Как страсть мешает принятию логичных финансовых решений

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой.

Ария Мефистофиля

В 1860 году, в ходе крушения корабля у берегов Калифорнии один из пассажиров надел на себя пояс, внутрь которого были зашиты золотые монеты общим весом около 90 килограммов. В этом поясе его и достали позже со дна океана. Когда он тонул, владел ли он золотом? Или золото владело им самим?

В практике менеджера достаточно часто приходится сталкиваться с некоторыми особенностями отношения к деньгам как со стороны собственников бизнеса, так и наемных управляющих. Мы пытаемся найти в этих действиях некую линейную логику. Нам кажется, что, когда мы говорим об эконо­мике, определяющими факторами принятия решений являются трезвый расчет, рациональное мышление, бесстрастность. Казалось бы, эмоции и деньги — понятия несовместимые.

Вроде бы только выгода должна волновать человека бизнеса. Но задайте себе вопрос: как часто вы тратили деньги не по воле разума, но по воле обуревающих страстей. Спросите себя: «Я управляю деньгами или они мною?».

Кто-то экономит на персонале. Нанять за соответствующие деньги специалиста высокого класса считает расточительным. Но при этом, ничего не понимая в цифровизации, теряет огромные деньги на приобретении и внедрении абсолютно ненужного компании ПО. Либо без всякого коммерческого эффекта и без сожаления сливаются денежные средства на рекламу. Огромные закупочные бюджеты доверяются сотрудникам крайне низкой квалификации. А затраты на выезд менеджеров отдела продаж к клиентам высчитываются до трамвайного билета.

Можно подготовить множество отчетов, провести аналитику всего, что только возможно. А конечное решение руководителем или акционером будет принято не по логике цифр, а в соответствии с заложенным в него денежным сценарием.

Денежные сценарии — это денежные убеждения, которые, как правило, не осознаются, развиваются в детстве, передаются из поколения в поколение в семьях и культурах, связаны контекстом и зачастую являются лишь частично истинными. Им посвящено множество работ известных ученых и исследователей, искавших закономерности отношения к деньгам у людей различных групп и психотипов.

Финансы, в принципе, являются очень деликатной темой. Зигмунд Фрейд писал так: «Денежные вопросы всегда будут восприниматься культурными людьми так же, как вопросы секса, — с той же степенью непоследовательности, ханжества и лицемерия». Он впервые обратил внимание на то, что отношение взрослого человека к деньгам может определяться особенностями его детских желаний. Источником установок по отношению к деньгам может служить родительская семья конкретного человека, его личный опыт, а также опыт значимых для него людей.

Психоаналитик Joan Riviere считала, что алчность в действительности является проявлением отчаянного поиска любви. По ее словам, вещи, которые мы потребляем, становятся для нас, если мы их получаем, подтверждением того, что мы сами являемся хорошими и, следовательно, искомой любви достойными.

Согласно данным А. Ханлея и М. Уилхельма, люди, склонные к импульсивным тратам, имеют более низкую самооценку, чем рациональные потребители. Для таких покупателей деньги обладают символической способностью повышать их самооценку. Они склонны видеть в деньгах способ решения проблем, и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения. Они используют деньги для демонстрации статуса, власти и обычно говорят, что им не хватает средств, особенно по сравнению с их друзьями. Траты денег для них обычно сопряжены с внутренним конфликтом. Незрелые люди обычно имеют относительно более низкую самооценку, следовательно, среди них чаще встречаются «импульсивные покупатели», которым свойственны спонтанные, эмоциональные траты.

Необходимо отметить и гендерные различия в отношении к финансам. Так, женщины больше, чем мужчины подвержены фантазиям и навязчивым идеям о деньгах. Они также больше верят, что заработок должен зависеть от усилий и способностей (Furnham A., 2014). Женщины выражают более сильную фрустрацию по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет. Но главное, по мнению Р. Белка и М. Валлендорф, женщины рассматривают деньги как способ приобретения вещей, а мужчины — как способ приобретения власти.

У людей, формирование устоев которых проходило еще до эпохи перестройки в нашей стране, согласно Г. Белицкой, существует опосредованное осознание своего уровня обеспеченности через стратегию расходов. Человек может принять как реальность необходимость экономить деньги, отсутствие денег для удовлетворения своих потребностей, но не может осознать свою бедность, принадлежность к классу неимущих, поскольку при социализме представления о принадлежности к такому классу отвергались на уровне массового сознания, соответственно, не были сформированы в индивидуальном.

Мы не будем в этой статье приводить примеры денежных сценариев. Существует много классификаций, подходов. Это тема для отдельной работы. Нам важно то, что они есть, и они воздействуют на сознание и поведение своих носителей.

Надо сказать, что тревожное расстройство, связанное с деньгами (money neurosis), является самым распространенным неврозом. Как все невротические процессы, он обусловлен неразрешенным конфликтом, связанным со страхом и тревогой (Forman, 1987). По данным Американской психологической ассоциации (2008 г.) 85% взрослых людей время от времени испытывает тревогу за свое финансовое положение, 28% испытает это чувство ежедневно, у 36% случаев тревога со временем нарастает. При этом, данное состояние часто отмечается у обеспеченных и даже очень состоятельных людей.

Появилась даже специализация в психотерапии — «финансовый психотерапевт». Роль финансового психотерапевта — понять те «сказки», которые мы сами себе рассказываем о деньгах или «денежные сценарии», и попытаться изменить их. По мнению Брэда Клонца, одного из создателей ассоциации этих специалистов, финансовое поведение, ведущее к возникновению эмоциональных нарушений, можно считать денежным расстройством. То есть, вы не просто зарабатываете меньше, чем нужно или неправильно тратите деньги, а совершаете поступки, которые серьезно влияют на вашу жизнь, здоровье, отношения с близкими и карьеру. В связи с этим, целью финансовой терапии является изменение отношение человека к деньгам («денежного сценария»), улучшение финансового самоконтроля.

Когда мы говорим о денежном поведении, мы должны думать не только о категории «покупателей». Управленцы всех уровней, распоряжающиеся бюджетами, также подвержены все тем же поведенческим закономерностям. Это полезно знать, анализируя процессы принятия решений. Удивительно, но действия, связанные с супер-рациональным объектом, принимаются не самым логичным путем. Мы, конечно, потом всегда найдем очевидную логику или виноватых, в зависимости от полученного результата. Но факт остается фактом. Разберитесь сначала в себе. Попробуйте понять довлеющий денежный сценарий тех, кто принимает решения над вами.

Фото: Pixabay.com

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Литвинов
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

В 1860 году, в ходе крушения корабля у берегов Калифорнии один из пассажиров надел на себя пояс, внутрь которого были зашиты золотые монеты общим весом около 90 килограммов. В этом поясе его и достали позже со дна океана.

 

Прекрасная цитата, возьму на вооружение!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.