День консультанта

Камиль Курмакаев

Введение

«Один день из жизни» - старый, проверенный способ без лишнего пафоса рассказать потенциальным кандидатам о том, что именно твоя компания – самое лучшее место работы на свете. Немного героики, чуть-чуть юмора и гламура – и ROIC (Return On Invested Capital) зашкаливает за десяток резюме на каждый абзац текста, и можно смело отправляться в HR за заслуженным бонусом.

Но, почитав пару десятков таких рассказов на сайтах компаний и форумах бизнес-школ, с каким-то огорчением понимаешь, что большинство из них чересчур эффективны: они весело описывают процесс утренней войны с будильником, прозрачно намекают на героику с привычным окончанием рабочего дня ближе к часу ночи, невзначай касаются полуторачасовой презентации для CEO «компании-лидера в отрасли такой-то» и... на этом собственно и умолкают. Нельзя сказать, что всего этого нет в жизни консультанта – хватает и второго, и третьего, не говоря уж о первом. Но увы, в рассказы почему-то не проникает та неуловимая за пределами офиса атмосфера, которая на самом деле и заставляет нас проводить здесь изрядную часть суток. Но о чем это я? Вот уже два абзаца текста, а я до сих пор не рассказал ни об одной key finding.

Как известно, все на свете построено по принципу пирамиды и начинается с фразы «There are three things». Так вот, обычный день консультанта делится на три ключевых блока:

  • До обеда
  • После обеда
  • После вечерней пиццы

До обеда

Время, когда консультант окончательно переходит от сна к бодрствованию, может быть определено с точностью до секунды: этот тот момент, когда извлеченный из сумки ноутбук водружается на стол и подключается к сети, а усердный Outlook начинает загружать утреннюю порцию спама. Мне всегда было интересно: нашим девушкам-коллегам приходит спам такого же содержания, что и нам? Или все-таки спам-машины делают кастомизированное предложение?

Привычно звякают напоминания: план личного развития надо было согласовать с ментором пять недель назад, написать «Один день из жизни» месяц назад, а принять участие в групповом кейсе… О, уже двадцать минут как. А потом не забыть позвонить в корпоративный университет одного из клиентов – не надумали ли проводить Стратегическую игру для своих топов в следующем месяце?

Еще раз резюме и cover letter по диагонали... Ребята, ну неужели так сложно грамотно писать на английском? Правда, задумайтесь хоть на секунду – легко ли читать русские предложения, переведенные слово за словом (хочется верить, не при помощи lingvo.yandex.ru)? Вы и в самом деле считаете, что организация соседа по комнате в общаге для похода в качалку два раза в неделю – это ‘example of situation when of you had to take on a leadership role’? А, впрочем, ладно, все равно сейчас все будет видно в действии.

Во главе стола в большой переговорной восседает менеджер проектов, с чуть усталой улыбкой слушая пятерку кандидатов. Наверное, именно так и должен выглядеть старший консультант, который на последней аттестации стал руководителем проектов – расслаблено и мудро. «Ваш клиент – государственный холдинг, сформированный из 50 предприятий... выделите основные проблемы... сформулируйте и презентуйте стратегию...». Задачка вполне располагает к креативу, а условия проведения - к инициативе. Но увы, сегодня неудачный день для рекрутинга. Обсуждаем итоги кейса и сходимся на том, что из сегодняшних кандидатов никого на второй раунд звать не будем.

С удовольствием общаюсь с девушками из корпоративного университета, с которыми мы проводили игру летом. Сообщаю, что махина, состоящая из без малого полусотни компьютеров с тремя видами софта и сетью wi-fi, которую мы называем «Стратегической игрой», наконец работает (тьфу-тьфу) нормально. Хотя то, что последний кубок Ведомостей по стратегии мы проводили компания на компанию, изрядно осложнило нам жизнь: одно дело, когда проиграли Иван Иванов и Петр Петров (хотя один вице-президент по финансам ведущей пищевой компании, а другой директор по маркетингу крупного автомобильного холдинга); другое дело – когда команда топов компании А публично проигрывает команде топов компании B. Тут уж в ход идут звонки от президента компании А с обещанием всех оставить без зарплаты на три месяца, если к концу игры положение не будет исправлено.

Пообедать, пожалуй, уже не успеваю. Надо доделать презентацию для завтрашнего (субботнего, между прочим) семинара у клиента.

После обеда
(прошло два часа)

Миша, руководитель проекта, смотрит на презентацию и недовольно хмурится:

- Вот представь себе, я – клиент. Ты мне это приносишь. И что мне делать-то с этим?

- Ну, смотри, тут же все по порядку – цели, стратегия, меры операционной эффективности...

- Это я понял. А что делать-то? И вот этот слайд про EVA... Я его не первый раз вижу, и он мне не нравится. Какие-то CFi, какая-то сумма... - при этом делает жест руками, как будто вытаскивает из земли две редьки, переворачивает их вверх ногами и трясет, - я этого не понимаю. Смотри, давай так нарисуем – вот у тебя результаты оценки активов слева, а справа пассивы, ты вычитаешь долги из активов и получаешь собственный капитал...

- Это у тебя в бизнес-школе активы слева, а пассивы справа, а в России активы сверху, а пассивы снизу. Не поймут...

- Да? Ну, неважно...

(прошло еще два часа)

- Ну что, вот так годится?

Миша просматривает презентацию, делая замечания к каждому слайду. В конце резюмирует: «Ну вообще, эти правки не принципиальны. Можно оставить и так».

После вечерней пиццы

Вечерняя пицца за счет компании – после семи, но с учетом доставки – не раньше восьми. Однако сегодня пятница, к тому же в начале недели была аттестация. Так что пицца и работа допоздна отменяются, а примерно в 8 вечера народ массово отправляется праздновать свежеиспеченного «руководителя проекта» в «Тараса Бульбу».

Тем временем заканчиваю чистку презентации, отправляю на принтер тридцать экземпляров... и понимаю, что на ресепшн уже никого нет и переплетать все это предстоит мне. С другой стороны, надо же когда-то научится делать это так же легко и изящно, как это получается у наших секретарей? К двадцатому экземпляру, наконец, усваиваю четкий алгоритм, а тридцатый заканчиваю с легкостью бывалого переплетчика и с некоторым сожалением – процесс затягивает.

Вытаскиваю Настю из HR, и мы едем догонять наших в «Бульбу». Кто-то из ребят обещает: «Я буду за тобой следить, у тебя завтра семинар!» Ох, чем-то это напоминает «Иронию судьбы»... Впрочем, все это уже совсем другая история.

P.S. А семинар прошел удачно.

Фото: freeimages.com



Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.