Говорить нужно не уху, а глазу

Интервью с Игорем Родченко, владельцем Речевой тренинговой компании IGRO

Executive: Что для вас лидерство: навык или дар?

Игорь Родченко: Изначально – дар. Это моя личная точка зрения, основанная на жизненном опыте. Кто-то, обладая этим даром, даже не догадывается о том, что он у него есть, а кто-то знает о нем с детства. Дар можно заменить словом «талант», у каждого он свой, и лидерство – лишь один из возможных.

Когда у вас есть этот дар, и какое-то жизненное обстоятельство позволило ему проявиться, ничто не мешает его развивать. Вставать, например, каждое утро в шесть утра и начинать день с пробежки или дистанции в бассейне, учиться управлять собой и своими желаниями, прочитывать не менее двух книг в неделю, учиться думать, говорить, спорить, убеждать. Лидеру, чтобы вести за собой людей, необходимо развивать многие умения и навыки.

Executive: Вы работаете с бизнесменами, топ-менеджерами компаний. По вашему мнению, любой руководитель обязан быть лидером?

И.Р.: Я думаю, что руководство по своей природе неотделимо от лидерства. Лидер – тот, кто впереди, кто знает куда идти и ведет за собой. Часто руководителю недостает лидерских качеств, и это проблема для подчиненных. Я могу предположить, что руководство может достаться человеку, даром лидерства не обладающему. Что ж, история знает много таких примеров. Инерция, застой, революция – закономерные следствия такого управления.

Executive: Почему вы считаете речь основным инструментом лидера?

И.Р.: Потому что лидерство осуществляется благодаря коммуникации. Я не могу представить лидера молчащим. Даже лишенный возможности общаться со своими последователями напрямую, лидер обязательно ищет способы говорить о своих убеждениях в письмах, книгах, сообщениях в сети. Даже сегодня, когда картинка или видеоролик становятся самыми востребованными сообщениями, мы продолжаем прислушиваться к тому, как и что наши лидеры говорят.

Executive: Есть ли какие-то особые черты или характеристики лидерской речи?

И.Р.: Есть несколько качеств в речи, которые отличают именно лидера.

  • Это умение отвечать за свои слова. Человек, претендующий на лидерство, понимает, что каждое сказанное им слово может повлиять на других людей. Следствием такого качества являются краткость и содержательность высказывания, его точность.
  • Речь лидера образна и экспрессивна. Трудно убеждать людей, если ты говоришь языком документа и вяло бормочешь заданный текст. Воля и эмоции наполняют слова жизнью.
  • Речь лидера действенна, то есть она направлена на изменение ситуации. Лидер знает или интуитивно чувствует, что он хочет получить в результате своего выступления или разговора.
  • Речь лидера отличается самостоятельностью суждений. Мне кажется, что это один из главных признаков одаренного человека – уметь думать по-своему и не зависеть от чужого мнения.

Несмотря на фундаментальность, изначальную заданность этих качеств, каждое из них можно совершенствовать.

Executive: С каким запросом вы чаще работаете на тренингах или консультациях?

И.Р.: Как правило, это либо общий запрос, когда необходимо, например, научить выступать публично, либо частный случай подготовки к конкретной презентации или докладу на конференции.

И в первом, и во втором случае для меня важно помочь клиенту раскрыть свою индивидуальность в сложном пространстве публичности, обнаружить свой речевой стиль. Я противник навязывания одних и тех же приемов, создания «штампованных» ораторов – этаких энергичных весельчаков, оперирующих исключительно «открытыми» жестами и умеющими преодолевать страх за счет богатого воображения, позволяющего представить слушателей «голыми».

Executive: Вы говорите о важности внимания и доверия в общении, о том, что их нужно завоевывать с первых секунд контакта. А если доверие не возникло сразу – у коммуникации есть шансы на успех?

И.Р.: Бывают случаи, когда, как в детстве, с первых секунд возникла ненависть, и дело дошло до драки, но потом, спустя время, эти люди становятся друзьями на всю жизнь. Любовь тоже не всегда возникает с первого взгляда. Коммуникация, тем более в форме публичного выступления – один из самых сложных видов человеческой деятельности.

Нам выгодно начинать любое общение с получения кредита доверия. Но так бывает не всегда. Тогда нам ничего не остается, как заглаживать собственные промахи и неудачи, и добиваться доверия на пятой секунде, на десятой минуте или на восьмом часу. По большому счету, главное – это намерение до последнего держаться за сохранение коммуникации, если она обладает ценностью.

Executive: Какие ключевые техники по развитию лидерской речи вы рекомендуете (пользуетесь)?

И.Р.: Техники бывают внутренние и внешние. К первым относятся управление телом, мимика, голос. Ко вторым – воображение, мышление, воля, память. Развивать нужно гармонично и те, и другие – их нельзя оторвать друг от друга.

Простой пример – «зрительный контакт». Я не представляю себе, как можно натренировать человека смотреть в глаза другому просто «потому, что нужно смотреть». Коммуникация – это не игра в «гляделки». Эта техника, внешне проявляемая как «зрительный контакт», должна быть сопряжена с настоящим вниманием к другому человеку. Если внимания нет – не будет живого, не искусственного «зрительного контакта». А внимание к другому человеку обязательно сопряжено с верным целеполаганием. Если цель в общении не связана с этим человеком – трудно быть по-настоящему внимательным. Нет цели, нет внимания – не будет точного зрительного контакта. Все взаимосвязано.

Executive: Назовите, пожалуйста, основные ошибки в коммуникации?

И.Р.: Главная ошибка в коммуникации – изображать коммуникацию, играть. Вторая ошибка – не понимать цели коммуникации. В профессиональной среде речь должна быть целесообразна. Это не простой навык – держать речь под контролем и понимать, что каждое слово и жест ведут вас к цели или уводят от нее.

Третья ошибка – неподготовленность. Вы всерьез не подумали о том, что именно вы хотите сказать. Импровизировать можно и этому стоит учиться. Но хорошая импровизация всегда внутренне осознанна и хорошо подготовлена. А если человек не подготовлен, не осознает цели, если он начинает играть, то удачной подобную коммуникацию другие не посчитают.

В заключение хочется привести цитату:

«Мы можем представить себе лидера слепым – таким был легендарный Рэй Чарлз; мы можем представить себе лидера глухим – таким был великий Людвиг ван Бетховен, но вряд ли мы можем представить лидера молчащим, ибо в этом случае бессмысленным становится само определение лидерства, как умения воздействовать на других в целях совместной деятельности». И. Родченко.

Резюме встречи Игоря Родченко с участниками Executive.ru, состоявшейся в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года.

1. Лидерство – это дар, и в определенных жизненных ситуациях перед нами встает выбор: развивать в себе этот дар или нет.

2. Речь – один из главных инструментов лидера.

3. Лидер обязательно обладает собственными убеждениями, но он не должен их навязывать.

4. Действия при вступлении в контакт: оценка аудитории, захват внимания, получение кредита доверия и интереса к сообщению.

5. Нужно уметь захватить внимание слушателей. Лучшая техника захвата внимания – «Начальная пауза».

6. Говорить нужно не уху, а глазу.

7. Трудно вызвать доверие, если тело физически «зажато».

8. Расслабленность нарабатывается методом контроля над своим телом: опустить руки вдоль туловища, выдохнуть, снять лишнее мускульное напряжение, сосредоточиться.

9. Распространенные ошибки в речи: натянутая улыбка, повышение тона фразы к концу предложения, быстрая речь, физическая зажатость.

10. Действенная речь – это речь, направленная на достижение желаемого результата.

11. Основной закон общения – закон экономии сил слушателя.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по обучению персонала, Узбекистан

Соглашусь, что сильный лидер - это прежде всего замечательный оратор, а таковым он становится только в случае, когда ''болеет'' и горит своим делом. По своему опыту тренера знаю, что чтобы ''заразить'' аудиторию азартом и добиться с нею единодушия по теме невозможно без сильного эмоционального подъема. Это делает речь яркой, интересной и понятной. Что означает, что рубашка - мокрая... Так что несогласная я...

Председатель совета директоров, Москва

Ну-ну потливость как признак лидера:-(((

Руководитель, Украина
Тут лучше сошлюсь на мнение Марины Корсаковой, которое изложено в статье ''Четыре причины уволить лидеров и нанять менеджеров''. http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1755033/index.php?PAGE_NAME=read&FID=12&TID=15205
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.