Хочешь быть ленивым – плати!

Просторная аудитория. Пожалуй, слишком широкая для того, чтобы выступающему было комфортно общаться со слушателями. Этот вопрос легко разрешился: не давая вновь прибывающим блуждать по залу, помощник оратора подсказывал, какое место лучше занять. Кучнее, теснее, ближе друг к другу и к выступающему – так удобнее: всем видно, всем слышно.

В центре внимания Радислав Гандапас – один из самых популярных бизнес-тренеров России, дважды названный лучшим по результатам года, совладелец компании Oratorica и автор ряда книг и фильмов по ораторскому мастерству. Все взгляды прикованы к этому высокому и лысому мужчине, ловко жонглирующему словами, уверенно и с непередаваемыми интонациями рассказывающему об ораторском мастерстве: «…Откуда это берется? От рождения? Ничего подобного, мы все рождаемся посредственностями. Мы все ораторы от слова «орать» и не более. Мысль о том, что оратором от Бога нельзя стать – это прибежище для ленивых. Конечно, мы не все одинаковые, мы все имеем какие-то предрасположенности, но их проявленность настолько ничтожна, что, не будучи умножены на наши усилия в течение жизни, они уходят в никуда. Врожденные таланты дают лишь 15% успеха. Мастерство же – это результат многократного повторения».

Немного лукавя, Гандапас «сознается» в том, что то, чем он занимается – по сути простая и совершенно понятная вещь, никаких секретов не имеющая: например, на тренинге, посвященном подготовке презентации, он фактически предлагает за два часа повторить одну и ту же презентацию пять раз, всякий раз делая незначительные замечания, корректировки и просто подбадривая будущего спикера, который на пятый раз понимает, что у него получается рассказывать гораздо лучше. В итоге все остаются довольны: человек приобретает навык (который непременно оценивают коллеги), тренер получает деньги. Но раз все так просто, почему менеджеры обращаются к тренерам? Загвоздка в том, объясняет Гандапас, что, заплатив эти деньги, человек повторяет презентацию пять раз за два часа. Не заплатив этих денег, он будет как завороженный сидеть у своего компьютера и перерисовывать слайды, что-то дополнять. Он не станет выходить на воображаемую кафедру и произносить речь воображаемым слушателям. То есть человеку нужен некий драйвер, который заставит его делать что-то нужное в нужное время. «Станьте сами себе драйвером, – призывает Гандапас. – Обозначьте требования и заставьте себя хотя бы повторять. И если вы, повторяя вашу презентацию, усовершенствовались до того, что окружающие начинают причислять вас к тем самым прирожденным ораторам, ораторам от Бога, ни в коем случае не говорите о том, что это большой труд, что вам пришлось повторить презентацию двадцать раз. В нашей стране чудо ценится выше труда».

Вообще в России дела с ораторским мастерством обстоят плохо. Страна не богата ораторами, и выступления наших спикеров заметно уступают выступлениям западных, сетует Гандапас. На Западе люди свободно взаимодействуют с аудиторией: они шутят с залом, если ошибаются – обыгрывают это, поправляются, они перемещаются, жестикулируют, некоторые говорят без микрофона (при этом их хорошо слышно). Наши соотечественники же обычно скованы, зажаты, смотрят не в зал, а в ноутбук и на экран, нудно и дословно читая то, что есть на слайдах. К тому же они категорически не вписываются во временные рамки, и часто можно наблюдать, как нашему горе-спикеру делают исподтишка знаки, а то и в открытую просят удалиться… Почему так происходит? «Потому что он никогда в жизни этот текст не читал. Ему его кто-то составил или он накидал слайды, сделал компиляцию и даже в самолете, когда летел на мероприятие, свою презентацию не посмотрел. Если бы он посмотрел ее, он бы понял, что она займет куда больше за час, потому что нереально за 20 минут показать 82 слайда», – объясняет Гандапас.

Конечно, причины такой ситуации ясны: на Западе грамотно строить речь, участвовать в дискуссиях и делать доклады учат даже в школах, а у нас в образовательную систему такие предметы, как риторика, если и входят, то далеко не в том виде, который может заставить «заговорить». Да и природа виновата: большая часть жителей России по психотипу интроверты, то есть склонны к уединению, не любят выступать, обсуждать что-то. Но если задастся целью и приложить необходимые усилия, человек может научиться всему, чему пожелает, причем самостоятельно, уверен Гандапас. Ничего принципиально нового в риторике за последние тысячелетия не придумали – важность энергетики, голос, жест, умение подбирать слова, зрительный контакт и так далее – обо всем этом пишут в книгах. А практиковаться можно на своих родных, близких и друзьях.

Чтобы научиться говорить складно и выразительно самому, можно попробовать научить этому кого-то, кто не знает, что вы этого делать не умеете – например, детей. Им часто задают учить стихотворения. И смысл не в том, чтобы заучить текст, а в том, чтобы воспроизвести его с пониманием смысла. «Если вы сможете научить ребенка понимать, что он сейчас сказал (в стихах встречается много непонятных форм слов), а потом с интонацией, с жестом, с зрительным контактом, с нужными паузами читать текст, то и вы сами научитесь выступать публично. Потому что, объясняя ребенку эти «фишки», вы пропускаете их через себя и понимаете, что к чему. Переносите это на практику выступлений в бизнесе, и у вас получается интересная картина: у вас есть и жесты, и интонация, и юмор, и зрительный контакт – то, чего так не хватает многим менеджерам», – советует Гандапас.

Очевидной будет и польза от знакомства с опытом людей, которые добились высот на том или ином поприще. Гандапас приводит такой пример: «Человек уходил из общественной организации, так как срок, на который он был назначен, истек, но ему хотелось через два года вновь выдвинуть свою кандидатуру на этот пост и снова быть избранным. Для этого нужно было красиво попрощаться с коллективом и произнести речь, которая бы запомнилась. Он садится и пишет текст, получается банально: «Дорогие коллеги, я рад был работать с вами…». Тогда мы взяли прощальную речь Наполеона, которую он произнес своим солдатам перед отбытием на остров святой Елены (речь по сей день считается очень сильной), попытались погрузиться в ту атмосферу, представили ситуацию и пересказали речь на свой лад. По ходу действа в тексте понятия, слова, формулировки были заменены, но атмосфера, общая структура остались. Речь произвела фурор, растрогала коллег покидавшего организацию. Были аплодисменты».

Выходит, практически вся важная информация, которую коуч предоставляет участникам тренинга, взята из всем доступных источников, практику можно получить, не выходя из дома, а опыт других лиц уже давно описан и ждет, когда им воспользуются. Впрочем, один момент: тренер, который обучает ораторскому мастерству, как правило, сам демонстрирует великолепные навыки публичной речи и учит своим примером. А если речь идет, к примеру, о тренингах по оптимизации затрат?

Фото: facebook.com

Также смотрите:

«Не обманешь ― не продашь»: семь распространенных уловок тренинговых компаний

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Информация, доступная из различных источников, может содержать в себе знание, но это знание всегда будет потенциальным, т.е. его (знание) еще нужно суметь извлечь.
В процессе извлечения знания лень является не единственным препятствием.

Менеджер, Москва

действительно - все знают что информация где-то есть, даже догадываясь где именно. Но процесс извлечения и выстраивания под свои цели - совсем не такой простой как представлено в статье. впрочем, статья совсем короткая. В принципе правильно то что на тренингах ищешь именно эмоциональный посыл и драйв. Но если за ним ничего нет - ощущение пустоты быстро приходит. Чтобы сказать прощальную речь (пример из статьи) - мне кажется не так важно было её ''упаковать'' как искренне иметь что сказать.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья хорошая, хоть и короткая. Так что можно считать некоторой формой рекламы :)

Тем не менее, герой немного лукавит. Дело в том, что извлечь информацию не всегда бывает просто. И если специалист в предметной области может за пару минут порекомендовать что нужно, и, главное, что НЕ нужно читать, то неспециалист потратит на задачу поиска и фильтрации источников несоизмеримо больше времени.

Консультант, Москва

Гандапас молодец! Не зря он был школьным учителем. Кстати, его книги интересно не только читать, но и слушать. Они есть в сети в мп3. он сам их наговорил.

CIO, Москва
Владимир Кузьмин пишет: что нужно, и, главное, что НЕ нужно читать, то неспециалист потратит на задачу поиска и фильтрации источников несоизмеримо больше времени.
Если состыковать этот тезис с моим, то получаем совсем безрадостную картину: 1. Что бы получить конкретное знание, его нужно извлечь из информации, которая его содержит; 2. Информацию, которая содержит необходимое знание нужно найти; 3. Для поиска информации необходимы критерии поиска; 4. Для выработки критериев поиска необходимо знание о знании, которое планируем извлекать. Круг замкнулся. На практике, безусловно, все не так печально. Однако, надо признать, носители знаний значительно облегчают процесс его извлечения. С другой стороны, не стоит забывать о том, что процесс получения знаний часто не менее важен, чем само знание. ;)
Аналитик, Самара
Приветствую! Может быть Радиславу его аудитория часто кажется ... ленивой в восприятии чего-то... хотя мне кажется он лукавит: К сожалению быть целеустремлённым сосредоточенным упорным, трудолюбивым и главное - при этом видеть свою ''тень'' и что-то делать с ней - не получается долго. Например, если работаешь на одном месте, долго. С одними и теми же людьми, которые ''и так всё сами понимают''. Когда львиная доля дел делается по принципу ''давайте вспомним инструкцию №38'' - в такой обстановке постепенно энергия растрачивается или теряет .. смысл и пробивную силу. При этом зачастую понимание того, что тонешь у разумных руководителей остаётся. Но находясь в системе - без внешнего толчка ничего нельзя изменить. Это как со сном: спишь и по своей воле не проснёшься, так как даже мысль такая не придёт в голову. Так вот, подобные тренинги нужны людям, которые осознают, что тонут, но не понимают как это происходит. Людям не ленивым, а ''затупившим'' в своём ''болоте'' для встряски и банально для того, чтобы просто увидеть другой стиль изложения мыслей. Увидеть как его применение отражается на окружающих событиях. При этом этот образ мысли не обязательно единственно верный - важно, что он другой, а от того несёт импульс для изменения ... вектора поведения в своём ''болоте''. Так что, мне кажется, не стоит применять термин лень в данном случае... 5 раз повторяют ... да хоть 10 это просто элемент обучения - кто-то увидит нужное сразу, кто-то попозже. Жаль только тех, кто ''нужное'' там уже видел, использовал и этот стиль мышления их уже ''не радует''. Таким просто надо искать дальше и что-то другое.. вот и всё.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
McDonald's окончательно уйдет с рынка РФ и продаст российский бизнес

Имя, логотип и брендинг компании больше нельзя будет использовать в России.

В России в 2 раза вырос спрос на специалистов со знанием китайского языка

Логистика вошла в топ отраслей, которые испытывают потребности в сотрудниках, владеющих китайским языком.

Российские активы Renault перешли в госсобственность

На заводе Renault возобновят производство автомобилей под брендом «Москвич», заявил Сергей Собянин.

В России впервые с 1 марта выросло число безработных

В регионах усилены меры поддержки занятости в связи с ростом безработицы.