Рынок труда: предложения, ожидания, зарплаты

В исследовании приняли участие порядка 800 респондентов из городов: Ярославль, Тверь, Череповец, Калуга, Воронеж, Владимир, Рязань, Тула, Пермь.

На рис. 1 представлено распределение выборки по городам проведения опроса.

Рис. 1: География исследования

Большинство респондентов — экономически активное население, 88% в настоящий момент работают. 40% опрошенных занимают должности специалистов, 38% являются менеджерами среднего звена, 15% — руководителями высшего звена. 38% респондентов проработали на последнем месте от одного до трех лет. 22% опрошенных поменяли работу в период кризиса. Данные респонденты в качестве причин поиска новой работы отмечали распространенные кризисные тенденции — сокращения, ликвидация бизнеса, закрытие отдельных подразделений компаний и задержки в выплате заработной платы.

В качестве основных причин поиска работы респонденты называли, в первую очередь, низкую оплату труда и отсутствие перспектив профессионального развития (рис. 2).

Рис. 2: Основные причины ухода с предыдущего места работы (у респондентов была возможность выбрать до трех вариантов ответа)

Интересным является довольно высокий процент упоминания такого фактора, как переход в связи с поступлением интересного предложения от другого работодателя (20%). В 2007 году, когда «Анкор» проводил аналогичное исследование мотивации кандидатов по Москве и Санкт-Петербургу, процент таких переходов достигал 25%. В 2009 году при повторном анализе данный фактор являлся определяющим для 13% соискателей. Мы связываем это падение с кризисными тенденциями на рынке труда и неготовностью многих кандидатов отказываться от стабильного места работы в погоне за неопределенными карьерными перспективами. Центральный и Приволжский ФО, напротив, показывают высокую степень готовности кандидатов к переходам и их желание откликаться на интересные предложения, характеризующиеся в первую очередь ростом дохода (в среднем от 20%), а также задачами и функциями, которые предстоит решать на новом месте.

Как себя ощущает на рынке труда кандидат? Сколько предложений о работе ему поступает? Изменились ли его ожидания по увеличению дохода и срокам карьерного роста в новой компании?

Рис. 3: Количество предложений, поступивших кандидатам при последнем поиске работы

61% респондентов отмечают, что рассматривали два-три предложения от потенциальных работодателей при поиске последнего места работы (рис. 3). Под предложением здесь понимается не официальный Job Offer, a финальная стадия переговоров о выходе на новое место, серьезное рассмотрение возможного варианта работы. 22% респондентов говорят, что при последнем поиске им поступило только одно предложение, 17% рассматривали более четырех вариантов работы.

Несмотря на кризисные тенденции, профессионалы чувствуют свою востребованность и при переходе на новое место рассчитывают на рост дохода в размере 20-30% (43% респондентов). 27% опрошенных заявляют о своем желании увеличения дохода более чем на 30% (рис. 4). Респонденты, находящиеся в активном поиске и готовые снизить свои зарплатные ожидания (5%), называют диапазон такого уменьшения в размере 10-30%.

Рис. 4: Процент увеличения дохода, который ожидают кандидаты, при смене работодателя

Кандидаты, принявшие решение о выходе в ту или иную компанию в половине случаев руководствуются таким критерием как увеличение доходов, в 42% случаях – задачами и функциями, которые им предстоит решать на новом месте. Кризис привнес в карту ключевых критериев выбора нового работодателя такой фактор как стабильность компании на рынке. Его отмечают 35% соискателей. 30% говорят об оформлении в полном соответствие с законодательством (рис. 5).

 

Рис. 5: Ключевой критерий принятия предложения о работе (у респондентов была возможность выбрать до трёх вариантов ответа)

Какие критерии выходят на первый план, когда выбор сделан, и кандидат начал работать на новом месте? Как показал опрос «Анкор» а, в первую очередь, кандидата мотивирует возможность карьерного роста (64%). Исторически этот фактор опережает возможности профессионального развития (36%). Под профессиональным развитием мы понимали и «горизонтальное передвижение», и переход в другой отдел, и участие в различных проектах.

Называя важной возможность карьерного роста, кандидат в 48% случаев ожидает карьерного продвижения в течение одного-полутора лет с момента начала работы в новой компании или в новой должности (рис. 6). 22% респондентов говорят о сроке до года.

 

Рис. 6: Ожидания кандидата по карьерному продвижению с момента начала работы в новой компании или в новой должности

Сакраментальным становится вопрос — что заставляет ключевого сотрудника чувствовать себя особо ценным работником и вызывает желание проработать в компании не менее десяти лет? (рис. 7)

Рис.7: Предложения работодателя, которые могут удержать сотрудника в компании не менее десяти лет (у респондентов была возможность выбрать до трёх вариантов ответа)

Более трети сотрудников мотивированы постоянным повышением оплаты труда. 56% говорят о возможности роста в головном офисе компании. 26% респондентов, и это в основном менеджеры среднего звена, готовы проработать десять лет в одной компании ради возможности в дальнейшем стать партнером. 9% сотрудников говорят о том, что такой срок работы является реальным только в собственном бизнесе.

Подводя итоги исследования, можно сделать несколько выводов о состоянии кандидатского рынка на выходе из кризиса:

— профессиональные сотрудники остались востребованы рынком и получают по два-три предложения о работе;

— критичного падения зарплатных ожиданий не произошло. Лишь 5% соискателей, в основном находящихся без работы и в активном поиске, готовы на понижение своего дохода;

— при привлечении кандидатов в компанию наряду с такими факторами, как оплата труда и интересными функциями, акцент можно делать на стабильности компании на рынке и оформлении сотрудников в полном соответствии с действующим законодательством;

— работающие кандидаты готовы рассматривать другие варианты работы и в 20% случаях переходят на новое место после поступления предложения от другой компании. Важными критериями мотивации являются постоянное повышение оплаты труда, предоставление возможности роста в головном офисе для специалистов и перспективы партнерства для менеджеров среднего звена.

Материал подготовлен по данным «Анкор»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.