Почему интерим-менеджеры могут быть лучшими советниками?

Традиционные бизнес-консультанты и интерим-менеджеры имеют много общего: и те, и другие являются опытными внешними экспертами, способными гибко подключаться к решению определенной задачи внутри организации и поддерживать ее в течение определенного периода времени. Но их роли заметно отличаются в одном аспекте: интерим-менеджеры остаются в компании, пока предпринимаются необходимые меры.

Эксперт по интерим-менеджменту Илиана Шмателка (на фото в анонсе) и Хельга Паттарт-Дрекслер, руководитель департамента дополнительного образования для руководителей в WU Executive Academy, рассказали о преимуществах интерим-менеджмента, разнообразных возможностях его использования в спокойные от кризисных потрясений времена и о том, что следует учитывать при выборе интерим-менеджера.

Илиана Шмателка более 30 лет работала в финансовом секторе, а также в производственных и торговых компаниях в 19 странах мира. Но теперь она больше не занимает постоянную руководящую должность в какой-то конкретной компании, как это было во времена, когда она еще была студенткой программы Global Executive MBA в WU Executive Academy. Сегодня она работает интерим-менеджером, то есть берет на себя управленческие задачи в компаниях, но в течение ограниченного периода времени.

«Для меня временные контракты особенно интересны тем, что они требуют постоянного чередования консультационной деятельности и мер по реализации. Работа менеджера всегда очень разнообразна. Вы многому учитесь и растете с каждым новым заданием. Экономике срочно нужны опытные «деятели». Именно поэтому будущее – за интерим-менеджментом», – говорит Илиана Шмателка.

Чем отличаются интерим-менеджеры от обычных консультантов?

Интерим-менеджеры обычно имеют большой опыт работы в своих отраслях и в качестве руководителей. Как правило, это бывшие менеджеры высшего или среднего звена крупных компаний. После короткой ознакомительной фазы они берут на себя роль операционного сотрудника или менеджера проекта и становятся частью обычных бизнес-операций или поддерживают процессы преобразований.

Таким образом, бизнес может привлекать в качестве помощников внешних экспертов по мере необходимости. В такие времена, как сегодня, когда многие компании сознательно работают над трансформацией и стремятся развиваться в диджитал-направлении, внешние технологии пользуются большим спросом. Более того: внешние эксперты могут внести ценный вклад в развитие компании и предоставить обратную связь, поскольку они не ограничены внутренними структурами и могут не обращать внимание на существующую иерархию.

«Благодаря своему обширному опыту, такие менеджеры могут одновременно предоставлять целевые консультации и принимать необходимые меры. Именно это ключевое отличие от традиционного консалтинга делает интенрим-менеджмент таким привлекательным. Как говорит Питер Друкер, планы так же хороши, как и их реализация», – объясняет Илиана Шмателка.

В сегодняшнем быстро меняющемся деловом мире у нас просто нет времени делить планирование и реализацию на два этапа: они должны происходить беспрепятственно и эффективно.

Где пригодятся навыки интерим-менеджера?

В таких условиях интерим-менеджеры могут решать актуальные задачи и одновременно работать над процессами преобразований. Такие специалисты нужны не только в кризисные для бизнеса периоды: интерим-менеджеры отлично проявляют себя при поглощениях, справляются с реструктуризацией и реорганизацией. Помимо этого, их часто нанимают в качестве компенсирующего звена в периоды временной нехватки персонала.

В последнее время к ним также обращаются, когда требуется поддержка в управлении проектами, развитии бизнеса или нужна специализированная экспертиза по конкретной теме, но никто в компании не обладает необходимыми знаниями и навыками.

Также имеет смысл привлекать интерим-менеджеров, когда нагрузка сотрудников компании становится слишком большой. Это обычно проявляется, например, в текучести кадров или синдроме выгорания одновременно у многих сотрудников. Илиана Шмателка считает, что обращение к услугам интерим-менеджеров больше не будет отличительной чертой только кризисных ситуаций в ближайшем будущем. Вместо этого таким специалистам также будет поручено выполнение традиционных управленческих обязанностей, например, на этапе роста. Интерим-менеджеры увеличивают существующие производственные мощности быстро и эффективно. Тем не менее важно помнить, временный сотрудник берет на себя задачу лишь на ограниченный период времени.

Как найти идеального интерим-менеджера? 3 совета

Интерим-менеджмент только начинает набирать обороты в Австрии и других странах ЦВЕ. Это особенно заметно по сравнению с Нидерландами, где такой вид управления был разработан 50 лет назад, или Германией, где он также используется более регулярно. По словам Хельги Паттарт-Дрекслер, такая ситуация не случайна: «Многие компании просто никогда не сталкивались с успешными управленческими решениями, приятными интерим-менеджментом, или были разочарованы нанятыми временными сотрудниками. Жаль, что это так».

Чтобы интерим-менеджмент оказался успешным, очень важно найти «идеальное соответствие», между менеджером и компанией, нанимающей его. Но как компании могут найти интерим-менеджера, наиболее подходящего для собственных нужд и задач? Вот несколько полезных советов для бизнеса от Илианы Шмателки, которая выполняет функции такого специалиста уже почти десять лет.

1. Опыт управления

Самое главное – наличие управленческого опыта. Именно поэтому компании должны стремиться привлекать интерим-менеджеров, которые в течение многих лет занимали руководящие должности и опираются на солидное ноу-хау в области командного руководства, управления изменениями, развития бизнеса, процессов реструктуризации или поддержки стартапов. Опыт планирования ресурсов, бюджетирования и финансирования, контроля и отчетности также является ключевым.

Хороший интерим-менеджер обязан обладать соответствующим опытом в данных областях, потому что эти знания очень понадобятся ему при реализации и успешном завершении необходимых мер. Такие специалисты являются не просто консультантами, они также принимают решения и обеспечивают выполнение действий. Вот почему они должны иметь возможность и желание использовать свой авторитет.

2. Функциональные и отраслевые знания

Экспертные знания в соответствующей отрасли (автомобилестроение, банковское дело, розничная торговля и т. д.) или опыт исполнения конкретных функциональных обязанностей (руководство производством, управление активами, интеграция после слияния) находятся лишь на втором месте. Это происходит потому, что интерим-менеджеры зачастую должны не только руководить существующими процессами и командами после короткой фазы ориентации, но и отвечать за предоставление членам команды новой стратегической ориентации для улучшения результатов.

3. Личные сильные стороны

В дополнение к управленческому опыту и экспертным знаниям интерим-менеджеры должны применять в работе подходы, направленные на поиск решений, обладать независимым мышлением и уметь реализовывать стратегии и достигать целей. Крайне важно, чтобы такие специалисты могли как можно быстрее завоевывать уважение и доверие клиентов и команд, чтобы действовать эффективно и продуктивно. Поэтому с их стороны требуются гибкость, открытость, лояльность и готовность последовательно отстаивать интересы клиента.

Другие важные социальные компетенции – это ярко выраженные коммуникативные навыки и способность работать в команде. Хорошие интерим-менеджеры – прекрасные исполнители и одновременно наставники и коучи. Сотрудники, работающие с такими менеджерами, могут многому научиться у них в процессе.

Как избежать наиболее распространенных ошибок в интерим-менеджменте?

«Даже лучший интерим-менеджер потерпит неудачу, если условия для его будущей деятельности не будут оптимально подготовлены с самого начала. Компании, нанимающие такого специалиста, должны позаботиться о необходимой подготовке», – говорит Илиана Шмателка.

Следует обратить внимание на следующие три важных совета, одинаково актуальных как для компаний, планирующих нанять интерим-менеджера, так и для самих менеджеров:

  1. Интерим-менеджер и компания должны с самого начала согласовать конкретную цель. В идеале она должна быть зафиксирована в письменном виде. Таким образом, обе стороны могут быть уверены, что они движутся в одном направлении. Чем больше деталей, тем лучше. В конце концов, расплывчатое определение целей – одно из самых больших препятствий во временном управлении. Очень быстро может образоваться пропасть между ожиданиями и возможностями. В результате страдает коммуникация, и это приводит к разочарованию с обеих сторон.
  2. Компании, нанимающие интерим-менеджера, должны предоставить всем заинтересованным сторонам - руководству и совету директоров, командам по реализации проекта, коллегам и зачастую даже клиентам, учреждениям и органам власти - подробную информацию о ролях и компетенциях, а также о целях, преследуемых интерим-менеджером. Поскольку назначение такого специалиста ограничено определенным периодом времени, задержки в реализации мер, вызванные недопониманием и личной неприязнью, недопустимы.
  3. Интерим-менеджеры должны получить в подчинение команду и быть обеспечены всеми необходимыми ресурсами для выполнения поставленной перед ними задачи. Многие компании сталкиваются с тем, что не могут предоставить привлеченному со стороны эксперту нужные ресурсы, в результате эти высококвалифицированные специалисты, получающие большую зарплату, часто вынуждены выполнять рутинные задачи. Часто бывает, что процесс должен быть прекращен или вообще не может быть начат из-за недостатка финансирования. Интерим-менеджеры руководят командами; это больше, чем просто временный сотрудник. Только когда команда присоединяется к временному руководителю, он становится оперативным и эффективным и может быстро установить неформальные отношения и завоевать доверие, необходимое для успеха.

До 15 июня 2020 года можно подать заявку на стипендию по программе Professional MBA в WU Executive Academy по следующим специализациям: Digital Transformation & Data Science, Energy Management, Entrepreneurship & Innovation, Finance, Marketing & Sales, Project Management. Стипендия позволит сократить стоимость обучения на 35%. Подробнее о конкурсе 

Партнерский материал

Читайте также:

Был ли у вас опыт взаимодействия с интерим-менеджером?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Комментарии
Участники дискуссии: Олег Севодин, Сергей Капустянский
Партнер, Красноярск

И они к вам придут...

1. С лучшим опытом управления... Имеющие кучу решений с доказанной эффективностью за спиной? Они смогут рассказать о PDCA и SDCA и объяснить, зачем и в каком порядке нужны эти буквы?Про передачу полноценного процессного управления не сказано (а функциональщина уже всеми признана шлаком и провалом).

2. С отраслевыми компетенциями... Тут это дают или берут?

3. Тот же вопрос.

На какой максимальный годовой оборот компании рассчитаны эти решения? Это помощники для глупеньких/начинающих стартаперов, или ?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

По-моему отличное решение для больших компаний!

Есть человек из отрасли, который долго и успешно в ней проработал, потом ушёл или уволили из компании (по разным причинам это может быть) и его опыт может быть очень полезен компании из этой же отрасли, но размером поменьше.

Платить постоянно такую зарплату, как этот человек хочет - возможности у компании нет. Но платить её, допустим, месяцев 6 - вполне по силам.

Заключается гражданско-правовой договор с физ. лицом. В нем чётко прописываются ожидаемые результаты через каждый отчётный период. И вперёд!

Нанять консультанта (особенно без опыта работы в отрасли) - это деньги на ветер. А вот такой временный менеджер - отличное решение! А если он результат не даст, то и платить не за что. 

Главное, чтобы хуже не сделал... Но тут предупредить его сразу, что если он сделает хуже, ему придётся отвечать вне правового поля уже...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Число безработных в России выросло на 23%

Численность безработных в России в апреле 2020 года составила около 4,3 млн человек.

Qiwi оставит сотрудников на удаленке до сентября

В офис 1 июля выйдут только около 10% сотрудников.

У 45% сотрудников зарплата уменьшилась за время эпидемии

Служба исследований hh.ru опросила 4500 соискателей о том, каких перспектив они ждут на своей текущей работе и какие у них самих планы.

Назван самый отвлекающий фактор при удаленной работе

Служба исследований hh.ru провела опрос и узнала, что чаще всего мешает сосредоточиться на работе.