Коучинг по Фрейду: в чем преимущества

Когда четыре года назад я всерьез занялась вопросами собственного развития в профессии коуча, я задумалась, чем мне могут помочь концепции Фрейда и его исследования в области бессознательного. Результатом изучения фрейдовских теорий психического аппарата стало не только изменение моего подхода к собственной работе, но и подготовка курса о технике бизнес-коучинга для одного из ведущих вузов России.

Благодаря психоаналитическим теориям и методам, я получила множество дополнительных инструментов для коучинга, расширила свой профессиональный репертуар. А мои клиенты с их помощью находят ответы на свои многочисленные «почему у меня получается именно так, а не как-то иначе?».

Благодаря четырем годам поисков и систематизации своих знаний, я могу выделить пять основных преимуществ психоаналитического метода с точки зрения практической работы бизнес-коуча:

  1. Развивает способность клиента к саморефлексии.
  2. Способствует пониманию, как личная история клиента сформировала его способность справляться с текущими бизнес-задачами.
  3. Дает возможность исследовать отношения между коучем и клиентом в рамках сессии с целью корректировки поведения клиента в его реальной жизни. Проблема клиента разыгрывается в ходе сессии через его отношение к коучу. Это и есть та реальность, которую можно исследовать относительно бизнес-задач клиента.
  4. Дает понимание важности рабочих отношений коуча и клиента.Создание безопасной среды и доверительных отношений в рамках сессии помогает клиенту говорить о том, что его действительно волнует. Коуч помогает своему клиенту встретиться со страхами, тревогами и внутренними ограничениями. Клиент ищет правду о себе, коуч создает пространство, в котором клиент сможет спокойно обращаться к своим чувствам и конфронтировать их. Таким образом, коуч развивает способность у клиента понимать себя и другого, переносит / связывает эту способность с реальными бизнес-задачами клиента.
  5. Психоаналитический коуч моделирует для клиента новый способ бытия, мышления и действий, помогает сформировать рефлексирующее коучинговое «я» и понять связь между тем, что происходит в его внутреннем мире и тем, что происходит в реальном мире решения его бизнес-задач, управления и ответственности за людей.

Работа в психоаналитическом подходе состоит из трех основных этапов:

1. Начало. Понимание того, что происходит, и оценка возможности использовать психоаналитический подход в работе с клиентом:

  • Способен ли клиент ассоциировать свободно.
  • Уровень инсайта: насколько саморефлексивным является клиент, насколько глубоко его понимание себя, насколько подвижна его психика.
  • Как клиент относится к коучу: установление или избегание контакта.
  • Способен ли клиент вынести интерпретацию, или для него достаточно простого прояснения.
  • Способен ли клиент принять интерпретацию и обработать ее во время сессии.

2. Проработка запроса. Работа с переносными и контрпереносными реакциями, которые помогают понять, в чем проблемы клиента, и как он может трансформироваться. Конфронтирование защитит и их интерпретации.

3. Финальная часть. Закрепление, формирование «рефлексирующего я» относительно запроса и организационного контекста, понимания организационной культуры и способов функционирования организации. Коуч трансформирует переносные реакции клиента на организацию.

Есть еще один важный вопрос, связанный непосредственно с методом, – завышенные ожидания от результатов работы. Можно ли с помощью инструментов психоаналитического коучинга кардинально изменить свои поведенческие привычки? Можно ли раз и навсегда разбудить в себе чемпиона, готового побеждать?

Здесь речь идет, скорее всего, о развитии некоторого набора навыков, с помощью которых человек будет стараться разрабатывать свои успешные стратегии, и именно они приведут его к целям, которые им были озвучены коучу. Тогда вопрос, сформулированный в самом начале, может быть уточнен таким образом: может ли коучинг помочь разработать некий набор успешных стратегий для конкретного индивидуума, учитывая только ему присущие психологические возможности и ограничения?

В психоаналитической парадигме изменение поведения достигается через понимание базовых внутренних конфликтов клиента. Признание эмоций в пространстве сессии и связанных с ними бессознательных блоков, которые не позволяют клиенту развить тот или иной навык, помогает осознать воздействие этих эмоций на формирование «нужного» поведения, корректировать его для достижения поставленных целей. И это – про фрейдовскую динамику психики.

А вот дальше – про экономику. Согласно фрейдовской экономической теории, психологическая энергия следует закону сохранения, энтропии и трансформации, которая увеличивает или уменьшает тенденцию к энтропии. То есть психика стремится к получению удовольствия и избеганию неудовольствия любой ценой, что для нашего главного вопроса – может ли коучинг помочь разработать раз и навсегда успешную, присущую только данному индивидууму стратегию поведения – является ключевым. И ответ на этот вопрос однозначен: нет, не может. Сколько ни убеждай свою психику, что в новой стратегии поведения и есть для нее удовольствие, она спустя некоторое время после прекращения работы с коучем, в той или иной форме, все равно будет стремиться к своим давно наработанным паттернам получения удовольствия.

А вот чем действительно может помочь психоаналитический коучинг как инструмент для развития навыков так это:

  • Призвать на помощь потенциал эмоций, возникающих у человека в связи с освоением конкретного вида того или иного навыка.
  • Помочь клиенту переработать в пространстве сессии чувство тревоги, возникающее в связи с освоением данного навыка.
  • Помочь в пространстве сессии осознать переработанные чувства и направить их в сторону корректировки / сдвига поведения, позволяющего достичь поставленные цели.

Обратите внимание скорректировать, но не изменить. Найти дополнительный источник страсти, силы, удовольствия для развития этого навыка, чтобы помочь совершить сдвиг в изменении поведения. В этом случае, реальные ожидания от коучинга могут стать основой для будущей успешной работы.

Комментарии
Главный инженер, Санкт-Петербург

Мария, Фрейд - художественная литература для людей увлекающихся психологией. Впрочем если Вашими клиентами будут экзальтированные дамы неопределенного возраста, раскрученный бренд Фрейд может сработать. Вы будете их поражать вытаскивая из их подсознания фаллические мысли и убеждать что надо отказаться от зависти к отсутствующему пенису, а они исправно приносить деньги.
Одно радует что Вы не начали свое знакомство с психологией с работ Тимоти Лири и раннего Станислава Грофа, иначе сейчас была бы статья о личностном росте через приобщение к трансцендентому опыты через прием наркотических средств.
Мария, рекомендую Вам отказаться от Фрейда через знакомство с Юнгом. Он более интересен и рационален в выводах и предположениях. А еще лучше не опираться на опыт рубежа 19-20 века и перейти к чтению более современных работ. Например есть вполне достойный отечественный автор Собчик Людмила Николаевна ее работы отвечают на все стоящие перед коучингом задачи.

Руководитель проекта, Москва

Статья написана для людей, имеющих специальное психологическое образование. Не сомневаюсь, что часть аудитории сайта соответствует этому критерию. Что делать остальным?

Researcher, Москва
Павел Фельдман пишет:
Что делать остальным?

Я не имею официального психологического образования, но изучал психологию на кафедре университета. И там мне привили стойкое убеждение, сейчас уже подкрепленное реальными "результатами", что коучинг - один из видов мошенничества.

Вот посмотрите что предлагается в этой рекламной статье автором:

1. Цитата: "...Призвать на помощь потенциал эмоций…".

2. Цитата: "...осознать переработанные чувства и направить их в сторону корректировки…".

Этот "результат" кто-нибудь может увидеть, измерить, "пощупать", оценить?

Поэтому основная задача коуча ОДУРАЧИТЬ клиента настолько насколько он будет способен ВЕРИТЬ в эту чушь.
Этому и посвящена статья (остальным). Прикрываясь громким (узнаваемым) именем рассказать о способе одурачивания и выманивания денег ...

Генеральный директор, Великобритания
Валерий Овсий пишет:
коучинг - один из видов мошенничества.

Тоже так считаю.

Только у меня давно возник вопрос, если эта штука не работает, то почему она так популярна??

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Ирина Да Роза пишет: Только у меня давно возник вопрос, если эта штука не работает, то почему она так популярна??

Почему эта штука не работает в чьих-то руках не знаю :) , может быть психологи неважные. Но психология отличается от психиатрии - это точно. Автор не раскрыл тему, и поэтому кажется, что Фрейда притянули ЗА УШИ в этой статье совершенно зря ... :)

Но КОУЧИНГ - это не совсем что-то совершенно новое в работе компании -> C той же целью работают другие методы, и любой руководитель должен с этой же целью работать со своими подчинёнными, здесь тоже нужно знать психологию - не теорию, а на основе Своего опыта руководителя.

Методы Мозгового штурма для этого тоже предназначены, ТРИЗ работает в этом же направлении, Георгий Щедровицкий немало продвинулся.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Павел Фельдман пишет: Статья написана для людей, имеющих специальное психологическое образование.

Такое впечатление, что автор писал сам для себя :)

Автор пишет в статье: ... психоаналитический коучинг. И в этой же статье есть ссылка на статью другого автора, который утверждает коуч-тренер старается!!! не заниматься психотерапией . Два разных взгляда на работу коуч-тренера ... И по поводу "Фрейд и коучинг" - это связка больше для "тонкой настройки" самого коуч-тренера, ближе к психоанализу или каким-то исключительным случаям.

По ссылке ниже: Фрейд около 100 лет назад заново открыл то, что было уже известно в восточных практиках, что бессознательное одного человека может каким-то образом воспринимать бессознательное других. Практикующий, обращая непредвзятое внимание на все, что человек делает устно и невербально, а также на свой собственный опыт, может "настроить" себя на него.

Для этого он рекомендовал практикующему отдаться собственной бессознательной умственной деятельности, в состоянии равномерно приостановленного внимания, чтобы избежать, насколько это возможно ... построения сознательных ожиданий, не пытаться что-либо исправить. И этими средствами поймать дрейф бессознательного другого человека с его собственным бессознательным. - Freud, Mindfulness and the ‘Use of Self’ in Coaching

Руководитель проекта, Москва

Поддержу коллег. Действительно. Автор, если вы готовите статью, имеет смысл определить целевую аудиторию. Для кого?

Здесь деловое сообщество. Это значит, что:

  • рассуждения по любой отрасли экономики и менеджмента и всей совокупности их производных можно проводить на любом уровне. Найдутся заинтересованные от уровня "букварь" до уровня "академик".
  • статьи о бизнес технологии следует сводить к описанию функций и подходов, но не деталей. Это касается в основном ИТ. В противном случае их уже читают единицы.

А вот статьи на иные специализированные темы следует значительно упрощать. В противном случае они полностью непонятны и вызывают раздражение.

Особенно раздражает перенасыщение терминологией, в которой не разбирается абсолютное большинство тех, кто её употребляет. Напоминает консалтинг, который у специалистов не очень популярен.

В текущем виде статья для другого потребителя.

Директор по развитию, Москва

Здравствуйте, Мария! Я тоже коуч, учившийся по программам ICF, занимаюсь карьерным коучингом работников фармацевтических корпораций. Приятно познакомиться!


Директор по развитию, Москва
Ирина Да Роза пишет:
Только у меня давно возник вопрос, если эта штука не работает

Ирина, "эта штука" работает. Я сама была клиентом в коучинге по стандартам Международной федерации коучинга (ICF), и сама периодически провожу работу с клиентами как коуч: они тоже дают обратную связь, что им помогает. Помогает - то, чаще всего, человек начинает лучше понимать сам себя, свои мотивы, свои ценности. Например, в начале работы с коучем уровень осознанности клиента: "Мне предложили открыть третье направление в бизнесе, а я, вроде, хочу, а, вроде, и не хочу". А в ходе коучингового процесса человек понимает, что, например, он больше хочет заниматься другими вещами, но не бизнесом, и принимает осознанное решение отказаться от третьего направления в бизнесе, а вместо этого - путешествовать, читать художественные книжки и учиться играть на гитаре.

Генеральный директор, Великобритания
Елена Аронова пишет:
Ирина, "эта штука" работает. Я сама была клиентом в коучинге по стандартам Международной федерации коучинга (ICF), и сама периодически провожу работу с клиентами как коуч: они тоже дают обратную связь, что им помогает. Помогает - то, чаще всего, человек начинает лучше понимать сам себя, свои мотивы, свои ценности. Например, в начале работы с коучем уровень осознанности клиента: "Мне предложили открыть третье направление в бизнесе, а я, вроде, хочу, а, вроде, и не хочу". А в ходе коучингового процесса человек понимает, что, например, он больше хочет заниматься другими вещами, но не бизнесом, и принимает осознанное решение отказаться от третьего направления в бизнесе, а вместо этого - путешествовать, читать художественные книжки и учиться играть на гитаре.

Я иногда думаю, кто эти люди которые открывают бизнес, а то и не один, в полуосознанном состоянии вместо того, чтобы играть себе на гитаре да книжки читать. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В WU Executive Academy рассказали об Одиссее и стратегическом предвидении

Как развивались бы события «Одиссеи», если бы в распоряжении главного героя уже были современные инструменты стратегического управления?

В WU Executive Academy рассказали о 10 главных навыках руководителей

Почему специалистов с необходимыми навыками находить все сложнее? 

Видео эксклюзивного мастер-класса Бена Нельсона

Американский предприниматель и основатель университета Minerva провел мастер-класс «Революция рынка труда: как современные технологии изменят лицо образования».

Новая группа МВА начнет обучение в школе бизнеса МИРБИС 7 ноября

Вечерний формат обучения по программе МВА подойдет тем менеджерам, которые не любят долгих перерывов в обучении, а выходные хотят посвящать своим увлечениям или семье

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.