Ирина Толмачева: Правило дохлой кошки и лопаты

Ирина Толмачева

У меня есть клиент, который однажды сказал: «Если кто-то из моих подчиненных приносит мне дохлую кошку, ему лучше принести с собой также и лопату». Вам не стоит быть тем подчиненным, который все время приходит в кабинет своего начальника с проблемами. У начальника достаточно своих проблем. И если он начнет ассоциировать вас с проблемами, о которых вы докладываете, то он начнет считать вас самого своей проблемой. Он будет избегать вас, не повышать вас и не признавать ваши заслуги.

Джон Маккии

Это правило продолжает разговор о том, как следует преподносить информацию своему начальнику. В этом правиле мы рассмотрим самый сложный и неприятный разговор с боссом — разговор о возникшей проблеме.

Правило «дохлой кошки и лопаты» формулируется следующим образом. Сообщая боссу о проблеме, предложите свой вариант ее решения. Возможно, он отвергнет ваше предложение, но он запомнит то, что вы пытались разрешить проблему, а не просто ее озвучить. Как сказал упомянутый выше топ-менеджер, когда подчиненный приносит своему начальнику «дохлую кошку» (проблему), ему следует захватить с собой и «лопату», чтобы закопать ее (предложение по ее решению).

У меня был одно время начальник западный европеец, который запрещал мне произносить вслух слово «проблема». Когда я вбегала к нему в кабинет со словами: «У нас тут возникла проблема», он говорил мне: «Выйди за дверь и начни все заново». Я выходила, делала глубокий вдох, входила не торопясь и произносила: «Я к вам пришла по следующему вопросу». Самое забавное, что довольно часто в этот момент у меня проходила паника, и в голове возникало решение возникшей проблемы. Все, что мне оставалось, это спокойно рассказать о случившемся и предложить вариант выхода из кризиса.

Рекомендации Жака Хоровица

«Не приходите к начальству только с проблемами, предлагайте свои решения. Хорошие начальники ненавидят два варианта поведения подчиненных: подхалимов-куртизанов, которые приходят только для того, чтобы рассказать тебе, как ты хорош, и пироманьяков-пожарников, которые приходят сообщить «Там гигантская проблема, но не беспокойтесь, я ее решу!». Еще есть третий тип ненавистных подчиненных: обезьяна-передатчик, который приходит к начальнику только для того, чтобы переложить на него свои проблемы, не предлагая вообще никаких вариантов их разрешения.

У проблем обычно есть несколько аспектов. Чаще всего они представляют разрыв между целью и результатом. Существуют различные способы закрыть этот разрыв. Требуется просто выбрать один из этих способов и определить необходимые ключевые действия, сроки и человеческие ресурсы, необходимые для этого. На какой из стадий этого процесса вам необходимо участие вашего начальника? Определитесь, какое участие начальника вам нужно».

Хотелось бы особо обратить ваше внимание на упомянутый Хоровицем тип подчиненного, который он назвал «пироманьяк-пожарник». Некоторые подчиненные считают, что если они приукрасят и раздуют возникшую проблему, а потом ее успешно решат, то это произведет положительное впечатление на начальника. Они думают, что если долго трясти дохлой кошкой перед лицом босса, то он ужасно обрадуется, когда эту кошку закопают. Хочу напомнить вам то, что я говорила в предисловии к данной книге — начальники иногда выглядят как идиоты, но таковыми чаще всего не являются. Они в состоянии оценить серьезность возникшей проблемы. Даже если это не так, никому не нравятся подчиненные, у которых регулярно возникают крупные авралы. Это свидетельствует о неспособности данного сотрудника планировать и организовывать свою работу. Для своего карьерного роста разумнее, скорее, преуменьшать, нежели раздувать возникающие проблемы.

Коуч карьерного роста Джон Маккии, основатель и президент Businesssuccesscoach.net, за плечами которого более 30 лет успешного консалтинга в данной области, рассматривает этот вопрос под несколько иным углом, обращая наше внимание на еще одну возможную ошибку.

«Не нервируйте своего босса. Ваш начальник находится под достаточным давлением и без вашего прессинга. Вам не стоит быть тем человеком, который на собраниях всегда озвучивает потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения обсуждаемого задания. В любой организации есть как минимум один сотрудник, который считает, что он один только может предвидеть потенциальные угрозы и считает своим долгом рассказать о них остальным членам команды до того, как проект начнет реализовываться. Начальство воспринимает такого человека не как более умного, чем другие, а как зануду-всезнайку. Такие люди нервируют начальство. Не будьте таким человеком. Пусть эту репутацию присвоит себе кто-нибудь другой. Вам стоит формировать свой имидж как человека, генерирующего идеи, позитивно настроенного и нацеленного на лучшее будущее».

Итак, правило дохлой кошки и лопаты учит нас: Когда вы приносите своему начальнику проблему, всегда сопровождайте ее изложение рекомендацией возможного решения. Возможно, вы предложите не идеальный вариант, но он может послужить стартовой точкой для размышлений вашего начальника.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Калининград

Убеждаюсь, что чем более прописной кажется истина, тем регулярнее стоит к ней возвращаться. Распечатала. Раздала некоторым руководителям служб и специалистам. Автору - спасибо.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Никогда не приходите к начальнику с проблемой не имея вариантов ее решения.
Ибо, вам платят за то, что вы думаете, а не за то, что жалуетесь.

В распечатанном виде висит над моим столом. ;)

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Тема - непростая.
Например.
Начальник - ''тоже человек''. И чаще к тем, кто подкладывает ему свои проблемы, относится лучше, чем к ''излишне''-самостоятельным подчинённым.
Причина - понятна:
- первые дают руководителю возможность почувствовать себя ''большим'';
- вторые - тревожат самостоятельностью.
Можно привести много других-разных примеров. Потому что, эта тема перекликается с темой статьи ''Пятна на солнце''

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.