Монополизм ритейла. Шансов у малого бизнеса нет, или...?

Коллеги. Вот уже несколько лет подряд наблюдается закономерная тенденция. Там где вырастает хоть один из ритейлов, в радиусе минимум 500 метров малый бизнес вымирает. Но тем не менее есть малая толика средних и малых предпринимателей которые вопреки всему умудряются выживать. Что их может спасти в условиях засилия ритейлов?

Расскажите коллегам:
Теги: кризис
Комментарии
Аналитик, Ростов-на-Дону

Освобождение от налогов отдельных категорий товаров: хлеб, алкоголь и сигареты.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

За сыром я хожу в один магазинчик, за мясом - в другой магазинчик, за картошкой - еще в один магазинчик. При этом два раза в неделю затариваю телегу в Ленте или Окее. Еще в округе у меня Пятерочка (4 шт), Магнит, 7-я, Пловдив и Карусель. И все это в радиусе 1,5 км. Наверное, сети "закрывают" мелкую розницу - но как то очень не активно, точнее активно тех, кто не готов работать.

Есть отдельчик в полупустом торговом центре - джинсами торгует, сотрудников - владелица и продавщица, переедет отдельчик - буду ездить туда куда передет. Мне не сложно ездить - мне сложно штаны найти, а доехать до того места, где мне эти штаны дадут - не сложно.

Помнится во времена оны в СПб Окей был впереди планеты всей, затем несколько человек перешли в Ленту - и Лента стала впереди планеты всей, а окей успешно полетел носом в асфальт где встретился с Призмой и Каруселью, теперь снова чутка приподнялся над уровнем горизонта.

Ассортимент - это не полки забитые товаром, это товар, который покупает покупатель. Знаешь покупателя, даешь покупателю товар - покупатель идет и с благодарностью готов терпеть неудобства и высокие цены, но в пределах благодарности.

Ну а не знаешь покупателя, не нужен тебе покупатель, не ищешь товар - и так схавают, что дадут, гонишь вал середняка - ну и будешь середняком , от которого покупатель уйдет туда где покупателю лучше - по цене, ассортименту, освещенности торгового зала, продавцам, очередям и далее по списку.

Отдельно хочу сказать о замечательной традиции сетевиков заказывать товар "в рукопашную", что у меня вызывает оторопь и сильную неприязнь к отсутствию на полке товара за которым я, собственно, и пришел.

а в магазинчиках я как то не замечал, что бы мой сыр или мое мясо "закончилось"

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Наверное уже лет 15 еженедельно, иногда чаще, покупаю овощи (картошку и др.) у одного "семейного предприятия", которое торгует на улице из отгороженной секции на 1-ом этаже внутри типового 9-ного дома. Это как ларек, но "встроенный в дом", и это у них в собственности.

Поэтому, ларьки перемещались как отдельно стоящие так и в составе мини-рынков, открывались - закрывались, хозяева менялись, а они стабильно стоят на одном месте и торгуют, причем только сами без нанятых людей.

С покупателями контакт очень хороший, стоят на проходном месте, кроме того, туда можно подъехать на машине. Непосредственно рядом с ними никто не торгует.

Рядом есть Пятерочка, другие сетевые магазины, но они существуют.

Экслюзива у них нет, но я традиционно к ним хожу за определенной категорией товаров.

Ну а в целом закупки делаю в разных торговых точках.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Вымирает вокруг сетевиков только тот малый бизнес, которому нечего предложить покупателю по сравнению с сетевиками. Всё до единого сетевики испытывают, скажем так, трудности в работе с овощами и фруктами, мясным разрубом, фермерскими продуктами. Всем сетевикам сложно и неудобно работать с локальными производителями, с особенностями локального спроса. Конечно, ниша уникальных продуктов или изделий ограничена в размере, но если не гнаться за масштабированием - вполне можно неплохо устроиться и рядом с сетью, и даже присесть на её трафик, если очень повезет. Да и фактор личного общения с покупателем не отменить. А если продавать фабричное пиво и макароны, то да, против сети шансов нет.

Аналитик, Новосибирск

Сегодняшние тренды потребления - комфорт и качество, плюс разумное потребление. В плане комфорта - это локация, куда можно прийти "в тапочках", или заказать доставку или продукт (привезут для тебя), это и приветливые продавцы, с которыми общаешься по-соседски и которым доверяешь, и удобные примерочные,... отсутствие суеты "большого города". Качество - это более детальная проработка ассортимента, узкая специализация, большая глубина, специфические товары, актуальные сроки годности...

Сегодня уже уходит - "заехать за хлебом... в багажник не помещается". За хлебом - в пекарню, за колбасой - к производителю,... лишнего не купишь, денег сэкономишь, время не потеряешь на круги по тысячникам,..

Генеральный директор, Москва

Согласен со всеми целиком и с каждым по отдельности. В дополнение могу лишь предположить, что кто бы что бы не говорил про саморегулирование рынка, государство должно контролировать монополии. А по сути ритейлы и есть монополия. Они получают лучшие цены и при этом отдельные совершенно не заботятся ни о качестве товара ни о качестве обслуживания. Большинство экономик "с человеческим лицом" ориентированы на поддержку малого и среднего бизнеса. У нас же к сожалению поддержка только на словах. Защитить предпринимателя небольшого предприятия может только государственное регулирование входных и исходных цен на полках ритейлов.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

А вот полноформатный продуктовый магазин на 1-ом этаже 9-этажки (не сетевой и не ларек) закрылся. Там были 3 отдела - мясной, рыбный и все остальное, обычный магазин с продавцами, которые выбирают товар, взвешивают и тд.

Я туда ходил в мясной отдел за деликатесами - печенка, язык. Не регулярно, "на праздники". Регулярные покупки все-таки делаю в сетевых. Вот он не выдержал конкуренцию с сетями, жаль. В этом помещении сейчас что-то другое.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Михаил Шепелёв пишет:

... В дополнение могу лишь предположить, что кто бы что бы не говорил про саморегулирование рынка, государство должно контролировать монополии. А по сути ритейлы и есть монополия.

Ритейл и монополия - две большие разницы. По Закону о торговле установлен порог доминирования в 30%, и ни одна сеть в масштабах страны не достигла и 10% своего продуктового рынка. Главный вид спорта для сетей - битва за долю рынка с ближайшими конкурентами. Следствие этой битвы для самих сетей - весьма невысокая доходность их бизнеса. Действительно невысокая, даже с учётом поборов с поставщиков. А для всех остальных - производителей, потребителей, независимых конкурентов - следствием битвы между Пятеркой, Магнитом и Дикси является мощнейшее давление сверху на розничные цены. Сети и поставщиков по цене отжимают, и - вынужденно, конечно, не от доброго сердца, а в попытке подкопаться друг под друга - своей маржой с потребителем делятся. Малому бизнесу, конечно, от этого несладко. А как потребители мы все от этого весьма выигрываем. Ибо уже некоторые категории покупаем в розницу дешевле, чем они обходятся самим сетям, не говоря уж об отдельных товарах. Никакой малый бизнес нам такой возможности бы не дал.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург
Татьяна Лапшина пишет:
уже некоторые категории покупаем в розницу дешевле, чем они обходятся самим сетям, не говоря уж об отдельных товарах.

Татьяна, приведите, пожалуйста, примеры.

Вот "за счет поставщика" в рамках "маркетинговой акции" - это сколько угодно.

Для поставщика снижение цены может означать убыток (сам так плавал, знаю), но убыток в рамках учетной политики, формирования центров прибыли т.д. -т.е. ни разу не фактический, хотя с сетями все время необходимо следить за руками и пальцами - норовят откусить.


Руководитель, Москва

Покупаю в сетевых Ашан, Метро , Карусель , Перекреток , Окей и в каждом беру только товар со скидкой, по купонам и Т.д , другой не беру, . А маленьких магазинах ноунейм не покупаю вообще , не доверяю .

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Виктор Шкурин пишет:


Татьяна Лапшина пишет:
уже некоторые категории покупаем в розницу дешевле, чем они обходятся самим сетям, не говоря уж об отдельных товарах.
Татьяна, приведите, пожалуйста, примеры.
Вот "за счет поставщика" в рамках "маркетинговой акции" - это сколько угодно.
Для поставщика снижение цены может означать убыток (сам так плавал, знаю), но убыток в рамках учетной политики, формирования центров прибыли т.д. -т.е. ни разу не фактический, хотя с сетями все время необходимо следить за руками и пальцами - норовят откусить.

Виктор, у сетей тоже в рамках учётной политики, но принимая во внимание моду на понимание категорийного менеджмента как разновидности учёта... Полагаю, вы понимаете, что предъявлять документы я не буду, вам придётся верить мне на слово. Возьмем, к примеру, курятину. Товар практически биржевой, цены на рынке весьма прозрачны. По агентурным данным, несколько месяцев кряду отрицательной доходности, только ближе к НГ слегка полегчало. Где же они, те благословенные времена, когда только кура суповая была полем неустанной битвы сетей за клиента? Нынеча - не то, что давеча: птица - единственное мясо, доступное массовому покупателю (см. для сравнения цены на говядину и баранину в ближайшем супермаркете), чем ещё заманить его в магазин? А пальцы, да, берегите. Откусят, зафасуют и продадут замороженными как куриные шеи :-).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.