
Всем добрый день.
Хотел бы услышать мнение членов сообщества по тому, каким путём сегодня идёт большая часть компаний-производителей, работающих на рынке различного инженерного оборудования, требующего монтажа. (например, вентиляционное оборудование и т.п.)
Исходная ситуация
Западный производитель приходит в Россию, открывает здесь представительство и начинает продвигать свою продукцию. Продукция в сегменте премиум и средний ценовой сегмент, т.е. далеко не все могут применять подобные решения.
Производитель занимается коммерческой деятельностью, поэтому начинает сам продавать разным компаниям.
Есть желание привлечь дилеров. Но начинается конфликт - свои продажи и продажи через дилеров.
Кто-то работает только через дилеров - но при этом крайне тяжело иметь тесный контакт с рынком.
Кто-то пытается совместить
Кто-то старается все продажи делать сам - маржа то выше
Речь не идёт о компании, в которой я работаю.
Скорее о том, какая модель работы сейчас является своеобразным эталоном
Всем заранее спасибо.
Бойчук Игорь
По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.
В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.
Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.
Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.
какой охват рынка планирует?
какими средствами располагает на раскрутку?
насколько хорошо изучен рынок?
...
...
Вопросов куча, чтобы говорить по существу
рынок изучен неплохо, хотя точно нельзя сказать, что все кому данный продукт интересен были охвачены
собственные средства на раскрутку позволяют работать с проектировщиками, участвовать в основных выствках, пробовать работать по некоторым объектам и т.п.
скорее вопрос в другую сторону
дилер не будет делать всё за производителя по ряду понятных причин, хотя его вклад может быть вполне существенным - ведь он знает много клиентов и у него с ними неплохие отношения
с другой стороны прямые продажи более подконтрольны, более прибыльны и легче оценивать текущие достижения
да сложно развиваться в регионах - затраты на персонал + удалённое управление
но и московский дилер в регионах сам многое не осилит, вот если у него уже есть хорошие партнёры там, то тогда да ....
поэтому где золотая середина
Если говорить о развитии региональных продаж, то схема, которую я считаю стандартной (сужу по своему рынку) такова:
Этап 1. Прямые продажи в Москве. Эпизодические прямые продажи в регионах, в основном структурам, так или иначе связанным с постоянными московскими клиентами.
Этап 2. Первые дилеры в регионах. Для раскрутки им обычно отдают уже наработанных на этапе 1 региональных клиентов. Теряем в марже, приобретаем в обороте. Дилер дилеру рознь. Можно раскручивать практически нулевую местную фирмешку, можно пробиваться к крупным игрокам на региональном рынке. И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. Если речь идет о проектных решениях, требующих инсталляции, то на этом этапе первоочередное внимание следует уделять сервису - информационная поддержка, обучение специалистов, снабжение ЗИПами и расходниками и т. п.
Этап 3. По мере роста региональных дилерских продаж начинаем открывать первые филиалы. Существующие дилеры в панике - "у нас заберут самых жирных клиентов". Тут главное правильно "продать" принятое решение дилерам: "Мы преследуем единственную цель - оптимизировать логистику. Для вас же стараемся! Мы не будем забирать у вас существующих клиентов. Филиал будет работать напрямую только с новыми клиентами, которых вы все эти годы не могли прикрутить". Разумеется, по мере раскрутки собственного филиала большинство дилеров в городе присутствия постепенно приходит в упадок. Однако регион большой - в других городах развитие дилерской сети идет вполне успешно, но уже силами филиала.
Этап 4. Дальнейшее расширение филиальной сети. Прореживание дилерской сети - оставляем только самых успешных и лояльных. В идеале - полный возврат к прямым продажам, но уже на новом качественном уровне. В реальной жизни пока ни разу такого не видел, во всяком случае на моем рынке. Все застревают где-то между 3-м и 4-м этапами. Конфликты "дилер-дилер", "дилер-филиал" и "филиал-центр" неизбежны, до 50% рабочего времени уходят на их разруливание :(
Схема эволюционная, поэтому наимение затратная. В принципе, если ресурсы позволяют, можно перепрыгнуть через пару ступенек.
Александр.
Это не только дилемма. Это основа сегодяшнего и завтрашнего успешного бизнеса.
Есть две противоположные модели работы - только дилеры или только свои продажи и они по сути честнее по отношению к рынку. В этих моделях есть свои особенности, но они не несут противоречий. Хотя и дилеры могут уходить.
Вопрос в том, что когда эти две модели совмещаются в одной - это вообще долговечно ли? И приносит ли положительный эффект?
В большинство регионов "со спецификой" въезжать надо на горбу местных дилеров.
То есть вендору, каковым является производственная компания, надо наладить контакт даже не с дилерами, а с дистрибуторами, а те при грамотных маркетинговых ходах, подсадят на этот товар дилеров.
С сервисом тоже нормально. Авторизуются дилеры на местах через дистрибуторов, Вендор может взять на себя обучение, дистрибуторы берут на себя обеспечение документацией и решение гарантийных и сервисных вопросов.
Эхх, подниму ветку, постольку поскольку "варюсь" :D У автора вопрос на примере вентиляционного оборудования. Все что написано в целом верно, но специфика рынка непосредственно вентиляции не учтена. Для рынка характерны: жизненная необходимость оборудования - отсюда вытекают "дикие цены" и соответстветствующие скидки, большое количество заинтересованных в продаже лиц, квалификация кадров.
Наличие сервисного центра в регионе, не есть ключ к успеху бренда, монтажная организация работающая по подряду заключит договор на сервисное обслуживание заказчика сама, а в дальнейшем им безразлично где будут заказываться расходники, на месте или в Москве.
"Хорошие партнеры" вмиг откажутся от вашего оборудования если проект составлен на другом и заказчик его лобирует.
Проведение единовременных презентаций оборудования без дальнейшей работы с проектными организациями - выброс денег впустую, отдачи от проектировщиков не ждите :D .
Золотая середина - сервис (организованный не на базе климатических компаний города) и представительство, это будет затратно для компании на первых порах, но это даст плоды...