Почему лучший способ научиться чему-то – обучать других

Есть такой анекдот о преподавателе вуза: «Два часа подряд рассказываю, объясняю им, тупицам — уже сам понимать начал…». А ведь именно так все и происходит.

Вспомните, когда лучше всего получается проработать определенную тему? Причем любую – от рассказа ребенку, почему солнце краснеет на закате, до сложной технологической презентации для зарубежных партнеров. Всегда безупречные результаты именно тогда и возможны, когда нужно кому-то объяснить. По сути – научить. Почему? 

Дело в том, что в такой ситуации сами собой складываются все критичные условия успешного проекта:

  • Жесткие сроки — понятно, когда нужно быть готовым, аккурат к беседе или встрече.
  • Ясные цели — они есть изначально, иначе не было бы вопроса.
  • Конкретный ответственный — это вы.
  • Ресурсное обеспечение — а вот тут чистая магия.

Представьте, что вы хотите «выучить язык». Но в такой формулировке задача звучит слишком абстрактно, расплывчато и к действиям не мотивирует.

Теперь другая перспектива: ровно через неделю вам предстоит лично провести вебинар с сотней учеников, которых вы обучите какой-то теме по тому самому языку, незнакомому вам сегодня.

Может показаться, что вторая ситуация очевидно провальна и никаких бенефитов не дает. Но если тема конкретна, и она для начинающих — то это реально. Вполне достижимо за неделю разобраться, проверить, отрепетировать и озвучить все что угодно.

Да, тут много уязвимостей. Опасно, если аудитория начнет задавать вопросы. Шаг влево или вправо от узкой темы означает неминуемый позор. Но пример нарочито полярный.

Ведь на самом деле никто не заставляет нас преподавать японский или санскрит. Наоборот, каждый действует в поле личных компетенций. Только как именно мы «действуем»? Проведение вебинара или лекции для коллег служит ярким стимулом. Сразу находится время и желание привести в порядок мысли, записи, найти недостающую информацию, связаться с экспертами, все разложить по красивым слайдам, прочитать их несколько раз вслух, подправить структуру, навести лоск, добавить бантиков. 

Кстати, пример про изучение языков взят из жизни. Один мой знакомый устроился в школу учителем английского языка… чтобы его выучить. Конечно, он знал уже немного, чтобы пройти стартовый отбор и обгонять малышей более чем на одну неделю. Но много лет вялого «надо бы доучить» сразу превратилось в железное «вот теперь действительно надо выучить». И всего за три года он освоил до вполне приемлемого уровня. 

Лайфхак понятен. Однако магической формулой «хочешь выучить сам — учи других» польза от подхода не ограничивается. Здесь много смежных, сопутствующих ракурсов. Вот ключевые из них.

1. Вам просто придется расти

Хороший начальник должен лично демонстрировать все то, чего требует от подчиненных. Например, приходить вовремя или заранее, уходить позже. Признавать свои ошибки, исправлять их публично. Не дергать на себя одеяло в спорах, обсуждать вопросы по существу. 

Звучит как идеал. Вот почему в коллективах часто заводится «неформальный лидер». Иронично, что он или она – как раз такой человек, которым должен быть начальник.

Аналогично в школе и семье. Если учитель и родители не подают пример — уже не важно, что они там говорят и чему пытаются учить. 

Вот и получается, что первое прямое следствие от попыток улучшить других заключается в том, что начинаешь улучшаться сам. Ради одного этого стоит преподавать.

2. Вы прокачаете навыки самопрезентации

Далее – тоже с прямой связью между деловым и личным: мало делать, нужно демонстрировать. Речь не о бахвальстве или вымогательстве лайков за каждое движение. Просто, по большому счету, чего другие не видели, того будто не существует. 

Мы все сейчас убеждаемся в важности PR и личных брендов. Однако медийный образ невозможно построить незаметно. Это оксюморон. Люди проникаются только тем, что видят.

Поэтому, если целевая аудитория сейчас отвлеклась и не видит — лучше подождать с личным примером. Надо чтобы ребенок видел, как родители убираются дома и делают зарядку (или чему вы хотите их научить). Чтобы сотрудники видели, как начальник образцово отвечает на входящий звонок потенциального клиента, выступает с презентацией или отчетом.

Одни скажут: показуха! Другие согласятся, что это один из экономичных путей к успеху. Вы все равно занимаетесь определенными делами, PR просто усиливает результаты.

3. Вы прокачаете навыки продаж

Если ограничиться шоу с собой в главной роли, вам просто сядут на шею. Скажут, что вы прекрасно справляетесь, мысленно отметят про себя, что об этом можно не беспокоиться, вот и все результаты.

Нет, идею «делать что-либо» нужно продать. В точности, как идею стартапа инвесторам, и за похожие несколько минут. Не обольщайтесь тем, что зависимые от вас домочадцы или подчиненные будут вынуждены слушать хоть часами подряд, куда они денутся.

Нужно находить мотивацию, подход к каждому. В идеале по классике: 

  • Яркий тизер для привлечения внимания. Сойдет упоминание хотелок детей или работников, о которых они сами раньше говорили.
  • Раскрытие темы про важность вопроса — очень кратко и почему это важно. Не только вам или клиентам, в том числе адресату.
  • Финиш с конфетами, здесь пора назвать конкретные бенефиты. 

На все про все буквально несколько минут. Например:

  • «Помнишь, ты говорил, что хочешь игровой комп? Но как я тебе его куплю, если даже сейчас от телефона не отлипаешь. Уроки не сделаны, в комнате бардак. Давай ты научишься делать что нужно, пару недель подряд. Потом поговорим о компьютере».
  • «Это вы хотели отпуск летом? Я бы с радостью, но смотрите какой бардак сейчас в отделе. Если все в таком виде продолжится и дальше, мне придется скорее выдергивать людей обратно, чем отпускать. Пока еще есть несколько месяцев, вполне реально все наладить». 

Манипуляция? Нет, торговля. Обучая других, мы сами учимся отстаивать свои интересы, вовлекая в них других участников. Не забывая про мотивацию собеседников. Фактически, реализуем концепцию «win-win».

4. Вы станете психологом

Подождите, мы же рассматриваем взгляд «сверху». Зачем увещевать и уговаривать, когда можно просто приказать!

Затем, чтобы так делали не только тогда, когда вы стоите за спиной. Один из частых и серьезных просчетов управления – в попытке навязать что бы то ни было силой. Угрозы наказаниями, штрафы и прочие репрессии создают непродуктивное измерение. Такой процесс никогда не будет работать автономно.

Попробуйте представить себе, что вы смотрите на собеседников снизу вверх:

  • Ребенок ведет себя ужасно. Он закапал вареньем ковер, потерял шапку, норовит сбежать с друзьями прежде, чем сделана домашка. Вы подходите к нему рассказать о приоритетах, но видите перед собой не ребенка, а небритого верзилу под два метра ростом. Каким тоном заговорите, как сформулируете суть претензий?
  • Подчиненный опять напортачил. Сделка сорвана, клиенты недовольны, ресурсы потрачены, а он сидит хихикает с коллегами и не осознает всю глубину своего падения. Допустим, но что бы вы сказали в такой ситуации руководителю подразделения? Директору? Владельцу компании?

Попробуйте эту технику, и вы удивитесь тому, насколько она эффективна. Вас внимательно выслушают, учтут на будущее и все недостижимые ранее пожелания вдруг станут реальностью. Если не с первого раза, то определенно быстрее, чем после криков и разносов. 

В виде приятного бонуса вы скоро перестанете ссориться с кем бы то ни было, вообще. А потом и потребность такая растворится.

5. Вам придется поменять свои привычки, причем в плюс

При определенном настойчивом желании и усердии, а тем более действуя аккуратно, можно добиться очень многого. Проблема в том, что большинство результатов начинает проседать, как только вы ослабляете хватку. 

Все, перечисленное выше, поможет растянуть положительную инерцию. Но снижение эффективности со временем неизбежно. За исключением того, что удалось поставить на рельсы.

Под рельсами подразумеваются привычки. Они цементируют положительные практики, позволяя сфокусироваться на чем-то другом и расти дальше. 

Семейные ритуалы абсолютно необходимы. Это касается не столько праздников. Нужны ежедневные и еженедельные, часто и всегда повторяющиеся алгоритмы. Такие как зарядка и чистка зубов. На личном примере, с мотивацией и т.д. — но обязательно в привычки.

Точно так же, разве что с другой терминологией, происходит и в бизнесе. Процессы составляют скелет любой организации. Даже проектной.

Все, что вы считаете важным и хотите заложить в фундамент, следует делать непременно регулярным. Доводить до автоматизма, завязывать на мотивацию. Периодически инспектировать и подправлять, особенно поначалу.

И само собой, это означает работу над собственными привычками. Что радикально меняет личную производительность, энергетику, самоконтроль, способности к адекватному планированию.  

6. Ваши принципы станут жестче

Помимо того, что надо делать, есть также негативная категория того, что делать ни в коем случае не следует. К сожалению, тут не обойтись без репрессий. 

  • Ребенок обидел младшего — наказание неотвратимо, причем тяжесть с каждым разом будет только нарастать.
  • Сотрудник нарушил правила безопасности, притащил в контору вирус на флешке — извини, дорогой, за такое сам знаешь что полагается. А повторится, так уволим.

Никаких исключений, возмездие неотвратимо. Это должно работать как закон физики. Сунул скрепку в розетку – получил удар током. Даже обижаться не на кого. 

Только не надо в «физику» записывать мелкие, а тем более нечеткие пожелания. Стоит немного размыть правила, и они перестанут работать вовсе. Тут нужна кристальная, лаконичная ясность. Нельзя это, это и это. Нигде, никогда, никому. 

И вы уже знаете, что в это «никому» тоже входите, причем под номером один. В том числе когда никто не видит. Так можно вырастить собственные принципы.

7. Горизонты расширятся, и жить станет приятнее

На сладкое – клапан в виде отдушины из нарушения всего, кроме табу. Точнее, возможность иногда (не часто и уж точно не регулярно) поступать как-то иначе.

Допустим, в вашей семье не едят сладкого, это вредно и все такое. Но сегодня выходной, в парке продают вкусное мороженое — конечно, почему нет! Обычно ложимся спать вовремя, но по особым случаям можно вообще не спать, хоть до утра.

Калибровка лидов в компании говорит о том, что лишних пассажиров нужно выпроводить… Но интуиция тоже чего-то стоит. Дадим им шанс, может, что-то и получится. Запустим сайд-проекты, вдруг «выстрелят».

Тут надо понимать, что исключения означают уже сформировавшиеся и действующие правила. Если вы разрешили себе и другим нарушать, значит было чего. 

Именно так оно и работает. Начинаем с обучения других, быстро приходим к обучению себя, а потом все это собирается в четкие, практичные структуры. И неважно где – на работе или в личной жизни. Принцип действия везде одинаковый, только наполнение различается.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Согласен с позицией автора. Обучение других - это постоянное саморазвитие. Это живая обратная связь. А если попадутся хорошие, умные ученики и будут задавть умные вопросы, то это просто счастье. 
И это, конечно, касается не только преподавателей, но и любого руководителя. Такие редко встречаются, чаще самый даже хороший руководитель умеет в лучшем случае задавать каверзные вопросы, но вот прочитать небольшую лекцию, лично провести треннинг, показать как надо - таких я очень мало видел. 

Хотя в среде военных принято так - каждый начальник учит своего подчинённого. А у нас чаще ссылаются на стмулирование, мотивацию. А ты сам покажи! Для таких "лекций" даже не обязательно быть крутым, узким специалистом, но ты покажешь свой взгляд, свой подходы и даже, не надо этого бояться, свои узкие места, своё какое-то непонимание. 

Был у меня начальник- требовал везде искать в техдокументации сокращение т.е, т.д, т.п и принимал адм меры, если находил такие слова. Получилось прочитать ему небольшую лекцию о его неправоте и проблема исчезла.

Researcher, Москва

Чтобы обучать других надо чтобы было чему обучать. То есть, чтобы к моменту обучения скопился опыт/экспертиза, которая может представлять ценность для других. А не просто цитировать популярные книжки -- как это делают здесь разные коучи, менторы и прочие фасилитаторы.
А чтобы научиться чему-то нужно НЕ обучать, а набивать шишки в той или иной предметной области. Другими словами -- работать головой и руками, приобретая тот самый ценный опыт, который сын ошибок трудных.

Обучать других могут себе позволить лишь те, кто к этому моменту накопил какой-то багаж ликвидных знаний. Да и то недолго и лишь в качестве финального аккорда своего профессионального развития. Так как любые знания имеют свойство выдыхаться -- терять ценность и актуальность со временем.

Тот кто только учит -- увы, НЕ учится сам. Ну разве что только обучать других, но это такое себе -- ведь количество новой информации и новых знаний растет в геометрической прогрессии.

Я неоднократно был свиделем ситуации, когда авторитетеного преподавателя в той или иной предметной области привлекали для решения практической задачи в его же предметрной области -- и он плыл как последний двоечник.
Далеко ходить не надо -- тут хватает разных бизнес-тренеров, которые никогда не занимались ни бизнесом, ни управлением, но почему-то этому учат. И как мы видим вся их деятельность в области обучения ничему-таки их самих не научила -- путаются в фундаментальных понятиях. И изворачиваются как ужи на сковородке когда их ловят за хвост.

Я не представляю чему может научиться, например, аналитик, который вместо сегодняшней аналитической работы учит кого-то вчерашнему опыту.
Если к тому моменту он накопил багаж, то может сам чему-то учить других. Но не долго. Так как его багаж вскоре устареет, а нового в силу того, что вместо практической работы он занимался обучением, он не приобретёт.

Поэтому на вопрос почему я никого специально ничему не учу -- я просто отвечаю, что это участь лентяев, у которых иссяк познавательный интерес в предметной области, либо снизились умственные способности для решения новых сложных задач или восприятия новых знаний -- и увеличилось количество свободного времени. И скептически отношусь к тем, кто пересел из лодки активной рабочей деятельности в лодку "академического" балабольства.

Поэтому я категорически не согласен с автором.
Здравый смысл и реальные факты говорят о совершенно обратном.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Чтобы обучать других надо чтобы было чему обучать. То есть, чтобы к моменту обучения скопился опыт/экспертиза, которая может представлять ценность для других. А не просто цитировать популярные книжки -- как это делают здесь разные коучи, менторы и прочие фасилитаторы.

А чтобы научиться чему-то нужно НЕ обучать, а набивать шишки в той или иной предметной области. Другими словами -- работать головой и руками, приобретая тот самый ценный опыт, который сын ошибок трудных.

Ну вы про очевидные вещи пишете, это так. Но, как я понял нашего молчаливого автора, речь идёт не о профессиональной преподавательской деятельности, а об обучении других, как стимуле к саморазвитию.

Вот был случай, я беседовал с учёными-гидроакустиками. Давно это было.  Опыта у меня было с гулькин нос в сравнении с ними. Очень заслуженными, очень известными. Они предложили мне прочитать им лекцию по работе их локатора. Я был, конечно, весь красный от смущения. Мой опыт с их опытом просто несравним. Я выступал минут 20. Удивительно, но они очень искренне благодарили меня за другой взгляд на их создание. И даже кое-что там поправили.

А проф педагог и правда часто сильно уходит от практики.

Консультант, Новосибирск

По большинству позиций согласен с автором. Есть еще одна "полезность" этой деятельности - с обучением других приходит более глубокое понимание предмета обучения, так как обучаемые обогащают обучающего своими, часто неожиданными, подходами и точками зрения.

Главное - не закрыться от "учеников" своей единственно правильной трактовкой предмета )))

Аналитик, Москва
Сергей Корчанов пишет:
Главное - не закрыться от "учеников" своей единственно правильной трактовкой предмета )))

Да, это очень важно. Открытость преподавателя является признаком профессионализма. У нас на форуме есть один популяризатор всякого рода лжетеорий - типичный пример дурного тона, страха перед учениками, низкой профессиональной подготовки.

Юрист, Москва

Как только прочел заголовок статьи, начинающийся со слова "Почему..." - сразу подумал, что автор - С. Антипов. И не ошибся) Типичный вариант для привлечения внимания. Очевидно же, что далеко не все преподаватели - психологи, прокачавшие навыки продаж, с улучшившимися привычками, ужесточившимися приинципами, расширившимися горизонтами и т.д. и т.п. То, что создается возможность для всего этого - так она (возможность) появляется и в других ситациях. Или тут подход по принципу - будешь преподавать, будут у тебя и такие навыки тоже, даже если не захочешь (а если не хочешь - оно тебе надо?). Пример про учителя английского языка вообще шикарный - знал немного, но учителем взяли на работу; выучил за три года (ТРИ ГОДА! а поехал бы в англоговорящую страну поработать - и за год бы уложился). 

Категорически согласен с Сергеем Средним, а автор... автор молодец, норму по количеству знаков выполнил.

 

IT-консультант, Москва
Сергей Корчанов пишет:
По большинству позиций согласен с автором. Есть еще одна "полезность" этой деятельности - с обучением других приходит более глубокое понимание предмета обучения, так как обучаемые обогащают обучающего своими, часто неожиданными, подходами и точками зрения.

Но если ваша теория расползается по швам при столкновении с критикой тех кого вы собрались обучать, то возникает вопрос - а зачем вы тогда вообще выперлись на кафедру? Может стоит для закрепления теории поработать, проверить ее на практике. Взять в качестве эксперимента какую нибудь компанию, довести ее до банкротства, а другую до коммерческого успеха? 

А раз уж стали у доски, то не виляйте бедрами, докладывайте точно как по расписанию - делай, раз, делай два... А то у студента возникнет законный вопрос - а кто кого здесь учит? И кто кому здесь должен деньги платить?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

в Космос долетают только те Компании, в котрых Командир умеет всё и обучает свою команду.... остальные - "от зарплаты до зарплаты"

Специалист, Новосибирск

Анекдот:
Один профессор другому жалуется на студентов: "Раз объяснил — не поняли, Два объяснил — не поняли! Третий раз объяснил — сам уже все ПОНЯЛ!!! — а они все равно не поняли!".
Вот и в жизни так...

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Прочитав зашголовок, с трудом побородла желание сразу влепИть что-то типа "вот так и растут некомпетентныем кадры, ведь изх учитель сам только учится".

На что намек, полагаю понятно. Ведь в статье речь идет о получении совершенно других навыков: презентация, самопродвижение и тд. В какой-то степени, это тоже обучение, практика, но есть разница. 

И да, кто-то написал, что это касается не только преподавателя, но и любого руководителя. Мы все  социальные животные, нам необходимо общение, утверждение в социуме. А разные люди нас обучают, тренируют, друссируют. Но только это софт скилз, как принято сейчас говорить. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.