Как не совершить ораторское самоубийство: 7 советов

Вы тоже это слышите?

Тук-тук, тук-тук, тук… Бешено бьется сердце, мысли путаются, пересыхает во рту, потеют ладони и тысяча, миллионы пар глаз таращатся на тебя, затягивая пытку до бесконечности.

Это известный каждому из нас страх публичного выступления. Считается, что страх выступлений стоит на втором месте после страха смерти. Как шутят многие тренеры по ораторскому искусству, — некоторые из нас предпочтут закопаться в землю лишь бы не выходить на сцену.

Ну что ж, это все можно преодолеть, и я вам предлагаю сделать это вместе! Сразу предупреждаю, что статья не про волшебные таблетки от боли, невозможно убить страх, его можно только снизить.

Выступающие очень часто совершают самоубийство на сцене, их даже публика еще не тронула, а они уже начали допускать ошибки и сами поддаются на провокации ими созданных обстоятельств.

С моим пятилетним опытом в выступлениях и подготовке к ним, я сталкивалась с разными ситуациями и выработала советы для своих учеников. Эти практические техники смогут вас вывести на качественно новый уровень, и предотвратят кровопролитие на сцене.

1. Произносите аффирмации

Не стоит пугаться заморского слова. Аффирмация — это просто короткая фраза, которую человеку стоит повторять себе в слух или про себя. Это та самая короткая фраза, которую повторяют многие женщины перед зеркалом с утра: «Я самая обаятельная и привлекательная!».

Как нам может помочь аффирмация в выступлении? Для начала выпишите фразы, которые вас зажигают и вдохновляют. Это могут быть даже цитаты известных людей или ваши собственные. Произнесите несколько раз эту фразу перед выступлением, прочувствуйте. И выходите на сцену.

Вы выступаете и тут замечаете, что всем смешно, но именно один мужчина сидит с грустным раздраженным лицом. Вместо того, чтобы замешкаться, сконфузиться и менять выступление на ходу, просто скажите себе: «Оратор не настолько древняя профессия, чтобы всех удовлетворять!». Либо скажите себе любую другую фразу, которая вас отвлечет от состояния человека.

Совет: если вас это настолько задевает, и вы делаете первые шаги в выступлениях, то подойдите к этому человеку и спросите, что было не так. В первые годы практики я так и подходила, и была поражена результатом. Большинство людей говорили, что у них болела голова, они с кем-то поругались, устали, пришла SMS от начальника. Я тут была не причем!

И они все равно продолжали у меня сидеть на выступлении, потому что им нравилась моя речь.

2. Перестаньте извиняться

Мы постепенно подходим к основам закапывания самого себя на сцене, ведь многие при выступлении извиняются за то, что они забыли текст, забыли показать картинку, сказали не то слово. У меня всегда напрашивается вопрос: «Вы знаете, что люди не в курсе вашего плана выступления, и всегда можно все перевернуть себе в плюс?!».

Золотое правило оратора: пропустил что-то, забыл, не включил нужный слайд, делайте вид, что так все и должно быть. Многие люди не заметили бы ваших ошибок, если бы вы сами на них не указали через фразу: «Ой, извините, пожалуйста…».

3. Пользуйтесь помощью аудитории

Снова возвращаемся к главному страху, что вы забудете что-то на сцене, например, определение слова или что входит в классификацию.

Воспользуйтесь тренерским приемом: спросите у публики, а что они об этом думают. Забыли слово? Спросите: «Как думаете, что под собой подразумевает это слово?» Забыли, какой этап идет следом? Спросите: «Как вы думаете, что мы разберем следующим этапом?».

Это работает безотказно. Мало того, что вы задействовали аудиторию и ее развлекли, так еще пока они вам подсказывают, вы либо услышите правильный ответ, либо вспомните сами.

4. Выкручивайтесь из ситуаций

Посмотрите на выступление под другим углом, перестаньте относиться к нему как к пытке. Всегда можно все перевести в шутку и шутки приемлемы в 99% случаях, кто не любит посмеяться?

У вас упал флипчарт? У нас такая мощная энергетика в зале, что мы снесли флипчарт!

Неожиданно погас свет? Мы с вами так сблизились за время выступления, что нам решили устроить интимную атмосферу.

Скалолаз моет окно на тренинге, и весь зал отвлекся? Видите, у нас такой интересный тренинг, что люди пытаются всеми способами на него попасть!

5. Уберите жестикуляцию трупа

«Как жестикулирует труп?», — никак, правильно.

Не зарывайте себя в самом начале. Не вставайте в позу защитника, прикрывая что-то ниже пояса. Не ставьте руки домиком «Ангелы Меркель», вам же не налили туда клей момент.

Руки помогают вам больше передать информации, визуализировать картинку, помочь услышать вас. Причем не просто размахивайте руками, используйте их с умом. Тут вам поможет известная игра «Крокодил»: в ней нужно показывать слова только жестами без слов.

Поиграв в нее несколько раз, вы заметите, что какие-то слова на всех языках мира буду визуально выглядеть одинаково. Так, если вы говорите, что работаете за ноутбуком, вы изобразите жест как будто пальцами бьете по клавиатуре.

Также вы можете прочитать книгу «Язык телодвижений» Аллана Пиза, автор очень точно передает значение каждого жеста. Эта книга вам подскажет, как вести себя на выступлениях и переговорах.

6. Говорите как с мамой на кухне

Вспомните, как вы сидите с мамой на кухне и ведете задушевные разговоры с чашечкой чая. Вы можете рассказать ей все: самое сокровенное, самое желанное, обсудить какую-то насущную тему и в чем-то разобраться.

Я больше чем уверена, что вам и в голову не приходило, что выступление ничем не отличается от разговора с мамой на кухне.

Времена Демосфена и долгих монологов канули в лету, сейчас современное ораторское искусство. Разговаривайте со своей аудиторией, вступайте в диалог, говорите с ними как с лучшими друзьями.

Воспринимайте выступление не как смертную казнь, а так, будто вы все друзьями собрались разобраться в одной очень интересной теме. Да, пускай их тысяча и больше человек, ну и что?

От вашего отношения к публике зависит многое, если вы поменяете состояние и восприятие, то у вас не будет ни одного провального выступления. А на сцене вы будете выглядеть как нереальный оратор.

7. Фокусируйтесь на людях

И самая главная, седьмая техника — перестаньте быть эгоистом. Когда вы говорите: «Я боюсь, они меня засмеют, они меня будут оценивать, они это, они то…», — вы не находитесь в осознанном состоянии, вы погружены в свои душевные переживания.

Снимите фокус с себя и своих душераздирающих истерик и направьте фокус на людей. Скажите себе, что вы сейчас принесете каждому непоправимую пользу и вложитесь в его развитие. Когда вы хотите помочь людям, когда вы хотите принести пользу, то здесь нет места страху. Да, и откуда он может взяться, если вы хотите помочь собравшимся разобраться: в теме, в отчете, в аналитике, в явлении, в навыке.

И самое интересное, когда вы находитесь в фокусе на людей, то у вас никогда не будет скептиков в зале или каверзных вопросов от аудитории. Вы просто не будете это воспринимать в штыки, вы будете считать, что людям хочется разобраться более глубоко и подробнее.

Итак, когда выходите на сцену, помните эти советы:

  1. Говорите себе короткие вдохновляющие фразы, если чувствуете, что попадаете под настроение одного из участников.
  2. Не извиняйтесь за свои проступки, не разочаровывайте публику в ваших ораторских способностях, ведь они даже не в курсе, что фокус не удался.
  3. Аудитория всегда поможет, если вы предложите ей разобраться вместе с вами.
  4. Не нервничайте, любую, даже самую непонятную ситуацию, можно перевести в шутку.
  5. Жестикулируйте! Будьте живым на сцене!
  6. Задушевные разговоры и смена восприятия — ключ к сердцу слушателей.
  7. Фокусируйтесь не на внутренних переживаниях, а на вашей невероятной публике, они этого заслуживают. Ведь они пришли именно к вам.

Пользуйтесь советами, не верьте мне на слово, проверяйте все на практике, и вы будете приятно удивлены. Даже воспользовавшись одним из советов, вы снимите психологическое напряжение с себя и с публики.

И помните, если весь зал сидит затаив дыхание, а один человек с кислой миной, то просто наберите воздух в легкие и скажите себе: «Я не 100 $ купюра, чтобы всем нравиться». Ярких и запоминающихся вам выступлений!

Комментарии
Директор по развитию, Москва

Я не смог вспомнить своё первое публичное выступление. Разошелся с собой во мнениях - публичное - это сколько лудей слушает? Если до 30 человек, то еще в школе. Если больше 100, то в конце 80-х.

Преподаватель, Москва
Александр Воротовов пишет:

Я не смог вспомнить своё первое публичное выступление. Разошелся с собой во мнениях - публичное - это сколько лудей слушает? Если до 30 человек, то еще в школе. Если больше 100, то в конце 80-х.

Да, для каждого публичное выступление начинается "со своего" количества людей. Для меня реальным выступлением считается уже от 500 человек и выше, когда ты стоишь на сцене с микрофоно. Для кого-то и пятеро друзей за столом уже публика. Вопрос опыта и практики. Так, задайте вопрос себе: "С какого количества у Вас начинается выступление?"

Руководитель, Москва

на мой взгляд, наиболее действенный совет при выступлении следующий - 

к Вам, как к эксперту обратилась аудитория рассказать о том, в чем вы лучше всего разбираетесь. Поделитесь своими знаниями по этому вопросу и думайте о своей экспертности в этой теме, а о своем выступлении, реакции на это выступление малознакомых людей.

 

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "Тук-тук, тук-тук, тук… Бешено бьется сердце, ...Это известный каждому из нас страх публичного выступления. Считается, что страх выступлений стоит на втором месте после страха смерти. ...невозможно убить страх, его можно только снизить."

Если понять как работает механизм страха - то очень даже можно от него избавиться. Тук-тук - это уже вторичное его проявление. 

Не зная же механизма возникновения страха - снизить его сложно.

 

Преподаватель, Москва
Максим Часовиков пишет:

на мой взгляд, наиболее действенный совет при выступлении следующий - 

к Вам, как к эксперту обратилась аудитория рассказать о том, в чем вы лучше всего разбираетесь. Поделитесь своими знаниями по этому вопросу и думайте о своей экспертности в этой теме, а о своем выступлении, реакции на это выступление малознакомых людей.

 

Да, безусловно согласна, Максим. Всем своим ученикам я пытаюсь донести лишь одно: когда ты выходишь на сцену и фокусируешься на людях и пользе для них, а не на себе и своих страхах, то у тебя не может быть плохого выступления.

Преподаватель, Москва
Владимир Токарев пишет:

Цитата - "Тук-тук, тук-тук, тук… Бешено бьется сердце, ...Это известный каждому из нас страх публичного выступления. Считается, что страх выступлений стоит на втором месте после страха смерти. ...невозможно убить страх, его можно только снизить."

Если понять как работает механизм страха - то очень даже можно от него избавиться. Тук-тук - это уже вторичное его проявление. 

Не зная же механизма возникновения страха - снизить его сложно.

 

Согласна, люди разные у кого-то это "тук-тук", потому что "принято волноваться", у кого-то действительно внутренние серьезные проблемы и тогда нужно искать корень возникновения. Зачастую у людей страх беспречинен. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Галина Григорян пишет:
Зачастую у людей страх беспречинен. 

Это не так. Механизм один, используя модель Ю.Орлова, опираясь на эту причину,  избавиться от страха может любой. 

Аналитик, Москва

Очень даже неплохо! 
Я бы напомнил ещё фразу Черчилля:
"Довод слаб - надо кричать".

Но некоторое волнение должно быть. Это добавляет экспрессии, лишь бы голос не дрожжал.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.