Декан WU Executive Academy рассказала о мегатенденциях будущего

История повторяется: в 1980-е годы это была глобализация, сегодня - диджитализация. Обе мегатенденции вызывали и продолжают вызывать в умах людей коллективный страх, заставляя их забывать, насколько позитив перевешивает негатив даже с учетом всех потенциальных угроз. В этом материале профессор Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy, объясняет, почему опасения в отношении этих двух тенденций совершенно понятны, но абсолютно контрпродуктивны.

Конец существования национальных особенностей не за горами. Это ключевая мысль известной статьи гарвардского профессора экономики Теодора Левитта, опубликованной еще в 1983 году. Он утверждал, что в то время как обычным национальным компаниям приходилось вкладывать много денег и ресурсов в адаптацию своей продукции к местным рынкам в разных странах, глобальные компании придерживались многообещающей стратегии, а именно, выпускали продукты, пользующиеся спросом, на глобальный рынок. Эта статья разожгла опасения, нарисовав мрачную картину зарождающегося феномена глобализации, которая, как утверждалось, способна полностью уничтожить местный бизнес, потревожить рынки и угрожать экономике. 

Видеть возможности, а не угрозы

«В то время все полагали, что глобализация окажется чем-то ужасным и выживут только крупные бренды и корпорации», - вспоминает декан WU Executive Academy Барбара Штёттингер. «Коллективный страх был заметен так же, как сегодня, когда мы говорим о диджитализации. Но ни глобализация, ни диджитализация не представляют собой нечто, зависящее от перипетий судьбы. Они созданы людьми и, таким образом, могут принимать нужную нам форму».

Опасения, связанные с глобализацией, оправданы лишь частично. В настоящее время национальные экономики тесно взаимосвязаны в результате интенсивной торговли - импорта и экспорта, и политические решения, например, планы президента США Дональда Трампа по введению тарифов на европейские автомобили, действительно могут иметь серьезные последствия. Также верно, что финансовый кризис и, в частности, банкротство Lehman в США в 2008 году, оказали огромное глобальное влияние. Но в конечном итоге ни глобализация, ни диджитализация не являются изначально чем-то плохим. «Все мы -исследователи, бизнес-лидеры, политики и граждане - несем ответственность за то, что сами создадим на их основе», - говорит Барбара Штёттингер.

Вот почему мы не должны допустить, чтобы наши страхи одержали верх:

1. В среднесрочной перспективе преимущества перевешивают недостатки

Глобализация не новое явление. Она началась много веков назад с установлением международной торговли после открытия Нового Света. Во времена Римской Империи восточные пряности и шёлк поступали на запад из Азии и с Востока. Начиная с конца 15 века конкистадоры везли болезни в Новый Свет, а золото и серебро - в Европу. Торговля всегда приводила к процветанию рынков. Именно благодаря глобализации, которую мы наблюдаем за последние 30 лет, бедность сократилась во всем мире, больше людей получили доступ к образованию, а экономический рост увеличился. Кроме того, если бы страны не были экономически взаимозависимыми, крупные войны, вероятно, были бы более частым явлением. 

Есть основания полагать, что диджитализация также выгодна для общества в целом. По данным Фонда Бертельсманна, в компаниях значительно сократились расходы на транспорт и связь. Кроме того, диджитализация способствует ускорению экономического роста. «Такие заголовки, как «Одно из четырех рабочих мест находится под угрозой» правдивы лишь наполовину. Неинтересные рутинные задачи становятся автоматизированными, это касается и более высококвалифицированных видов трудовой деятельности», - говорит Барбара Штёттингер. Но в то же время «возникнет множество новых профессий. Например, специалист по данным – многообещающая профессия с очень светлым будущим». Кстати, это одна из причин, по которой WU Executive Academy разработала специальную программу для начинающих специалистов в области данных. Оглядываясь назад, можно четко увидеть, что диджитализация создает возможности: первое рекламное онлайн-объявление было опубликовано в 2008 году и стало большим шоком для профессионалов оффлайн-маркетинга. С тех пор онлайн-агентства процветают, и появляются новые возможности для трудоустройства. «Важно держать руку на пульсе и использовать потенциал диджитализации», - говорит Барбара Штёттингер.

2. Каждое движение порождает противодействие

Мировые бренды присутствуют везде. На всех торговых улицах любого мегаполиса мира, похоже, можно найти одни и те же модные бутики. Дешевые товары из Китая лишают мелких региональных ремесленников средств к существованию. В этом нет ничего нового. Но по мере того, как мы все больше миримся с этой мыслью, маятник начинает качаться в другую сторону: растет спрос на региональные высококачественные продукты, особенно в городских районах на западе. Люди предпочитают региональную роскошь дешевым товарам – продуктам глобализации.

В области диджитализации существует аналогичная тенденция, призывающая к большей осознанности в вопросах наших цифровых привычек и использования Интернета. Феномен, известный как цифровая детоксикация, заставляет сотрудников и менеджеров уходить для уединения в лес или горы. Осознанность переживает подъем. В современном быстро меняющемся мире люди стремятся сфокусироваться на моменте и занимаются самоанализом. Что касается явлений, последствия которых предположительно могут быть негативными, стоит придерживаться четкой стратегии – видеть их развитие в перспективе и действовать соответствующе. Помимо Интернета, существует его нелегальный аналог, Даркнет, где люди торгуют заказными убийствами, оружием и наркотиками. Однако «никто никогда серьезно не подумает об отключении интернета из-за этого», - говорит Барбара Штёттингер. «Важно принять меры для противодействия негативным последствиям на раннем этапе. Именно здесь требуется наш вклад».

3. Глобализация и диджитализация - катализаторы инноваций

Новейшие методы лечения рака, роботы, позволяющие выполнять минимально инвазивные хирургические процедуры, беспилотники, помогающие спасать жизни, общение в реальном времени посредством смартфонов, ИИ, электромобили с автоматическим управлением, мобильные денежные переводы: список цифровых нововведений бесконечен. Темпы развития научно-исследовательских достижений в области медицины, экологии, транспорта или робототехники, никогда не были бы так высоки без средств коммуникации, полученных благодаря диджитализации. В нашем глобальном, взаимосвязанном мире, важные продукты и услуги могут быть доступны для людей повсюду, в том числе в так называемых развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. «Без диджитализации многие инновации были бы невозможны, а без глобализации многие из них были бы незначительны», - заключает Барбара Штёттингер.

Компания: WU Executive Academy
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.