Александр Дворник: Спонсорство с большой буквы

Александр Дворник

 

В процессе работы любого руководителя есть одно важное дело – обучение и воспитание лидеров, на которых он в будущем сможет положиться. Правильный процесс обучения и воспитания лидеров, как и других сотрудников, «пронизан» спонсорством. 

Процесс спонсорства может быть охарактеризован как содействие. Однако это содействие включает в себя не только предоставление любого рода теоретической и практической информации. Оно шире: спонсорство это содействие на психологическом уровне, уровне идентичности человека. Спонсор как бы создает условия для роста и развития человека.

 Слово 'спонсор' происходит от латинского spondere ( обещать ) и обозначало человека, который взял на себя ответственность за духовное благополучие другого человека. 

Процесс спонсорства индивидуален и заключается в признании и подтверждении основных характеристик другого человека. Спонсорство обеспечивает выявление и защиту характеристик другого человека и позволяет человеку наиболее полно выражать и развивать свои уникальные способности.

Спонсорство осуществляется на уровне идентичности личности. Идентичность это наше представление о том, кто мы такие. Восприятие идентичности касается следующих вопросов: Кто я? Каковы мои возможности? Какова моя миссия ?

Хороший спонсор верит в своего подопечного, вселяет в него ощущение его важности и показывает человеку, что от него многое зависит.

Процесс спонсорства, прежде всего, осуществляется через передачу следующих сообщений:
-Вы существуете, Я вас вижу
-Вы ценны
-Вы значимы/особенны/уникальны
-Вы можете внести важный вклад в дело
-Вам здесь рады. Вы - часть единого целого

Также обычно спонсорство сопровождается следующими наделяющими силой убеждениями
-Вы имеете возможность добиться успеха
-Вы способны преуспеть
-Вы заслуживаете успеха

Цель этих сообщений, если они искренне передаются от спонсора к подопечному, состоит в том, что бы поддержать у него ощущение безусловной ценности, чувство принадлежности и желание вносить вклад в общее дело, добиваться успеха. Подобные сообщения имеют весьма глубокое влияние и вызывают множество ресурсных эмоциональных реакций. Осознание своей уникальности ведет к естественному желанию и склонности выразить эту уникальность, что высвобождает творческий потенциал человека. Уникальность не означает, что данный человек «лучше» других, уникальность – это особая идентичность данного человека, отличающая его от всех других. Когда люди осознают, что могут внести свой вклад в общее дело, это дает им огромную мотивацию и энергию.
Спонсорство и спонсорские сообщения бывают двух видов – позитивное и негативное. Очень важно заметить, что отсутствие спонсорства или спонсорских сообщений по эффекту почти приравнивается к негативному спонсорству.


Эмоциональные реакции на положительные спонсорские сообщения [1]

Сообщение                       Реакция
Вас замечают                    Облегчение, расслабление
Вы существуете                Сосредоточенность, умиротворенность
Вы ценны                         Удовлетворенность
Вы уникальны                  Творческий подход
Вы можете внести
вклад в общее дело          Мотивация и энергия
Вы желанны                     Ощущение «домашней обстановки», 
                                           лояльность
 
Вы — один из нас            Преданность



Эмоциональные реакции на отсутствие спонсорских сообщений

Сообщение                      Реакция
Меня не замечают            Тревога, неприметность
Я не существую                Стремление привлечь к себе внимание
Я не ценен                        Опустошенность
Я такой же, как все           Пассивность
Я не могу внести вклад
в общее дело                     Никчемность и невостребованность
Мой вклад не оценен       Чувство обмана и эксплуатации
Я не являюсь частью
группы                               Обособленность
Меня легко можно
заменить                            Ненадежность


Эмоциональные реакции на негативные спонсорские сообщения

Сообщение                        Реакция

Вас здесь быть не
должно                               Испуганный
Вы должны скрыться/
исчезнуть. Как вы
думаете, кто вы? Вы
никто. Вы не должны
существовать.                   Не заслуживающий внимания
Вы никогда не будете
достаточно хороши. От
вас одни сложности        Порицаемый и пристыженный
Вы хуже всех                    Не отвечающий требованиям
Вы нас отвлекаете и
сдерживаете                     Виноватый и мешающий
Никто не хочет, чтобы
вы здесь находились      Желание уйти и устраниться
Вы недостойны быть
здесь. Вы не из наших.   Отверженный и покинутый

Думаю, многим из нас приходилось встречаться с отсутствием или негативным спонсорством со стороны значимых людей. Как это ни странно, в основе негативных спонсорских сообщений часто лежат позитивные ( хотя и ошибочные ) намерения или простое невежество. Человек может быть хорошим опекуном, однако добиваться этого в ущерб спонсорства. Такая ситуация возникает тогда, когда подопечному предоставляется все теоретическая и друга информация, его обучают, но забывают о его идентичности, не замечают его как индивидуума.

Спонсорством часто пренебрегают в организациях. Когда люди чувствуют, что их не замечают, не ценят, что они не вносят вклад в общее дело (или что их вклад не признан), что их легко заменить, что они — не часть единого целого, это неминуемо отражается на их работе. Однако когда люди действительно чувствуют спонсорскую поддержку, они ощущают собственное присутствие, активны, лояльны, творчески относятся к работе и трудятся сверх ожиданий.

Между прочим, в компаниях спонсорства может не хватать не только рядовым служащим. Главные администраторы и топ-менеджеры также редко получают реальную спонсорскую помощь. Зачастую это объясняется тем, что все ожидают спонсорства от них. Также часто бывает, что, вместо того чтобы видеть в главных администраторах или топ-менеджерах живых людей, подчиненные замечают лишь их роль и интересуются ими только из-за их власти и возможных политических преимуществ, связанных с «близостью» к ним.

Стивен Гиллиган [1,2], доктор философии, выделяет несколько принципов и навыков позитивного, или «терапевтического», спонсорства. С точки зрения Гиллигана, спонсор помогает другим, не столько делая что-нибудь конкретное: спонсоры изменяют других людей, распознавая или понимая нечто в них скрытое и затем служа им своего рода точкой референции. По мнению Гиллигана, позитивное спонсорство должно «пробудить понимание себя и мира» и ввести навыки и традиции, необходимые для развития 'себя в мире' и 'мира в себе'.

Ниже приведен поднабор выделенных Гиллиганом навыков терапевтического спонсорства, которые включают основные навыки спонсорства:

1. Внутренняя конгруэнтность
По Гиллигану, спонсор, прежде всего, несет ответственность перед самим собой. Гиллиган утверждает, что без привязки к себе «человек скорее будет реагирующим, чем отзывчивым» и в конечном итоге более заинтересованным в «доминировании» и «подчинении» — вместо того, чтобы действительно поддерживать другого человека. Личная конгруэнтность, выравнивание и целостность — источники позитивного спонсорства. Например, невозможно поддерживать другого человека, находясь не в ладах с самим собой. Именно в этом отношении спонсор является ролевой моделью для других. Если спонсор неискренен или не в ладах с самим собой, он не сможет по-настоящему быть «преданным» чему-то.

2. Налаживание связи с другим человеком
В некоторых западноафриканских культурах люди, приветствуя друг друга, не спрашивают: «Как жизнь?», «Что нового?» или: «Как дела?», как это принято во многих западных культурах. Типичное приветствие звучит так: «Я тебя вижу». Другой человек в ответ говорит: «Я здесь». Этот обмен приветствиями символизирует глубокий тип контакта, отличающийся от поверхностного (на уровне окружения или поведения). Спонсорство предполагает видение и стимулирование потенциала в другом человеке. Это требует установления связи с чем-то в другом человеке.
Экзистенциалисты утверждают, что, пока человека не заметят и не признают или не благословят другие люди, он еще не существует в полной мере. Таким образом, успешный спонсор не только признает: «Я вас вижу», но и добавляет: «Я рад вас видеть (снова)». Без такой связи с другим человеком и без его признания слова «Я вас вижу» становятся лишь еще одной пустой фразой. Важно помнить, что спонсорство не может быть навязано людям. Основой истинного спонсорства является чувство связи между людьми.

3. Любопытство
Признание других характеризуется проявлением любопытства к тому, что они делают. Цель спонсорства состоит в том, чтобы помочь подопечным выйти за пределы воспринимаемых внутренних границ и поддержать высвобождение и развитие глубокого потенциала человека. Любопытство характеризуется скорее вопросами, чем требованиями, правилами или советами. По Гиллигану, спонсор может задавать следующие вопросы: Что происходит? В чем проблема? Как это стало проблемой? Что надо сделать для решения проблемы или достижения прогресса?

4. Восприимчивость
Спонсоры вправе задавать вопросы, но не могут давать ответы тем, кого они спонсируют. Так же как любопытство включает «спрашивание», восприимчивость включает «слушание». Восприимчивость предполагает наличие способности до некоторой степени мириться с неопределенностью. Это предполагает создание и охрану пространства для того, чтобы другой человек мог думать и находить свои собственные ответы. Хотя в качестве стимула можно выдвигать предположения, другой человек не должен воспринимать их как «ответ».

5. Правильное называние
Названия, которые мы даем вещам, определяют для нас их значение. Так же как родитель помогает ребенку учиться понимать мир и эффективно взаимодействовать в нем, обучая ребенка названиям объектов, событий и эмоций, спонсорство предполагает высказывание мнения о типе языка, который поддерживает основные ценности, личные качества и здоровье.
«Правильное» название можно определить как то, которое помогает реализовать все способности человека, признает позитивное намерение других людей, участвующих в ситуации, и в то же время говорит правду о данном переживании. Такие фразы, как «я потерпел неудачу», «я недостаточно хорош» и «я старался изо всех сил, но пока не достиг цели», например, могли бы использоваться, чтобы описать одну и ту же ситуацию. Однако они будут оказывать разное влияние на внутреннее состояние говорящего.
Название, которое для человека наиболее удобно, но не учитывает интересов других людей, не может быть «правильным». Очевидно, название, подавляющее человека или отрицающее его собственные ресурсы, также не может быть правильным. Также не подойдет название, которое выдвигает на первый план позитивные аспекты себя или других, но скрывает или отрицает вред или страдание от конкретного опыта.

6. Идентификация и преобразование мыслей, отрицающих возможности человека
Попытка личностного роста и развития иногда может вызвать замешательство и конфликт, связанные с изменением. Ограничивающие убеждения или такие «мысли-вирусы», как «я не могу измениться», «я не способен достичь своих целей» или «я не заслуживаю успеха», могут сорвать попытки людей успешно развиваться или изменяться.
Одна из задач спонсорства состоит в том, чтобы помочь выявлять и преобразовывать такие ограничивающие убеждения. Эффективное спонсорство включает предоставление других точек зрения, которые позволяют людям видеть позитивную сторону их действий и поведения. Это предполагает помощь другому человеку в распознавании своих потребностей, намерений, последствий и допущений, связанных с конкретной ситуацией или взаимодействием. Для этого спонсор должен остаться творческим и периодически «влезать в шкуру» другого человека.
Инструмент спонсорства очень эффективен в выращивании сотрудников, создании благоприятного микроклимата в коллективе, в налаживании «двусторонней» связи с сотрудниками.

Литература:
[1] Дилтс Р. ( Dilts R. ) Коучинг с помощью НЛП ( From Coach to Awakener )/ 2004 «ОЛМА-ПРЕСС»
[2] Gilligan, S., The Courage to Love, W.W. Norton & Company, New York, NY, 1997.

Первоисточник - www.calmenergy.ru
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Крючков
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Homo homini sponsor est 8)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.