Организация работы финансово-экономических и бухгалтерских служб
- Финансово-экономическая и бухгалтерская служба: структура, роль и место в компании. Признаки и причины неэффективности.
- Практикум: Анализ причин неэффективности финансово-экономической и бухгалтерской службы в компании. Принятие управленческих решений. Сколько бухгалтеров и финансистов, экономистов нужно бизнесу.
- Функции и продукты финансово-экономических и бухгалтерских служб. Что и для кого мы создаем? Способы оценки качества и «полезности» продуктов финансовых и бухгалтерских служб. Оценка качества управленческих отчетов.
- 10 основных направлений оптимизации. Комплексное применение «простых» методов. Разработка и внедрение положения о документообороте: почему документ не всегда работает?
- Оптимизация численности и подбор персонала. Оценка эффективности и обеспечение оперативности работы службы. Способы оценки времени на выполнение функций.
- Оптимизация бизнес-процессов финансово-экономических и бухгалтерских служб. Внедрение оптимизированных функциональных матриц: основные условия. Проектное внедрение: цели, сроки, взаимодействие менеджеров.
- Практикум: Применение метода построения функциональной матрицы.
Эффективная система бюджетирования
- Связь системы бюджетирования с корпоративной стратегией.
- Риски безбюджетного управления.
- Этапы построения системы бюджетного управления (СБУ) компании.
- Кейс: Построение системы бюджетирования.
- Оценка эффективности системы бюджетирования.
- Причины неэффективности бюджетирования.
- Выбор программного обеспечения.
- Регламентация и автоматизация системы бюджетирования.
- Влияние финансовой структуры на исполнение бюджета.
Управление рисками
- Что такое риск. В чьих интересах нужно строить систему управления рисками в организации. Симбиоз функции риск менеджмента и других функций менеджмента. Как встроить риск менеджмент в управленческие процессы в среднем бизнесе.
- Риски в современном бизнесе. Качественное и количественное понимание рисков. Положительная и негативная сторона прогнозов. Управление гибкостью (реактивной и проактивной). Риски бизнес-процессов и риски активов. Концепция 3-х линий защиты от рисков.
- Классификация активов: фундаментальные, спекулятивные и опционные. Может ли риск создавать стоимость активов. Как управлять этим процессом?
- Основные противорисковые действия, которые целесообразно использовать частной (непубличной) компании
- Использование статистических данных с финансового рынка. Индекс волатильности VIX: применение для прогнозирования даты наступления следующего экономического кризиса. К какой дате нужно успеть подготовить резервы как профилактическое противорисковое действие. Как определить на какой срок нужно планировать создание резервов, исходя из поведения функции VIX. В каких инструментах размещать резервы для прохождения разных типов рисковых испытаний.
- Культура управления рисками. Эволюция системы управления рисками. Этические ограничения в работе риск-менеджмента как корпоративной функции. Главные провалы в бизнесе, вызванные неадекватностью систем риск менеджмента. Развитие новых подходов к регулированию риск-менеджмента в 2010 годы через новые провалы.
- Случаи Sumitomo / Хаманака - EAST-WEST BANK (VIENA), 1980.
- Кейсы LTCM - Barrings, 1990.
- Кейсы Enron - WorldCom, начало 2000.
- Результат закон SOX и последовавшая за ним модель COSO.
- Крах производных ипотечных инструментов 2008.
- Кейс: Societe Generale / Кервель, 2008.
- Кейс: Крах компании Greensill Capital и Evergrande. 2021. Опыт банкротств в странах Азии в эпоху ковида.
- Кейс: Всплеск инфляции и резкий рост цен на сырье в 2021.
- Классификация рисков. Общеэкономические и политические риски. Риски бизнес-процессов. Операционный риск. Управленческий риск. Риск информационных технологий. Риск лояльности – мошенничество. Финансовый рыночный риск. Риски, связанные с информацией для принятия решений.
- Оценка рисков. Количественный анализ рисков. Анализ рисков, их приоритезация. VaR (Value at Risk) как инструмент для оценки и принятия краткосрочных решений. ROV (Real Options Valuation) как инструмент для оценки и принятия долгосрочных решений в отношении инвестиционных проектов. Применение дерева решений для принятия стратегических решений по развитию.
- Карта рисков как инструмент анализа и контроля рисков. Примеры составления карт для различных отраслей. Реестр рисков производственной компании. Составление базы произошедших рисковых событий. Актуализация базы рисков: ежегодная и ежеквартальная. Процедуры и ответственные лица.
- Модель управления бизнес-рисками. Структура модели и анализ бизнес-рисков. Разработка стратегий. Функционирование модели. Роль внутреннего аудита. Координация риск-менеджмента и службы внутреннего контроля. Применение положений закона Сарбейнса Оксли в практике риск менеджмента международных компаний.
- Управление рисками процесса с анализом последствий и причин.
- Разработка противорисковых мероприятий.
Организация управления оборотным капиталом
- Оценка и анализ оборотного капитала компании по показателям баланса организации. Основные цели управления величиной оборотного и чистого оборотного капитала.
- Теория и практика управления денежным циклом компании. Взаимосвязь денежного цикла и уровня чистого оборотного капитала. Методы анализа потока денежных средств, способности компании генерировать операционный денежный поток на основе анализа отчета о движении денежных средств.
- Анализ операционной деятельности по показателям отчета о прибылях и убытках: «валовая прибыль – EBITDA – EBIT – чистая прибыль»; взаимосвязь показателей с величиной оборотного капитала и денежными потоками организации.
- Практикум: «Влияние параметров оборотного капитала на финансовые показатели компании».
- Стратегия и тактика компании в области оборотного капитала. Политика хеджирования: подбор «безопасных» источников финансирования операционных активов (запасов и дебиторской задолженности), внеоборотных активов. Отдельные аспекты политики компании в управлении запасами. Факторы, определяющие допустимый уровень дебиторской задолженности.
- Расчет потребности в оборотном капитале для финансирования операционной деятельности.
- Практикум: «Финансовое моделирование многопериодных проектов».
- CVP-анализ.
- Управление финансовым результатом компании на основе «CVP-анализа». Практические финансовые решения.
- Практическая значимость анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»: от выделения постоянных и переменных издержек к директ-костингу и безубыточности.
- Расчет основных показателей «CVP-анализа»: маржинальный доход, точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный леверидж.
Управленческий учет: практика применения
- Понятие «управленческий учет». Место управленческого учета в информационной системе бизнеса. Сущность управленческого учета — что может и что должна делать система управленческого учета.
- Задачи управленческого учета: учет ресурсов, контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование и оценка прогноза.
- Базовые компоненты системы управленческого учета и анализа: учет и управление затратами, разработка оценочных и сравнительных показателей деятельности. планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, а так же прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, составление управленческой отчетности.
- Сопряжение систем управленческого учета с системой бухгалтерского учета. Технология постановки управленческого учета. Основные способы постановки управленческого учета.
- Создание системы отчетности — основные требования к управленческой отчетности: своевременность, формат, содержание.
- Создание внутренних нормативных документов, регулирующих управленческий учет. Учетная политика управленческого учета (учет активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, поступлений, выплат) — эффективное средство контроля операционной деятельности компании. Генератор учетной политики. Примеры нормативных документов.
- Планирование как базовый компонент системы управленческого учета: Balanced Scorecard — опыт внедрения в российском бизнесе.
- Совокупность оценочных и сравнительных показателей деятельности как базовый компонент системы управленческого учет: индикаторы рыночной стоимости, оценка деятельности финансового, операционного и риск-менеджмента, показатели, характеризующие риски бизнеса (рыночный, кредитный, риск ликвидности).
Система казначейства: организация, автоматизация и функции
- Организация и функции системы казначейства в компании.
- Казначейство — инструмент эффективного управления денежными средствами компании.
- Кто такой казначей? Взаимоотношения казначея с управляющим денежными средствами и финансовым директором. Примерная форма должностной инструкции.
- Ключевые функции казначейства.
- Отдел казначейства — центр прибыли или центр затрат.
- Проблемы внедрения систем управления денежными средствами и преимущества контроля их движения.
- Организация казначейства в компаниях холдингового типа.
- Внутреннее казначейство: методы перераспределения ресурсов между единицами холдинга.
- Внешнее казначейство: методы организации работы в финансовыми учреждениями.
- Кому имеет смысл внедрять казначейство.
- С чего начать внедрение казначейства.
Управление затратами
- Управление издержками как технология повышения эффективности бизнеса.
- Понятия «издержки», «затраты», «расходы».
- Пути повышения финансовой эффективности бизнеса.
- Управление затратами как инструмент повышения стоимости бизнеса.
- Стратегическое и оперативное управление затратами.
- Классификация затрат.
- Классификация затрат для целей управления бизнесом.
- Использование классификации затрат для принятия управленческих решений.
- Калькуляция себестоимости продукции/услуг.
- Системы калькуляции себестоимости по переменным затратам и с полным поглощением затрат.
- Методика расчета себестоимости по видам деятельности (ABC Costing).
- Управление затратами и принятие оперативных управленческих решений.
- Анализ «затраты-объем-прибыль» (CVP-анализ).
- Использование CVP-анализа для принятия управленческих решений.
- Методы оптимизации затрат.
Формирование финансовой модели компании
- Базовые принципы построения финансовой модели.
- Финансовая модель, бюджет, инвестиционный план – практическое понимание и применение.
- Модель – типовая структура, последовательность «сборки».
- Риск и доходность.
- Насколько важны исключения из правил (адаптация стандартных форм финансовой отчетности, внедрение элементов управленческого учета)?
- Управленческие разрезы модели, глубина детализации.
- Как разрешить проблему мотивации инвестора (дивиденды, «плата за риск» и пр.) и отразить это в модели?
- Какие риски следует принимать во внимание?
- Различия финансовой структуры моделей.
- Использование инструментов внутреннего и внешнего анализа.
- Практическое построение финансовой модели.
- Практикум: «Расчет финансового потока по нескольким предложенным вариантам».
- Тестирование сформированной финансовой модели и формирование предложений для принятия управленческих решений.
- Динамическая модель (оценка влияния изменения различных параметров на выполнение бизнес-плана) – демонстрация различных сценариев развития.
- Доходность продуктов (картина по продукту кроме операционных расходов).
- Прибыль и ликвидность («тюнингование» модели, сглаживание кассовых разрывов) – демонстрация на примере.
- Бизнес-план и бизнес-процесс (что необходимо, чтобы финансовая модель заработала).
Контроллинг: актуальные аспекты
- Контроллинг как корпоративная навигационная функция.
- Кому и зачем нужна контроллинговая система. Основные функции и задачи.
- Функции контроллинга на каждом этапе жизненного цикла предприятия (ЖЦП).
- Обновление системы управления предприятием (ССП).
- Рациональность как ключевое понятие контроллинга.
- Задачи контроллера в зависимости от способностей менеджера.
- Сбалансированная система ключевых показателей эффективности (KPI) по Нортону и Каплану как средство управления организацией.
- Кейс: «Управление организацией по системе KPI».
- Ключевые показатели эффективности.
- Информационное обеспечение контроллинговой системы.
- Что лучше: ERP или Excel в текущих условиях санкций.
- Учетно-аналитическое обеспечение процессов управления.
- Управление отклонениями: финансовая приборная панель руководителя.
- Практикум: «Коммуникация контроллера с руководителями различных психотипов».
Управление ценностью (стоимостью) компании
- Понятие стоимости бизнеса. Определение. Концепция стоимостно-ориентированного менеджмента. Основные понятия.
- Пятнадцать факторов создания и повышения стоимости бизнеса для российских компаний малого и среднего бизнеса.
- Оценка бизнеса. Доходный, затратный и сравнительный подходы в оценке бизнеса. Методы оценки в рамках каждого подхода.
- Специфика оценки компаний в России.
- Типичные причины продажи бизнеса. Психология продавца бизнеса как важный фактор переговоров.
- Продажа бизнеса как один из этапов стратегии компании.
- Порядок действий по продаже бизнеса. Экспертиза бизнеса как предмета продажи. Предпродажная подготовка. Поиск покупателя. Как искать и найти покупателя бизнеса? Типы покупателей. Каналы коммуникации с покупателями – реклама, прямые продажи и пр. Подготовка к сделке. Сделка.
- Юридическое оформление сделок купли-продажи компаний малого и среднего бизнеса. Финансовые расчеты в рамках сделок купли-продажи компаний малого и среднего бизнеса.