Василий Пирогов: Основные ошибки при управлении интернет-проектом, или Как сделать сайт к 2020 году

Василий Пирогов

Дело вовсе не в халатности

В срыве сроков при изготовлении сайта не заинтересован никто, ни разработчики, которые в соответствии с договором платят потом за это огромные штрафы, ни заказчик, у которого под угрозой реализация рекламной компании или, скажем, отчетность перед инвесторами, высшим руководством и так далее. Однако, сроки срываются и происходит это довольно часто, но вовсе не потому, что кто-то из разработчиков имеет недостаточный профессиональный уровень, скорее наоборот. Чаще всего это случается по вине неопытного проджект-менеджера, который еще на первоначальном этапе просто не в силах правильно спланировать работу команды. Разработка веб-сайта — сложнейший технологический процесс, где качественное выполнение работ всех участников напрямую зависит друг от друга.

Как это происходит

Например, заказчик хочет сделать сайт, где в центре главной страницы будет находиться большое яблоко. Макет дизайна ему очень понравился и он его сразу же утвердил, после чего его отдали верстальщику. Верстальщик проковырявшись с ним несколько дней заявляет, что не сможет сверстать нормально это яблоко во всех браузерах, а это чревато тем, что половина людей его просто не увидит. Он предлагает выход: поднять яблоко вверх, а внизу оставить текст, тогда все сверстать получится. Дизайнер же категорически против, потомучто это решение полностью убьёт всю его идею. Этот спор может надолго затянуться, однако если он уладится может возникнуть новый, но уже с программистом, который не сможет запрограммировать то, что сверстано. Он даст свои требования верстальщику, а тот скажет, что под эти требования он сверстать такой дизайн просто не в силах.

В итоге получается порочный круг. Верстальщик не сверстает того, что сделал дизайнер, дизайнер откажется сделать так, как хочет верстальщик и программист. У верстальщика и программиста свои требования, а у дизанера творческие идеи и убежденность в том, что должно быть красиво. Все участники этого порочного круга не хотят и не могут отказаться от своих убеждений, потому что каждый из них в действительности прав.

Кто же тогда виноват?

Ни дизайнер, ни программист, ни верстальщик сами по себе не могут работать слаженно и выполнить работу в срок. Этот процесс нуждается в менеджменте высокого уровня. Работа должна быть построена как единый часовой механизм, где в первую очередь, все зависит от «часовщика», то есть проджект-менеджера.

У хорошего проджект-менеджера за плечами должно быть не менее 30 сайтов. Причем, первые будут обязательно провальными и это нормально, миновать эти провалы практически невозможно. Теоретиков эта профессия не терпит. Только с опытом придет способность учитывать все возможные перепитии в ТЗ (техническом задании), знание всех основных конфликтов и умение строить работу между разработчиками. Иначе одно яблоко можно верстаться целый месяц, а потом еще месяц программироваться. С сайтом же будет гораздо дольше, потомучто у каждой его страницы есть свои «яблоки».

Как всего этого избежать?

Искусство управления проектами — это выполнение нормы качества в срок. Добиться этого и избавить студию от порочного круга могут только опытный проджект-менеджер или глубокое изучение специфику проектирования сайтов. Это означает, что вы прокачиваете теоретические знания до такого уровня, что составляете спецификацию, по которой дизайнеры будут рисовать, а верстальщики верстать. Вы условно делите сайт на зоны, согласовываете их с программистом и потом уже даете верстальщику свод программных требований, а дизайнеру задание, определив таким образом пределы, где он может «творить».

Проще говоря, нужно нанимать хорошего проджект-менеджера или становиться им самому.

Что же касается заказчика, то избежать подобных неприятностей поможет лишь выбор более опытной студии. Все начинающие студии по началу терпят неудачу и Бюро в этом отношении не исключение.

Проблема управления людьми

В любой компании, чьим основным продуктом являются интеллектуальные услуги, ключевую роль играет человеческий фактор. И в веб-индустрии эта особенность очень наглядна. Иногда сроки затягивают сами разработчики. Есть очень точный закон разработки, некогда сформулированный г-ном Ашмановым: «Задача займет все время, которое на нее отвели». На одну и ту же работу можно тратить любое количество времени. Если программисту дать работу на месяц, он будет делать ее месяц и дольше, если дать ему ту же самую работу на год, то он будет ее также честно выполнять чуть больше года. А все потому, что если у проекта длинный дедлайн, то человек комбинирует работу с большим количеством отвлечений или попутно выполняет различное количество смежных задач.

Если бы при работе с людьми все было бы просто, то сайты стоили бы гораздо дешевле. При планировании интернет-проекта нужно всегда учитывать этот психологический закон, а именно сжимать сроки до предела с учетом того, что они сорвутся.

Проблема рынка

Возможно, основная проблема отечественной веб–индустрии в ее незрелости. В нашей профессии очень много молодых неопытных специалистов. И это неудивительно, потомучто, на сколько я знаю, специальное образование по управлению интернет-проектами получить нигде еще пока нельзя и профессионалом становится тот, кто набил больше шишек. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва
Василий, хотелось бы Вас немного поправить >>есть очень точный закон разработки, некогда сформулированный г-ном Ашмановым: «Задача займет все время, которое на нее отвели». Ашманов не имеет отношения к формулировке этого закона. Это утверждение называется Первый закон Паркинсона. г-н Паркинсон еще в 1955г опубликовал статью в ''The Economist'', где впервые описал эту закономерность. Кроме этого, в статье не учтен важный момент - для того, чтобы выдерживались сроки система работы студии должна исключать работу с ''неправильным'' заказчиком. ''Неправильный'' заказчик в данном случае это компания, которая не до конца понимает смысл разработки web-сайта.
Менеджер по маркетингу, Москва

Статья странная. Видимо автор НИКОГДА не разрабатывал проект, ему неведомы понятия критического пути - если он ВСЕ работы предлагает сжимать до предела - вообще то фишка управления проектами в том, что все работы должны делаться в отведенное для них время, и сжимать сроки просто потому что так хочется - признак либо дурости - либо не профессионализма. Ну что сказать - видимо автору следует прочитать хотя бы несколько учебников по управлению проектами, изучить внимательно 2 - 3 раза PMI, и все его возгласы удивления рассеются сами собой.
Насчет ''неправильных заказчиков''. Алексей, смею Вас уверить , 95% компаний вообще не понимает смысла разработки веб сайтов. Но им по большому счету это и не надо. Когда в веб студии грамотно отлажен процессинг, то непонимание (или понимание) роли не играет - компания получает деньги, заказчик - сайт - и все довольны. Конечно хорошо работать с 5% заказчиков, которые ''понимают'' зачем им сайт, но таковые редкость. Следовательно, как говорил товарищ Сталин ''других пысателей у мэня нэт...'' - нужно учиться работать с теми, кто есть. И это абсолютно реально. Вы наверное имели ввиду ''невменяемых заказчиков'' - тут я с Вами соглашусь - невменяемым вежливо и твердо указываем на дверь. Но невменяемость довольно легко вычисляется на стадии переговоров при поставленных процессах. Такой заказчик просто не пройдет заключение договора - а без договора - кто же работает?

Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Считаю, что нужно поблагодарить автора за постановку вопросов и повод к обсуждению. Большего, на мой взгляд, автор не достиг. Я иногда лабаю сайты -- хотя свою утреннюю булочку получаю в основном от ВЕБ-приложений. И честно говоря, сделать сайт -- для меня отдых. А поскольку об отдыхе говорить приятно -- раскажу, как я делаю сайт. Итак, клиент на сайт появился (невиноватый я -- он сам пришёл). Хочет сайт. Встречаемся, показываю ему свои поделки (в том числе захожу в CMS-ки своих сайтов). Обычно человек говорит, что таки хочу такой сайт (хотя раза три сказали, что не хотят такого. Бывает...). Но обычно вклиент вдохновляется. Я говорю -- зер гут, через неделю представляю Вам три эскиза дизайна, выполненного разными людьми. Через неделю предлагаю ссылку. Почему-то ни разу мне не сказали, что все три варианта -- гуано. Когда это случится -- я очень вежливо (это важно!) пошлю несостоявшегося клиента во всякие сомнительные места ( к конкурентам, например). Но обычно я после первой недели получаю номер принятого эскиза и 25%-ю предоплату. И начинаю лабать. Ещё неделю я натягиваю дизайн на свой CMS (Да, сам написал, каюсь! Но что ж теперь поделать -- не на ВордПресс же иттить!) и делаю вариант меню (не заказчик же меню сочинит!). Через неделю представляю этот вариант. И начинается самое неприятное. Правки, чтоб их... То передвинь, это выровняй, полицая убери вообще нах (в макете одного их сайтов был милиционер), и ещё нужна возможность заазать всё оборудование, которое на сайте представлено. Я к правкам привычный, только слежу, чтоб они не вышли за пределы бюджета. Не хочу бесплатно скакать на врага. Полицая уберу, уже убрал. А вот онлайн-заказ... Командир, это доп. соглашение! Что? не надо пока доп. соглашений? Ок, звоните, как надумаете е-бизнес мутить. Замутим. Две недели ругани и правок -- и вроде заказчик всем доволен. Решаем вопросы хостинга, если они ещё не решены, ставим сайт на хостинг (если не на нём начали) -- и я еду слушать комплименты, подкреплённые 75% суммы. Ну а потом поддержка. Вообще-то постоянно поддерживать его не надо -- он сам стоит :) но хотелки-то заказчика никогда не кончкатся. Есть у революции начало, нет у революции конца... Ну и собираю с подведомстенных сайтов копеечки за изменения. Иногда 20 долларов, а то и все 50. ''Копеечка к копеечке -- проживёт семеечка!'' * * * Как видите, хорошо и просто делать сайты. И чего я связался с ВЕБ-приложениями? А, ну да -- сайтостроителей развелось -- плюнуть некуда. Конкуренция, туды её в качель. А ты попробуй ВЕБ-приложение сделай! Да, это только ко мне...
Менеджер по маркетингу, Москва

Юрий, ваш вариант хорош - для фрилансера или маленькой конторы. Не более. Когда начинается более весомая работа - начинаются реальные проблемы.
Кто то готов работать с фрилансеорм. Кто то - нет. Зависит от задач компании. Если вашу методику переложить на большую компанию-агентство - то либо от нее ничего не останется (от методики) либо она не будет работать. :-)
А вообще смешно в статье было читать, что верстальщик не может сверстать то, что нарисовал дизайнер. ну бывает конечно - но вообще то - НОНСЕНС. Для нормального верстальщика. Кстати они обычно либо одно лицо с дизайнером, либо работают в паре (чтобы потом чего не вышло) либо просто процесс отлажен - все нормально верстается.

Руководитель проекта, Москва

веб-приложения делать еще проще, чем сайты.

Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Владислав Агаджанов пишет: Юрий, ваш вариант хорош - для фрилансера или маленькой конторы. Не более. Когда начинается более весомая работа - начинаются реальные проблемы.
Какие?
Владислав Агаджанов пишет: Если вашу методику переложить на большую компанию-агентство - то либо от нее ничего не останется (от методики) либо она не будет работать.
Почему?
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Алексей Дьяченко пишет: веб-приложения делать еще проще, чем сайты.
Прежде чем высказать своё мнение по поводу данного высказывания, поинтересуюсь: хоть одно из Ваших ВЕБ-приложений внедрено где-либо?
Руководитель проекта, Москва
Прежде чем высказать своё мнение по поводу этого высказывания, поинтересуююсь: хоть одно из Ваших ВЕБ-приложений внедрено где-либо?
а это изменит Вашу точку зрения? думаю, что нет. Если Вы делали такие сайты и считаете их сайтами в полном смысле этого слова; если на на основе этих данных делаете выводы об эффективности работы чужих бизнесов, то могу предположить, что и веб-приложения, которыми Вы занимались - того же уровня. Поэтому я и сказал (про Ваши web-приложения), что их еще проще делать, чем сайты. Все действительно серьезные приложения создаются командами (эффект синергии, экономическая выгода, оптимизация временных затрат и т.д.). Всё остальное - уровень обычного программиста, создающего что-то на коленях для маленькой такой компании, скромной такой компании.
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Алексей Дьяченко пишет: а это изменит Вашу точку зрения? думаю, что нет.
Итак, ни одно из Ваших Веб-приложений не внедрено нигде. Одной из второстепенных причин является отсутсвие оных. Таким образом, доказано, что Вы просто так болтаете.
Алексей Дьяченко пишет: Поэтому я и сказал (про Ваши web-приложения),
Подмена тезиса. Это значит, Вы вчистую проиграли дискуссию.
Алексей Дьяченко пишет: Все действительно серьезные приложения создаются командами (эффект синергии, экономическая выгода, оптимизация временных затрат и т.д.). Всё остальное - уровень обычного программиста, создающего что-то на коленях для маленькой такой компании, скромной такой компании.
Думаю, читатели этой дискуссии и без моих комментариев уже поняли цену Вашему мнению. Не только по обсуждаемому вопросу. Вы заремомендовали себя как персонаж, смело рассуждающий о предметах, о которых не имеет ни малейшего понятия. Причём в присутствии специалистов по данному вопросу. Поэтому не найдёте в данном сообществе никого, кто относился бы к Вашему мнению серьёзно. Именно поэтому я считаю ниже своего достоинства рассказывать Вам о компаниях, в которых внедрены мои приложения.
Руководитель проекта, Москва
Итак, ни одно из Ваших Веб-приложений не внедрено нигде
Подмена тезиса. Это значит, Вы вчистую проиграли дискуссию.
Именно поэтому я считаю ниже своего достоинства рассказывать Вам о компаниях, в которых внедрены мои приложения.
не обижайтесь, но Ваше мнение тут ровно так же никому не нужно как и моё.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.