесу. Больше всех «повезло» обществам с ограниченной ответственностью (ООО), работающим по упрощенной системе налогообложения (УСН). Увеличение процентных ставок страховых взносов с 14% до 34% и законодательное требование с 2012 года вести полный бухгалтерский учет уже вызвали в среде предпринимателей разговоры о переходе к индивидуальному предпринимательству (ИП).

Общество с ограниченной ответственностью, работающее на «упрощенке» - самая распространенная на сегодня организационно-правовая форма для хозяйствующего субъекта в секторе среднего и малого бизнеса. По данным КЭРППиТ в Санкт-Петербурге таких компаний сегодня насчитывается более 80 тысяч. Доля зарплаты в бюджетах большинства таких фирм чаще всего весьма высока, а рентабельность – не велика. Столь существенное увеличение налогового бремени «съест» и так сильно «похудевшую» в кризисные годы прибыль.

Предложение 1.

«Перед тем как сделать решительный шаг в сторону ИП, следует подумать о возможности сократить издержки своего юрлица, передав, например, непрофильные бизнес-процессы на аутсорсинг» - считает ведущий бизнес-консультант Консалтинговой группы «О.С.В.» Балбукова Оксана Олеговна. «Так, например, Вы можете с выгодой перейти на удаленное бухгалтерское обслуживание, как это давно делают во всех развитых экономиках» - уверена она. И действительно, на сегодня услуга удаленного бухгалтерского обслуживания обойдется фирме, работающей на «упрощенке» от 10 до 20 тысяч рублей в месяц, в зависимости от документооборота. Конечно, для предприятий розничной торговли, с их ежедневным отражением кассовых операций на счетах бухгалтерского учета, удаленный специалист вряд ли будет уместен. Но в остальных случаях аутсорсинг может стать единственно правильным решением. Профессиональный уровень такого обслуживания по определению весьма высок, а по затратам, безусловно, будет выгоднее любого штатного бухгалтера. Тем более что необходимость для «упрощенцев» вести с 2012 года бухгалтерский учет потребует от Вашего бухгалтера дополнительного времени и новых компетенций.

Если Вы все же решили оставить у себя прежнего бухгалтера, но хотите существенно снизить риски в отношениях с налоговой, есть смысл обратится к другим инструментам. Не стоит, на наш взгляд, забывать о таких возможностях, как обращение в специализированные компании за аудиторскими консультациями. На сегодня аудиторские фирмы оказывают разовые письменные консультации по отдельным вопросам налогообложения (от 5 000 рублей), осуществляют специальную аудиторскую проверку правильности исчисления налогов. Существует и вариант абонентского обслуживания, так называемая 'горячая линия', когда бухгалтер может позвонить аудитору и получить консультацию в режиме онлайн. Есть вариант и устных консультаций в офисе компании из расчета 3 000 рублей за час работы специалиста. При этом в отдельных случаях и эти меры могут показаться недостаточными.

Предложение 2.

Говоря о целесообразности перехода к индивидуальному предпринимательству, следует сразу уточнить, что реорганизация общества с ограниченной ответственностью в индивидуального предпринимателя невозможна по определению. Возможна лишь регистрация ИП и ликвидация ООО, либо «замораживание» деятельности общества (в последнем случае юрлицо приостанавливает на время свою деятельность, не забывая ежеквартально сдавать отчеты в налоговые органы). Юрист КГ «О.С.В.» Шалагинова Елена считает: 'чтобы начать работать в качестве индивидуального предпринимателя - нужно четко понимать, как это сделать и какие плюсы это принесет Вашему бизнесу'. Сама регистрация ИП не представляет сегодня особых сложностей. Для этого Вам не потребуется Устав и уставный капитал. Пошлина при регистрации составляет всего 800 рублей и занимает по времени 5 дней. Юридический адрес в данном случае Вам тоже не понадобится. Индивидуальному предпринимателю проще вести бухучет, налоговую отчетность и ликвидировать ИП тоже проще. Платить налог на имущество Вам не придется. К тому же на индивидуального предпринимателя распространяются права на результаты интеллектуальной собственности, и в соответствии с законодательством он может владеть товарным знаком. А значит, создавая ИП и ликвидируя ООО, Вы можете передать свой товарный знак вновь созданному ИП, зарегистрировав в Роспатенте договор отчуждения (уступки) исключительного права.

Если эти преимущества индивидуального предпринимательства перевесят тот факт, что отвечать по всем обязательствам ИП Вам лично придется всем своим имуществом, а также и то, что в отдельных случаях Вы не сможете получить госзаказ, и продать ИП (или выделить долю для потенциального инвестора) Вы тоже не сможете – не стоит откладывать с ликвидацией Вашего ООО. Важно понимать, что в ликвидации юрлица нет ничего страшного. Ликвидация – абсолютно законная процедура. Осуществлять ее следует в соответствии с нормами законодательства и если все сделать грамотно и в нужное время, то опасения, связанные с налоговыми проверками окажутся беспочвенными. Стоимость консалтинговых услуг по ликвидации юридического лица составляет от 40 000 рублей. По времени такая процедура может занять около 4-5 месяцев, а результатом станет исключение Вашего юрлица из госреестра.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Всем хорош ИП - только отвечает он уж больно полно.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Нет, у ИП много больше проблем.
Нам приходилось работать и ИП, и ИП на УСН, сейчас ООО на УСН.
Проблемы отвечать ИП - почти нет - переведите все на близкого надежного родственника - все квартиры, например.
Другое дело, что, скажем, когда мы работали с фирмой (ОАО), которая проводила большие финансовые потоки, связанные со строоительством для тогда РАО ЕЭС, они не стали бы работать с ИП.
Потому статью считаю полезной. Но рекомендовал бы - увеличение налогов (для ООО на УСН) - компенсировать повышением цен на услуги (соответственно улучшая их качество), а также наращивания доходов, позволяющих не бояться бухучета с 2012 года и перевести бухучет на аутсорсинг, что планируем сделать мы.

Ну а правительство наше - ругать бесполезно - оно страшно далеко не только от народа, но и бизнеса МСП

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Токарев пишет: Другое дело, что, скажем, когда мы работали с фирмой (ОАО), которая проводила большие финансовые потоки, связанные со строоительством для тогда РАО ЕЭС, они не стали бы работать с ИП.
И очень зря. Есть ИП с такими оборотами, что ОАО многим и не снилось. Вопросы возникают в случае упрощёнки - но это совершенно другое дело. Помню на рынке канцтоваров блистал ИП Мудрак из Калининграда - может и сейчас блистает. :D
Генеральный директор, Новгород

Однозначно, что у пользователей 1С будут большие проблемы. Ведь 1С не дает возможности использовать кассовый метод.
Купить УПП 1С не могут малые фирмы.
Передавать бухучет на аутсорсинг вообще опасно.
Нужно просто самому хорошо знать НК РФ и ПБУ, либо иметь толкового щепетильного преданного бухгалтера.
Второе - очень большая редкость.

Главный бухгалтер, Санкт-Петербург

Оказывается на e-xe можно размещать рекламную информацию о своих услугах!
Воспользуюсь случаем: я также занимаюсь аутсорсингом отчетности в ООО и ИП, стоимость услуг может быть и меньше благодаря тому, что я умею правильно документировать бизнес-процессы, прописывать контрольные процедуры и распределять ответственность. Кроме того занимаюсь персональным консалтингом для физлиц, помогаю составить матрцу бюджета или личный финансовый план и подобрать индивидуальную комбинацию консервативных финансовых инструментов.
Обращайтесь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Бизнес OBI в России продали за 600 рублей

До пандемии бизнес OBI в России оценивали в €100 млн.

В Санкт-Петербурге на месте закрывшегося кинотеатра в ТЦ открыли фуд-холл

За полгода количество кинозалов в России сократилось на 12,4%.

Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

В строительной отрасли растет дефицит кадров

По данным Минстроя России, сектору сегодня не хватает около 3 млн человек.