Ирина Барахацкая: Окно в Европу

Ирина Барахацкая

О том, что такое Европейский Союз, сегодня знает, пожалуй, каждый. Страны, состоящие в нем, имеют определенные экономические и политические амбиции. И считают себя в некотором смысле избранными. Страны, стремящиеся сюда попасть, тоже уверены, что знают, куда они держат свой путь.

А что знаем об этом Союзе мы? Что необходимо понять и осмыслить частным предпринимателям и менеджерам компаний, выходящим на этот рынок?

В первую очередь, думаю, им необходимо ознакомиться с целями и задачами ЕС, изучить вкратце его историю. Тогда им будет легче представить, чего ожидают от них партнеры, уже играющие на этом поле.

Начнем с истории.

В далеком прошлом на территории Европы существовали такие сопоставимые с ЕС по размеру государственные организации, как Священная Римская империя, Франкское государство и Западная Римская империя. После их распада долгое время ничего подобного не было.

В течение последнего тысячелетия Европа была снова раздроблена, европейские мыслители придумали способ ее объединить. После Американской революции впервые возникла идея создания Соединенных штатов Европы.

И только после Второй мировой войны Уинстон Черчилль 19 сентября 1946 в речи в Цюрихском университете призвал к созданию «Соединенных штатов Европы», аналогичных Соединенным Штатам Америки.

Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (ее членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остается) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

Но это был политический союз, а что же в экономике?

В 1951 ФРГ, Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС илиECSC — European Coal and Steel Community).Их цельюстало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, что должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

9 мая 1951 г. Министр иностранных дел Франции Роберт Шуман официально провозгласил создание данного объединения, учрежденного в Париже Договором от 18 апреля. Это стало началом нового объединенного рынка угля и стали. Целью его являлось обеспечение равноправия между победителями и побежденными в общемировых организациях Европы.

Общие исторические вехи Евросоюза выглядят так:

• 1951 год- рождение первого сообщества 6 государств

• с целью углубления экономической интеграции они учреждают 25 марта 1957 года Европейское экономическое сообщество (ЕЭС то есть

« Общий рынок» или EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community).

ЕЭС создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей

Евратом должен способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.

• ЕЭС было учрежден Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 году членами ЕЭС создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Самым важным из этих трех европейских сообществ стало Европейское экономическое сообщество, так что позднее, с 1993 года оно будет именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community).

• В 1973 году происходит первое расширение ЕЭС (к Сообществу присоединились Дания, Ирландия, Великобритания)

• В 1978 году создается Европейская Валютная Система

• В 1979 году впервые заседает Европарламент.

• В 1981 году в Сообщество вступает первое из средиземноморских государств - Греция

• В 1985 состоялось подписание Шенгенского соглашения

• В 1992 году подписание Маастрихтского договора и создание в 1993 году Европейского Союза на основе Европейского Экономического Сообществ

• 1995 год - Евросоюз вырастает до 15 государств

• В 1999 году принято решение о введении единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002)

• В 2004 год в Союз вступили еще 10 государств

1 декабря 2009 вступил в силу Лиссабонский договор, согласно которому Евросоюз становится субъектом права.

Сегодня первая опора ЕС – это общая экономическая зона и таможенный Союз, вторая- это общая внешняя политика и политика безопасности, полицейское и судебное сотрудничество его государств

Основные направления деятельности ЕС – это общий рынок, таможенная политика, валюта, сельскохозяйственная и рыболовная политика, регулирование вопросов беженцев и миграции

Сегодня все больше новых стран вступает в данный Союз, принимая тем самым его условия и правила игры.

После того, как бывшие страны социалистического лагеря проявили к ЕС свой интерес, Советом Европы в 1993 году были выработаны и утверждены так называемые «Копенгагские критерии».

К моменту вступления в ЕС страны должны доказать следующее:

- наличие устойчивых институтов демократии, правовой государственности, защиты прав человека, равно как и внимание к вопросам национальных меньшинств.

- функционирование рыночной экономики и способность выдерживать давление конкуренции и рыночных сил внутри Евросоюза

- способности данных государств выполнять все возрастающие обязательства членов ЕС, в том числе и по защите интересов ЕС, допуск у себя открытого управления и выполнение правовых предписаний Союза.

Основные критерии принятия в ЕС – это объем Всеобщего Валового Продукта на душу населения, который должен составлять от 14 800 фунтов, средняя продолжительность жизни населения в странах ЕС- 78 лет, и отсутствие долгосрочных неоплаченных финансовых задолженностей нового государства- участника Союза.

Желательным является также его вступление в ВТО.

Какие же страны сегодня стремятся в ЕС, и как оценивают ее члены их шансы сегодня?

Приведу, на сей счет, несколько комментариев из изданий самого Евросоюза. Там отмечено, например, что страны Балтии и Польши активно поддерживают идею со вступлением в ЕС Украины. Намерение Турции вступить в ЕС пока вызывает у членов ЕС опасение, так как оно потянет за собой ряд кавказских стран. На вступление в ЕС претендуют Армения и Грузия. Политическое положение в Белоруссии не позволяет пока членам ЕС, как они считают, принять ее в свой состав. Молдавия, по их мнению, также способна привнести проблемы в Союз.

Участие России в ЕС также относится к разряду весьма сложных тем, так как способно нарушить, как считают его члены, политическое и географическое равновесие Союза. Хотя это, как мы понимаем, лишь официальная версия. Наряду с этой звучат и другие версии - в виде вопросов членов ЕС, до каких, мол, пределов могут и будут расти географические границы Евросоюза?

В Евросоюзе сегодня действуют единые нормы солидарности стран, участвующих в нем. Страны, у населения которых средний уровень доходов намного ниже остальных, получают материальную поддержку из трех европейских фондов – так называемых финансовых котлов. Связано это с тем, что более 20 лет после падения «железного занавеса» в ряде стран ЕС остается большое экономическое различие в благосостоянии их народов, земель и национальных меньшинств. Поэтому богатые страны и их народы отчисляют на солидарность весьма немалые суммы, что позволяет реализовывать ряд проектов по поддержанию более отсталых регионов, подъему их конкурентоспособности и обеспечению народа всем необходимым.

В 2009 году на эти цели направлялось 60 млрд. евро, в последующие годы до 2013 эта сумма дойдет до 347 млрд. Целью программы « Конвергенция» в ЕС называют экономическое выравнивание подобных различий. Так,например, планируется оказание помощи 84 регионам в 17 странах- участниках ЕС с населением в 154 миллиона жителей, где среднестатистические доходы ниже 75 % от сегодняшнего среднеевропейского. Глобализация в Европе означает безграничное перемещение капиталов и товаров. Глобальная экономика опирается при этом на так называемый рамочный порядок.

Если разобраться, то членство в ЕС- это не только определенный уровень социального и экономического развития государства – его члена.

Это также в некотором смысле «билет в лучшую жизнь». По крайней мере, большинство стран, вступающих в ЕС, сегодня так считают. С одной стороны это верно. Страна, вступившая в ЕС, и ее предприятия попадают в определенные промышленные, экономические, таможенные, финансовые, банковские и прочие альянсы, защищающие своих членов и свой рынок. Защитный механизм есть во всем.

В первую очередь, нормы права ЕС защищают коллегиальные, а не единоличные интересы стран-участников ЕС ,равно как их предприятий и предпринимателей. Непосредственно предприятия попадают при этом в так называемую единую систему координат. Им становится намного легче работать. Для них главное, правильно «вписаться» в новый порядок игры на данном поле. Этот порядок включает производственные стандарты по изготовлению продукции, системы качества, вопросы таможенного оформления и ввоза продукции, экологические стандарты, финансовую безопасность и прозрачность, а также защиту прав потребителей.

Страны ЕС имеют практически одинаковые таможенные правила и упрощенную схему перемещения и оформления грузов в странах ЕС, схожие пошлины и разрешительные документы на ввоз товаров.

Если предприятию из-за рубежа предстоит ввозить сюда свою продукцию, ему необходимо проверить заранее все необходимые требования по ввозу товаров.

Для этого необходимо обратиться к специальным страницам таможенных комитетов стран ЕС.

Там же можно найти службу, уполномоченную выдать предприятию конкретную справку о ввозе его товаров, разрешительных документах, контроле продукции при ввозе на территорию той или иной страны, равно как и о таможенных пошлинах.

В ЕС действуют также единые технические нормы продукции, такие как DIN, ISO- стандарт, классы качества товаров, стандарты защиты окружающей среды и нормы защиты прав потребителей. Целый ряд товаров проходит также проверку на TÜV. Это означает безопасность применения товаров для потребителя, независимо от его назначения и размеров, будь то автомобиль, лифт, электрообогреватель или утюг. Каждое предприятие, работающее на этом рынке и привозящее сюда продукцию из-за рубежа, обязано учитывать все указанные нормы стандартизации и спецпредписания.

Кроме того, в ЕС прописаны также определенные нормы для рынка труда, правовые нормы оказания услуг, правила действия финансовых рынков и их прозрачности.

О рынках труда можно сказать следующее.

Граждане стран ЕС могут свободно перемещаться, находить себе работу и открывать предпринимательскую деятельность. Их дипломы здесь признаются в первую очередь, их стаж засчитывается в пенсионное начисление. Чего совсем нельзя сказать об эмигрантах, живущих и работающих здесь, или приезжих специалистах из третьих стран. Это означает, что приоритетное право признаний дипломов и титулов имеют граждане стран ЕС, а остальное - по усмотрению местных учреждений стран ЕС. Так, например, дипломы большого количества специалистов из стран бывшего СССР в полном размере здесь не признаются. Это касается учителей, врачей, психологов, экономистов и т.д. Первые и вторые могут при этом переучиться. Третьи и четвертые могут в своем трудоустройстве рассчитывать только на случайное везение. Исключение в данном вопросе составляет только ряд инженерных специальностей и программистов. Остальные трудовые ресурсы имеют более ограниченные шансы внедрения на рынке. Что касается приезжих специалистов из стран, не являющимися членами ЕС, то им также необходимо разрешение на работу, а получить его предприятиям обычно бывает непросто. Необходимо доказывать, что местных специалистов предприятие для этой деятельности нанять не может. Кроме того, стоит помнить, что заработная плата приглашенного специалиста из стран бывшего СССР может быть чуть не в два и более раз ниже средней по его специальности. Кроме того, предприятие, приглашающее работника из третьих стран, обязуется принять на себя все денежные риски, связанные с нарушением работником условий выезда из страны по окончании его трудового договора.

Очень строгие требования к производителям и поставщикам продукции предъявляют в ЕС нормы экологической безопасности и порядок защиты прав потребителей.

Сегодня под особым контролем находятся определенные группы товаров. В первую очередь, это продукты питания и детские игрушки.

Здесь очень придирчиво проверяют игрушки на содержание ядовитых веществ. К концу 2010 года будут запрещены почти 55 аллергических отдушек, применяемых при производстве игрушек. Игрушки с содержанием продуктов питания будут также запрещены в самое ближайшее время.

Это коснется, в первую очередь, детских яиц- сюрпризов и многих других игрушек, содержащих жевательные резинки, конфеты и прочие пищевые продукты внутри.

Особому контролю подвергаются также производимые и ввозимые в ЕС продукты питания, различные сорта овощей и фруктов. Здесь работают специальные контролирующие органы, проверяющие качество ввозимых в ЕС продуктов питания. В 2009 около 41 млрд. евро финансировалось в аграрный сектор, чтобы обеспечить выращивание качественной сельхозпродукции. В защите прав потребителя сегодня важным является «BIO»- штемпель для продуктов. Он означает соответствие продуктов экологическим критериям производства, не использование производителем синтетических удобрений и генетически - модифицированных продуктов. Считается также, что продукты питания категорически нельзя подвергать облучению для продления их сроков хранения. Штемпель «BIO» ставится сегодня почти на 45 000 наименований продукции. Победителей конкурсов на право носить знак «BIO» можно найти на сайте www.biosiegel.de . За манипуляции, связанные с данным знаком на товаре, предприятия наказываются самым строгим образом и с выдачей информации в Интернете и взиманием очень крупных штрафов.

Предприятия, производящие продукцию бытового назначения, уличенные проверяющими органами в махинациях с качеством товаров, вносятся также в открытую базу данных EC под названием « RAPEX» www.ec.europa.eu/consumers/safety/rapex/

Таковы лишь некоторые основные требования по ведению бизнеса на рынке ЕС.

Кроме вышесказанного могу также отметить еще ряд схожих правил для предприятий, работающих на этом рынке:

  1. Схожесть в различных странах ЕС нормативных юридических документов для организации предприятий и предпринимательства
  2. Схожесть банковских правил игры на данном поле. Вспомним работающие здесь правила «Basel 1» и «Basel 2», темы бонитета клиентов (платежной порядочности) и их кредитной прозрачности. В большинстве инвестиционных проектов от заявителей и инвесторов требуют сегодня подписание гарантий о том, что их деньги не имеют криминального происхождения.
  3. Здесь существенно иную, причем более продуктивную, роль играют Торгово-Промышленные Палаты. Они влияют на процессы сотрудничества предприятий с зарубежными партнерами. Они же способствуют повышению квалификации топ -менеджмента и руководителей компаний, они регистрируют в торговом реестре предприятия, открывающиеся на рынке и занимающиеся торговлей, они же дают оценку бизнес-планам начинающих предпринимателей. Торгово - Промышленные Палаты регламентируют в своих регионах обучение и организацию практики для молодежи в области среднего технического образования.
  4. Деятельность предприятий в ЕС строится на аналогичных принципах экономической целесообразности, энергосберегающих технологий, рационального распределении ролей и ответственности, инноваций, выработки маркетинговых стратегий и внедрения механизмов рекламы, выстраивания сетей сбыта, обеспечения защиты интересов дистрибьюторов в определенных сегментах рынка и т.д.
  5. Аналогичная система ведения международных деятельности и заключения договоров.
  6. Типичной является также решающая роль управленческого менеджмента и маркетинга. Здесь никто не сомневается в том, что маркетинг и реклама необходимы. Здесь им владеют профессионально. В ЕС отмечено весьма уважительное отношение к бизнес - консалтингу, что поддерживается даже Министерствами экономики стран ЕС. Здесь совсем другое отношение к повышению квалификации специалистов.
  7. Аналогичные системы организации франчайзинга и т.д.
  8. Сквозные системы страхования в ЕС
  9. Высокий уровень электронной торговли.

Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.

А пока, приходя на этот рынок, советуем предприятиям из других стран просто понять, как и в чем они могут быть на этом рынке конкурентоспособными, чтобы найти своего потребителя и закрепиться в данном сегменте.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Ольга Аринцева, Ирина Барахацкая
Генеральный директор, Калининград

Ирина, спасибо за материал. Весьма познавательно.
Известно, что ЕС достаточно значимо финансирует проекты развития (в основном, институциональные, инфраструктурные, управленческие) некоторых регионов РФ, в частности - Северо-Запад (Псков, Архангельск, Калининград). Примеры - проекты транс-граничного сотрудничества, поддержки среднего-малого бизнеса, оразовательные...
Не могли бы Вы прокомментировать Ваше видение заинтересованности ЕС в таких проектах?

Управляющий директор, Германия

Ольга, мотивы заинтересованности ЕС в проведении тех или иных проектов в России не всегда можно проследить напрямую и объяснить сразу.
Например, в ЕС есть несколько фондов,которые поддерживают образовательные программы.Они не всегда напрямую финансируют Россию, так как приоритетными стоят проекты для своих субъектов. Просто на тот или иной плановый год у них намечаются расходы на проекты , например,для новых стран,вступивших в ЕС. Или периодически они начинают финансировать проекты с приложением в странах третьего мира, к каковым они относят и Россию,и Украину, и прочие государства бывшего Советского Союза.
Если же в России видят выгодного партнера для развития своих высоко бюджетных проектов, например, в автомобильной отрасли, и прочих,где формируются доходы крупных европейских компаний, там всегда найдется и фонд , и инвестор,чтобы освоить дешевый,но экономически целесообразный сегмент рынка в России.
Поэтому пограничные зоны и их бизнес могут поддерживаться с дальней прицелом облегчить ведение бизнеса своих стран в приграничье и расширить им рынок сбыта.
Кстати, благодарю Вас за отзыв по статье. И еще: это случайное совпадение,но 1 марта я провожу в Интернете бесплатный часовой промовебинар с тем же названием,что и данная статья.Там будет предложен еще кое-какой дополнительный материал. Если Вам интересно, можете записаться на него.
Ссылку направляю Вам для ознакомления
http://webinary.com.ua/board/45-1-0-159
И вторая ссылка- о промовебинаре '' Развитие предпринимательства и бизнеса в условиях кризиса ( на примере Германии).Это тоже бесплатно.
http://webinary.com.ua/board/45-1-0-160
P.S. Если Вас интересует причина внедрения того или иного европейского проекта,можете дать мне его название и организацию,которая его поддерживает.По их открытым инфоданным всегда можно увидеть,под каким флагом и с какой целью это проходит.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.