Финтех против банков: кто победит?

Мнения по поводу взаимоотношений финтех-проектов и банковской сферы в России разделились. Одни говорят, что финансово-технические стартапы представляют серьезную опасность для классических банков. Другие же уверены: подобные инновационные предприятия бесперспективны, поскольку доверие к ним серьезно упало. На самом деле финтех-проекты и крупные финансово-кредитные учреждения имеют разные целевые аудитории. Они не конкуренты, а потенциальные партнеры. Изменить расстановку сил в банковской сфере могут представители Bigtech, однако на данном этапе их интересуют в большей мере нефинансовые услуги.

Сильные и слабые места банков

Основной козырь классических банков – исторический контекст. Привычная многим банковская карта сегодня все так же удерживает лидерские позиции, несмотря на то, что уже появилось большое количество альтернативных способов проведения платежей. В 2012 году многие предсказывали значительное падение популярности «пластика» до 2018 года. Эти прогнозы не сбылись, хотя в том, что вскоре альтернативные методы оплаты возьмут пальму первенства, сомнений практически нет. Пока банковская карта остается привычкой для большинства клиентов, но привычки имеют свойство меняться.

Понимая, что клиентские интересы постепенно меняются, банки стараются соответствовать новым стандартам. Однако крупная финансовая организация – большая структура, которая с трудом поддается кардинальным изменениям. Специально для таких целей банки создают инновационные лаборатории. Несмотря на вложенные средства и силы, они пока не демонстрируют результатов, которых от них ожидаются. Возможно, в дальнейшем все изменится в лучшую сторону. Гораздо более значимые успехи в этом плане демонстрируют проекты, которые находятся за пределами банковской системы.

Ошибки финтехов

Многие финтехи, понимая всю трудность конкуренции с большими банками, значительно снижают цены на свои услуги. Подобная стратегия им кажется успешной в перспективе, но это ложное представление. Сфера финансовых услуг не приемлет демпинга. Жизненный цикл проектов, пользующихся такой стратегией, как правило, одинаков: сокращение бюджета, недостаток денег на разработки, ежегодный рост портфеля на уровне 10%. Итог понятен: провал.

Шансы на успех есть у стартапов, которые не прибегают к откровенному понижению цен. Однако установление рыночной стоимости, конечно же, совсем не панацея. Многие российские предприниматели отдают предпочтения более выгодным по цене предложениям, нежели более качественным.

Таким образом, выход один: устанавливать рыночные цены, объясняя клиенту, за что он именно платит и почему именно столько, а не меньше.

Чем закончится соперничество

Финтехи набирают обороты и, соответственно, привлекают все больше внимания. Количество стартапов на рынке будет расти. Очевидно, что увеличится число проектов, потерпевших крах.

Перспективы банков менее радужные: их станет меньше, останется только пара сотен. Лишь десять-двадцать будут значимыми для финансовой системы. Остальные банки превратятся в карманные, то есть будут работать на какой-либо город или предприятие.

Целевую аудиторию финтех-проектов все так же будут составлять клиенты, которые готовы тратить больше средств на индивидуальные качественные решения.

Финтех-проекты будут приобретаться банками. В Европе такие сделки уже совершаются. В России этот процесс идет менее активно. Ожидается значительное развитие банковских инновационных лабораторий, но финтех-проекты к тому времени уже займут первые места.

Третий игрок: Bigtech

Bigtech-компании – это бренды, обладающие огромной популярностью и, соответственно, доверием со стороны клиентов. Некоторые их представители уже активно монетизируют это доверие. К примеру, Amazon, который запустил сервис, позволяющий оплачивать товары на разных площадках. Aplle Pay – также яркий пример. Однако крупные перемены в платежной сфере случатся, когда Android и Apple разработают свои полноценные платформы и сервисы. Соперничество с ними может закончиться для банков плачевно.

В спектр интересов Bigtech-компаний может попасть и сектор b2b, и сектор b2c. Вывод очевиден: крупные компании опасны и для банков, и для финтех-проектов. К борьбе за клиентов должны быть готовы все.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Bigtech отберёт розничное кредитование у традиционных банков, в тех странах, где им это позволят сделать.

Член совета директоров, Томск

Да так. Аргумент "а у нас дешевле" должен опираться на четкий и ясный ответ самому себе "Как? И за чей счёт?"

Генеральный директор, Великобритания

Да, со статьёй можно только согласиться...

На мой взгляд блестящий анализ ситуации и видимо всё так и будет.

Однако, как Вы считаете, победа будет за теми структурами, которые смогут быстрее реагировать на изменения и предлагать более выгодные/актуальные услуги или есть какой- то ещё фактор? Или совокупность факторов?

И не напрашивается ли появление четвёртого игрока?

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Ирина Да Роза пишет:
Да, со статьёй можно только согласиться...
На мой взгляд блестящий анализ ситуации и видимо всё так и будет.

Однако, как Вы считаете, победа будет за теми структурами, которые смогут быстрее реагировать на изменения и предлагать более выгодные/актуальные услуги или есть какой- то ещё фактор? Или совокупность факторов?
И не напрашивается ли появление четвёртого игрока?

На мой взгляд, четвёртый игрок на поле уже становится основным. Это - "кибермошенничества". Именно, как обобщённый фактор. Не только "воровство" с карт и счетов, всё, куда можно залезть и не оставить своих следов.

вот только одна статья о проблеме и работе ЦБ

https://arb.ru/b2b/news/tsb_rf_aktivnost_kiberpres...

на самом деле всё может быть ещё хуже :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.