Николай Лобанов: Логистика в период кризиса

Николай Лобанов




  На тему «кризиса» сейчас не говорит только «ленивый» - все что-то говорят, рассуждают, но на главные российские вопросы: Кто виноват? И Что делать? Чёткого ответа так никто и не даёт. Связано это, наверное, с отсутствием «диагноза» - не понятно пока ещё – Что это такое «Кризис»? и когда он кончится? Может он ещё не начинался и «чёрная полоса» ещё впереди? А сейчас идёт период «психологического шока» перед чем-то «страшным и ужасным», которое вот-вот появится из-за «угла»?
  И я как эксперт по логистике не знаю определённых ответов на эти вопросы, но хотел бы поделиться своей точкой зрения, своими ощущениями о «кризисе» и попытаться осмыслить заданные выше вопросы. 
  Итак, вопрос: Кто виноват?
Многие эксперты по «совковой» привычке обвиняют «американский империализм» и там даже в ипотечном бизнесе нашли «крайнего», с которого всё началось! Смешно, не правда ли смешно?
  А разве каждый из нас не приложил руку к кризису, когда «раздувал щёки» имитируя «крутого и дорогого специалиста», а на самом деле превращаясь в «офисный планктон» с «липовыми» дипломами и сертификатами? Когда каждый из нас пытался продать свой посредственный товар, как особо ценный за «бешеные деньги»! Но это, же обман, ложь! Продавая и покупая «воздух» мы обманываем прежде всего себя, имитируя трудовую деятельность. А «кризис» это как «очистительная клизма», для «бурно работающего организма при запоре», которая смоет всех ИТД – имитаторов трудовой деятельности! Правда, не факт, что таким мощным очистительным потоком не смоет всех остальных! Ну, держитесь, господа-товарищи, упирайтесь всеми лапками – только тогда вы узнаете чего стоите!  
  Так что же это такое «кризис»? Говорят, что он финансовый, но так ли это?
По-моему, это, прежде всего, «кризис доверия» от всемирного надувательства «ближнего своего»! Мы уже не знаем, кому и чему верить, поэтому стоим в «ступоре» и чего-то ждём. А чего ждём? Ждём, что «рассосётся» и кризис кончится сам собой?  
  Наивно и смешно!
Не пора ли «господа хорошие» начать работать «по-честному»!? начать выход из кризиса с себя и глядишь, будем жить в «другой стране» -более благополучной!
  Но, увы! Тенденции таковы, что все кто может, кинулись «осваивать» «бюджетные деньги», которые так щедро пообещало Правительство. И это правильно, для выживания нужно побыстрее занять место около «государственной кормушки», сменить коммерческую компанию, которая еле дышит, на государственную структуру – там же «гарантирована» стабильность безбедного бытия! 
  Но вот беда, любой «бюджет» и любой «фонд» имеет свойство быстро иссякать, если не работать и не пополнять его. А «кризис» похоже - это надолго!

  Так что же делать?
Может, начать с «вытягивания» из трудностей собственной компании, сделав её работу более толковой и эффективной?!
Конечно, «получать» зарплату было проще и легче, чем её «зарабатывать»! Но нужно понять, что «халява» закончилась и ждать «у моря погоды» бесполезно – пора работать! Работать, когда много «лёгких» денег, на это много ума не надо, а вот работать эффективно с минимумом затрат - это нужно постараться и сильно напрячь мозги.  
  Вот этому учит «ЛОГИСТИКА»!

А с чего «бизнесмен» начал реально?
С вывода капитала за границу, перевода его в иностранную валюту!
С невыплаты заработной платы сотрудникам и невыполнения своих обязательств перед поставщиками!
С сокращения персонала, прежде всего «неугодных», которые мыслят и замену их на «бессловесных работников из ближнего зарубежья»!
Конечно затраты нужно сокращать, а ФОТ это большой кусок затратного бюджета – логика конечно ясна, но очень примитивна!
В кризис «кадры» становятся «основным ресурсом» компании не только выжить, а приумножить бизнес за счёт умирания менее эффективных «надутых» конкурентов.
Нужно понимать, что кризис даёт компании шанс к существенному росту, так как началось глобально перераспределение «места под солнцем»!
Не использовать этот шанс глупо и недальновидно. Нужно не только сокращать затраты, но прежде всего развивать и оптимизировать свой бизнес, активизировать поиск новых ниш и возможностей, которые открывает перед вами «кризис».  
Ведь «кризис» это время перемен, а значит и новых надежд!

  Что же может предложить «логистика»?
Какие новые технологии может предложить логистика? И что это такое «логистика»? 
Сейчас мы всё чаще слышим это слово даже из уст Президента и Премьера!
Что же такое логистика?

От ответа на этот вопрос часто зависит успех компании, так как даже существует мнение, что 21-й век будет веком логистики. У такого мнения есть все основания, так как многие бизнесмены воспринимают логистику как «панацею» для решения многих проблем, в частности ликвидации «бардака». Наверное, это слишком большое преувеличение роли логистики, но всё же, говорит о важности роли логистики в бизнесе.
Что мы имеем в виду, когда говорим: «В этой компании хорошая (плохая) логистика»? 

Пока одного общепринятого определения логистики не существует.
Одни в понимании логистики ограничивают себя «правилом семи» или даже «правилом Парето», другие уходят в высшую математику или философию. 

ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. 
Настоящее определение было сформулировано и принято Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине с 20 по 22 марта 1974 года. 

Но и это определение далеко не полно отражает суть логистики, так как сейчас именно контроль затрат приобретает первостепенное значение.
Так Джон Штрайбфедер в своей книге «Эффективное управление запасами» доказывает, что сокращение логистических затрат только на 1% эквивалентно минимум 10-15% увеличению объёма продаж. 
Наверное, у каждого «своя правда», а истина скрыта где-то посередине?! Всё это говорит о том, что современное понятие логистики ещё не сформировалось, и она является «новацией». 
Важно, чтобы такой спектр мнений о логистике не мешал взаимопониманию в решении бизнес-задач. И уже, в зависимости от сложности задач и уровня подготовки сотрудников, применять то или иное определение логистики.

По-моему, логистика - это мировоззрение под определённым ракурсом. Это взгляд на бизнес через «призму издержек». Это Система, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом. 
Если упрощённо, логистика - это система управления затратами всего предприятия во всей цепочке товародвижения. 

  С этой целью, применяется «процессорный подход», который, по сути, является «конвейером», в нём вся работа на предприятии разделяется на элементарные операции.
Без «разложения» процессов работы организации по «кирпичикам» путём декомпозиции и описания бизнес процессов до уровня операций и действий сложно представить качественную работу логиста. 
Этот этап позволит перевести компанию на более высокий уровень управления – «стадию формализации».
  Логистика является интегрирующей и координирующей системой, поэтому в логистических технологиях используются прогрессивные методологии из других сфер бизнес управления. Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая Руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.
Достижению целей во многом способствует внедрение количественно измеримых и надежных в оценке показателей – KPI ( Key performance indicators ).
Без правильно выстроенной системы мотивации эффективность логистических технологий резко падает.
Поэтому ни в коем случае нельзя подходить к «формализации» бизнес процессов компании формально!

В результате работы должны появиться технологические карты, регламенты процессов и рабочие функциональные, а не формальные должностные инструкции для персонала. 

Необходимо также отметить, что сфера действия логистики - это затраты предприятия. Оптимизация затрат всего предприятия «в целом» является одной из задач логистики. 
А это значит, что логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним. 
  Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически не возможно внедрить без использования современных ИТ- систем, так как «вручную» управлять бизнес процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес процессам конкретного предприятия. Логист создаёт «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого ПО - программного обеспечения. 
  Именно потому, что система управления предприятием становится «прозрачной» и планируемой, логистика серьёзно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.
  С началом сегодняшнего кризиса мы вдруг узнали, что «канонические» технологии планирования и управления предприятиями не эффективны, так как «статистика» продаж не отражает тенденций «завтрашнего дня». Сегодня даже «теория капитализма» подвергается сомнению и многие с тоской вспоминают «застойный социализм». В среде высшего менеджмента всё чаще проскакивают панические нотки растерянности, страха перед будущим.
  Да, есть над чем, задуматься и чего бояться, когда каждый день мы слышим «некрологи» о банкротстве «бесспорных брендовых лидеров» капиталистического труда. 
  Дело в том, что эти «лидеры» потому быстро пали, что сильно «раздулись» пиаром, а внутри остались на «допотопном» технологическом и организационном уровне, живя в долг на чужие деньги, не имея ничего «за душой», как «паразиты».
  Так почему бы вам, более достойным, не занять их место? Не повторяйте их ошибок.
Дерзайте, шанс в ваших руках! 
Но помните старую мудрость: «кадры решают всё!», а один в поле не воин!

Николай Лобанов
Электронная почта - lobanov1963@mail.ru.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья какая-то странная. а сайт - интересный.

Вячеслав Ухов Вячеслав Ухов Директор по логистике, Москва

Николай, Вы написали удивительно правильную и своевременную статью. За ней я вижу человека с острым умом, смотрящего в корень троблем, а не скачущего по верхам. Не обращайте внимания на слабо осознанные мнения тех, кто ничего не понимает в организационной работе.
Вы пытаетесь ''растолкать'' мозги тех, у кого они заскорузли. Это очень тяжёлая задача! Видно, что Вы устали от воинствующей некомпетентности! Профессионалов управления мало, но мнение об управлении, маркетинге, логистике - есть у всех! Причём, чем меньше знаний и опыта, тем больше самомнений!
Респект!
:idea:
Я Вам обязательно напишу на E-mail.
С уважением и пожеланием единомышленников,
заведующий кафедрой логистики МАГМУ
Вячеслав Ухов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Вячеслав Ухов пишет: Не обращайте внимания на слабо осознанные мнения тех, кто ничего не понимает в организационной работе. Вы пытаетесь ''растолкать'' мозги тех, у кого они заскорузли. Это очень тяжёлая задача! Видно, что Вы устали от воинствующей некомпетентности! Профессионалов управления мало, но мнение об управлении, маркетинге, логистике - есть у всех! Причём, чем меньше знаний и опыта, тем больше самомнений!
Как Вы прозорливы :D На себя всё вышесказанное не пробовали применить? Попробуйте - много интересного узнаете, уваерен на все 100% 8)
Директор по развитию, Красноярск
Николай, добрый день. Всегда поддерживаю стремление любого человека, который пытается объяснить, что Логистика не есть лишь перемещение грузов. Хотя статья мне показалась немного неструктурированной что ли. Но это лишь моё скромное мнение. А вот по частностям хотелось бы затеять небольшую дискуссию: Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически не возможно внедрить без использования современных ИТ- систем Всё-таки мне видится, что ИТ-системы не есть краеугольный камень. Много большее значение для внедрения, имхо, имеет: - общий уровень осведомленности в области логистики среди персонала. - понимание технологий оптимизации бизнес-процессов (совсем не обязательно с применением специальных программных продуктов). - процессное мышление руководства Программные продукты могут помочь в этом, но врят ли могут быть отправной точкой. Прошу заметить, что я не пытаюсь противопоставить Ваше мнение своему, а лишь пытаюсь дополнить Ваше высказывание и развернуть его. С уважением.
Директор по логистике, Москва
Михаил Герман пишет: Николай, добрый день. Всегда поддерживаю стремление любого человека, который пытается объяснить, что Логистика не есть лишь перемещение грузов. Хотя статья мне показалась немного неструктурированной что ли. Но это лишь моё скромное мнение. А вот по частностям хотелось бы затеять небольшую дискуссию: Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически не возможно внедрить без использования современных ИТ- систем Всё-таки мне видится, что ИТ-системы не есть краеугольный камень. Много большее значение для внедрения, имхо, имеет: - общий уровень осведомленности в области логистики среди персонала. - понимание технологий оптимизации бизнес-процессов (совсем не обязательно с применением специальных программных продуктов). - процессное мышление руководства Программные продукты могут помочь в этом, но врят ли могут быть отправной точкой. Прошу заметить, что я не пытаюсь противопоставить Ваше мнение своему, а лишь пытаюсь дополнить Ваше высказывание и развернуть его. С уважением.
Спасибо за комментарий Михаил! Полностью с Вами согласен. Переоценить роль ИТ-технологий в логистике сложно, ведь современная логистика появилась 20 лет назад благодаря ИТ и появлению компьютеров. Но чтобы автоматизированая ИТ система была эффективной нужна логистика в качестве алгоритма для бездушных ''машин''. Процессый подход лежит в основе логистики, так как логистика управляет затратами в процессах и операциях, а чтобы управлять их (бизнес-процессы) нужно сначала описать.
Директор по логистике, Москва
Бисенгалиев Марат пишет: Статья какая-то странная. а сайт - интересный.
Привет Марат! Простите, но я не профессиональный писатель или преподаватель. Может написал коряво, но отдуши. За отзыв о сайте спасибо. Рад стараться для вас!
Директор по логистике, Москва
Вячеслав Ухов пишет: Николай, Вы написали удивительно правильную и своевременную статью. За ней я вижу человека с острым умом, смотрящего в корень троблем, а не скачущего по верхам. Не обращайте внимания на слабо осознанные мнения тех, кто ничего не понимает в организационной работе. Вы пытаетесь ''растолкать'' мозги тех, у кого они заскорузли. Это очень тяжёлая задача! Видно, что Вы устали от воинствующей некомпетентности! Профессионалов управления мало, но мнение об управлении, маркетинге, логистике - есть у всех! Причём, чем меньше знаний и опыта, тем больше самомнений! Респект! :idea: Я Вам обязательно напишу на E-mail. С уважением и пожеланием единомышленников, заведующий кафедрой логистики МАГМУ Вячеслав Ухов.
Спасибо Вячеслав! Очень ценю Ваш отзыв, как мнение профессионала, обладающего как знаниями, так и бесценным опытом! Буду рад встрече и сотрудничеству с Вами!
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Николай Лобанов пишет:
Бисенгалиев Марат пишет: Статья какая-то странная. а сайт - интересный.
Привет Марат! Простите, но я не профессиональный писатель или преподаватель. Может написал коряво, но отдуши. За отзыв о сайте спасибо. Рад стараться для вас!
Почти полдня читал там статьи - очень высокий уровень авторов которых Вы нашли. Спасибо!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.