Как пройти точки невозврата: три модели поведения

В каждой истории обязательно есть проверочные точки, которые или дают нам возможность дойти до результата и это будет уже невозвратная история или, если мы не справляемся, мы возвращаемся назад, на исходную позицию. И зависит это от наших моделей поведения.

Мы живем в окружении людей, ежедневно коммуницируем друг с другом, решая рабочие и личные задачи, и каждый из нас обладает набором собственных представлений о своей роли и значимости в определенных ситуациях.

Один считает себя великим по определению, а значит, ждет восхищения и поклонения. Другой представляет себя обаятельным, услужливым, душой компании…, соответственно, он неосознанно будет исходить из того, что он всем за счастье и будет ждать благодарности. Третий просто для себя решает – он лучше знает, что будет лучше и эффективнее в данной ситуации и делает то, что считает нужным, а не то, чего от него ждут другие люди.

Таких примеров может быть много, у каждого из нас свои представления о самом себе и самое интересное, что мы чаще всего и сами не до конца осознаем, что мыслим таким образом. Но на основании этого формируем свое видение о том, какой результат должен быть в итоге и соответствующую этому модель поведения. А насколько это верно и соответствует действительности и положению вещей – всегда показывает ответная реакция других людей.

Верно вошли в ситуацию? Значит, пойдет отклик в виде согласия, дальнейшего взаимодействия, и дело будет продвигаться. Не верно? Тогда на нас начинает идти внешнее сопротивление в виде людей или ситуаций, которые мы не проходим и это возвращает нас назад или и вовсе выкидывает на обочину. Чаще всего мы выбираем неподходящую роль и действия, и нередко неосознанно обманываем сами себя или тех, с кем пытались выстроить взаимоотношения.

Каждый раз, когда мы что-то решаем, будь-то участие в новом бизнес-проекте, новая работа или личные отношения, мы так или иначе заявляем миру свою позицию и когда начинаем реализацию, рано или поздно обязательно появляются проверочные моменты, чтобы мы смогли подтвердить свои намерения. Поэтому каждая ситуация в нашей жизни имеет свои точки невозврата, которые мы или проходим и это гарантия того, что не откатимся назад и ожидаемый результат наступит, или мы возвращаемся на исходную, не пройдя проверку.

Чтобы понять, как это проявляется, давайте рассмотрим как пример профессиональную сферу. Это три основные модели поведения, которые не дают возможности пройти проверочные точки невозврата. Если применить этот классификатор на себе, то можно увидеть то, что нужно изменить. Если же через его призму посмотреть на тех сотрудников, которые работают с вами или в вашей компании, то можно понять, чего ожидать от них впоследствии.

1. Модель поведения: конфликт

При такой модели поведения человек постоянно пытается что-то доказать своим коллегам или партнерам. Его неосознанная форма жизни «я должен победить!» и как проявленная часть такого повышенного сопротивления – он постоянно спорит или истерит, на что всегда встречает очень жесткое воздействие от других людей или системы, против которой пытается биться.

Такие люди быстро сбегают, так как не выдерживают такого напряжения, за что нередко их называют трусами и предателями. Или ломаются и становятся на все согласными и их быстро встраивают. Как правило, именно «люди-конфликты» первыми покидают проекты, или оказываются уволенными, потому что их действия всегда слишком наглядно не стыкуются с их словами и заявленной изначально позицией.

2. Ожидающая модель поведения

При такой модели человек может достаточно долго идти до точки невозврата. Выбирая себе кого-то, обладающего определенным статусом в компании, начинает его «обслуживать»: делать незначительные вещи, не подразумевающие ответственности. К примеру, чай принести или вовремя подсуетиться, в надежде, что это оценят и обязательно в итоге финансово отблагодарят.

«Ожидающие люди» чаще всего сами что-то делают, никого не спрашивая, не советуясь, принимают решения там, где не имеют на это никакого права и в итоге рано или поздно переходят границы своей услужливостью и «самостоятельностью». Как результат – с ними прощаются. Но тут нужно иметь в виду, что такой обиженный человек впоследствии может пытаться совершать какие-то негативные действия в адрес бывших работодателей, к примеру, пытаться распространять определенного рода информацию, в попытке распределить накопленные за время работы и нереализованные в итоге ожидания. Импульс будет давать обида. По сути, такого рода люди – это мины замедленного действия.

3. Модель поведения: неожиданный результат

Это всегда изначально не проговоренные условия, у человека уже была похожая ситуация, похожий проект и он решает для себя, что получит за него вознаграждение, как и в прошлый раз. Он работает, не замечая, что ситуация вокруг и внешние условия меняются, проект движется вперед и в конце его неожиданно провожают, кидают или просто ломают, говоря, что «мы разочарованы, ожидали от тебя большего и скажи спасибо, что издержки на тебя не повесили. Так что теперь будешь работать на таких условиях, с такой зарплатой и не выступать».

Как правило, последствия такого удара очень сильно сказываются на здоровье, потому что человек все это время жил и работал в своих собственных ожиданиях и представлениях и его накрывает вся масса накопленных ожиданий и разочарование. Отсюда болезни, страх и патологическое состояние «надо что-то придумать», при котором он нагружает на себя массу чужого, чтобы хоть как-то выслужиться.

***

Такие модели поведения – наши привычные сценарии с поражением, и мы нередко даже не замечаем, что делаем одно и то же, а значит, получаем один и тот же результат. Так работает наша автоматика, наша память. И пока человек не осознает, что он делает что-то не так и не разберется с тем, что нужно исправить, мир каждый раз будет подсовывать ему повторяющиеся ситуации. Как говорится: лица разные, а ситуации, если разобраться, одни и те же. Так мир обучает нас на наших же ошибках. Прошел урок, отлично, пойдет следующий, потому что без этого мы перестаем развиваться, меняться, самосовершенствоваться, а жизнь без изменений – это вечный день сурка, без возможностей и перспектив.

Когда что-то не получается, нас откатывает назад и приходится начинать все сначала, но мы опять делаем то же самое, потому что не успеваем проанализировать – что произошло, сделать верные выводы. Или не всегда честно готовы принять ситуацию и увидеть свои собственные замыслы в ней. К примеру, если я каждый раз захожу в компанию, начинаю в ней работать и, сама того не понимая, делаю то же самое, что и на предыдущем месте работы – пытаюсь понравиться и жду, что это оценят, то рано или поздно я опять не пройду эту пресловутую точку невозврата. Очередное увольнение, разочарование, несбывшиеся ожидания…И я опять в итоге решу для себя, что это они все сволочи, что никто меня не ценит и буду возмущаться, что мир такой несправедливый и люди не стоят моего хорошего к ним расположения.

И с каждым разом я все больше буду взращивать в себе негативное отношение к людям, мне все сложнее будет коммуницировать. Но истинная причина в том, что я сама захожу в неверной роли и начинаю подменять понятия, забывая, что в этой системе есть свои правила, что я на них согласилась изначально и взяла на себя определенные обязательства. Вместо этого я буду себя оправдывать, называя их предателями, а себя жертвой. Это происходит бессознательно, потому что мы вытесняем самое неприятное в дальние ящики нашей памяти, переигрываем свое представление о том, что произошло, и начинаем заново, опять спотыкаясь и падая на точках невозврата. Это называется цикл, и у каждого из нас он свой.

Но все можно исправить, для этого и дается жизнь, и в ней нет ничего такого, с чем бы мы при желании не могли разобраться. Такие неэффективные модели поведения можно и нужно изменять, но сделать это можно только осознанно разбираясь с тем, что мы делаем на самом деле, почему и какие последствия имеют такие действия.

Ответы на вопросы нужно искать в нашей памяти, именно там скрыты причины тех ошибок, которые мешают нам жить. И самый простой способ, с которого можно начать – это взять ручку, бумагу и расписать свои действия и их последствия во всех ситуациях, которые вы не смогли пройти. Никто это не увидит, не осудит, это нужно только для вас. И если все будет написано действительно честно, то вы увидите повторяющиеся ситуации, ваши действия в них и их последствия. Это и будет ваш цикл – то, что нужно изменить. Без понимания, что происходит, вы просто это не увидите, потому что мы воспринимаем только то, что знаем, все остальное просто остается за кадром.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Украина

Маловато, пир желаю горой! Только три ситуации? А нейронов в мозге (только в коре) более 10 млрд???

Консультант, Москва

Статья непростая для восприятия, я не сумел примерить описанные симптомы, как ни старался. Я бы поступил проще: если вас "выкидывает на обочину", сравните свое поведение с более успешными коллегами. На худой конец, почитайте мемуары заслуживающей доверия знаменитости. Найдите принципиальные отличия вашей и его моделей поведения, осознайте влияние этих отличий на успех. Например, если даже предприниматель советует "не трогать систему, работать в ее рамках" (Марк Х.Маккормак, "Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса"), задумайтесь, может причиной ваших провалов были попытки перекроить всё и вся в первые месяцы работы.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Предложенная модель интересная, но упрощенная, поскольку не учитывает, что все люди разные. Они различаются по полу, возрасту, по образованию, навыкам и компетенциям, предшествующему опыту и заслугам, а также по уже выстроенным связям и отношениям как внутри компании так и вне его.

То что получиться у одного, не пройдет у другого.

Генеральный директор, Москва

На мой взгляд, прекрасная статья. Именно так это и работает. Но в реальной жизни понять в чём была ошибка куда сложнее. И дело не только в том, что мы не осознаём роли, которые мы играем. А в том, что сами эти роли отражают наши представления о мире - какие кажутся нам на тот момент верными и наши личностные ресурсы, которыми мы располагаем (потому то мы их и сохраняем и выбираем эти роли).

Сложность в том, что именно там, где наши представления не верны мы имеем слепое пятно - зону, где мы не видим, что происходит. А потому и начинаем искать в чём наши ошибки не там, где они имеют место быть в реальности, а совсем в других местах - что часто приводит не к изменению, а к укреплению привычной роли. И лишь годы спустя, изменив свои взгляды, видим таки наконец и свои настоящие (а не предполагаемые) ошибки...

Консультант, Москва

Есть в книге П. Таранов "Секреты поведения люде"" закон под № 63, называется Закон "запрета возвращений" : "Не начинайте снова там, где вы уже раз начинали. Посмотрите на природу: расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место.

"Возвращение" таит опасность тем, что подставляет человека, подводит его под якобы некомпетентность и "очевидную" несостоятельность.Человек, возвращается через много лет или через какое то время на прежнее место, надеясь осуществить все то, от чего его когда -то отлучили. И не понимает того что ничего ему не удастся, ибо нет уже тех людей, которые "делали" его ", делали тем, что были его командой, нет уже тех объективных обстоятельств, которые обуславливали тогдашние возможности его дела".

От себя добавлю к этому, не только обстоятельства меняются, но и сам человек, пройдя через "тернии" может значительно измениться, у него уже нет желания осуществлять то, к чему он стремился много лет назад. Нет ни желания, ни энтузиазма, нет "горения" ни в глазах, ни в душе. Пепел, а не огонь!

Не зря есть поговорка - "Нельзя войти в одну реку дважды, и река не та, и сам не тот!"

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.