Кто и как делает карьеру с российским MBA?

Иван Иванович хочет сменить сферу деятельности, расти в карьере и хорошо зарабатывать. Он даже подумывает о том, не открыть ли ему собственный бизнес. Идея кажется притягательной, но практически неосуществимой. Или нет? Кажется, он что-то слышал о том, что может помочь зарубежный MBA. Но для этого надо ехать в другую страну, совершенствовать язык, копить деньги и оставлять семью и работу на год, а то и на два… как бы так совсем не остаться ни с чем. Может, есть вариант «поближе к дому»?

В опросе Executive.ru, проведенном в ноябре 2013 года, на тему «Зачем нужен российский диплом МВА», ответы большинства участников Сообщества показали уверенность респондентов в том, что российское бизнес-образование направлено исключительно на профессиональный рост. Варианты «карьерный рост», «смена сферы деятельности» и «увеличения зарплаты» оказались на неприлично низких позициях. Видимо, из-за такого пессимистичного настроя, вторым по популярности оказался ответ, что российский MBA не нужен вовсе.

программа mba

В мини-опросе к статье «Как меняется отношение HR-ов к выпускникам MBA» приняло участие более 150 человек

Почему у российского менеджмента складывается такое суждение? Сергей Быков в комментарии на странице Executive.ru в Facebook к упомянутой выше статье отметил следующую причину: «Проблема российского бизнес-образования в том, что нет запроса от бизнеса на выпускников бизнес-школ. На Западе топовые школы рейтингуются по таким показателям, как уровень зарплаты выпускников и процент трудоустройства после трех месяцев окончания программы. Со временем и у нас все выстроится в более-менее стройную систему. В штатах это заняло чуть ли не сотню лет, раньше в Гарвард брали чуть ли не с улицы. У меня есть MBA, я не жалею, и вполне успешен в том, что делаю. Как, впрочем, и до MBA мне было грех жаловаться. Если ко мне приходит человек с любым дополнительным образованием – это плюс. Для меня это сигнал, что человек стремится к саморазвитию. Остальное, конечно, зависит от человека, его достижений и его опыта».

Кто делает карьеру, открывает свой бизнес, получает повышение зарплаты после получения диплома MBA и Executive MBA (EMBA) в России? Существуют ли эти люди? Сколько их? Редакция обратилась к выпускникам и представителям бизнес-школ. Оказалось, что сделать карьеру с российским бизнес-образованием вполне реально.

Российские бизнес-школы о карьере своих выпускников

В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП), согласно проведенному опросу выпускников в 2011 году, ROI MВА происходит в течение трех лет с момента начала обучения (с учетом инфляции и роста зарплат по экономике). Что касается резких перемен в карьере, то они происходят примерно в 30% случаев.

Согласно заявленным данным на сайте Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, у 71% выпускников изменилось служебное положение за время обучения на программе MBA, при этом у большинства из них изменение служебного положения сопровождалось карьерным ростом. Выпускники ежегодно оказываются в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров» (совместный проект Ассоциации менеджеров России и ИД «Коммерсантъ», выпускается с 2001 года). В 2012 году в этот список попало 26, а в 2013 – 33 выпускника бизнес-школы.

Высшая школа менеджмента СПбГУ пристально следит за карьерными и зарплатными изменениями всех своих выпускников. Как менялись должности и зарплаты выпускников после обучения на программах MBA и EMBA в ВШМ СПбГУ (имена выпускников и названия компаний скрыты исходя из политики конфиденциальности бизнес-школы), можно увидеть в таблице.

Изменения в карьере выпускников MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ

Программа, год окончания

Позиция до/ позиция после обучения

Увеличение доходов

1.

ЕМВА, 2009

Department Head

Увеличение на 100%

Vice-President

2.

МВА 11, 2007

Head of legal department

Увеличение на 60%

Chairman of the Board

3.

EMBA-2011

Chief engineer

Увеличение на 40%

General manager

4.

EMBA-2012

Director

Увеличение на 20%

Director

5.

DDMBA-2011

Head of department on media cooperation and trade marketing

Увеличение в 2,5 раза

Marketing and branding director

6.

DDMBA, 2010

Head Finance and Administration

Увеличение на 20%

General Director

7.

EMBA, 2010

Commercial Director

Увеличение на 15%

Vice General Manager, commercial director

8.

DDMBA, 2012

Chief accountant

Увеличение на 60%

Chief accountant

9.

EMBA, 2009

Head of development department

Увеличение в два раза

General manager, owner

10.

EMBA, 2009

Head of department on stock trade

Увеличение на 30-40%

Head of administration office

11.

DDMBA, 2010

General Manager

Увеличение на 20%

General Manager

12.

DDMBA, 2010

Head of Representative office

Увеличение на 10%

CEO

13.

EMBA, 2010

Chairman of the Board

Увеличение на 15%

Chairman of the Board

14.

DDMBA, 2010

General manager

Увеличение на 15%

General Manager

15.

MBA, 2009

Financial director

Увеличение на 50%

Executive director

16.

DDMBA, 2010

General director

Общий рост доходов на 30-40% за счет собственных инвестиций в бизнес

General director + owner

17.

DDMBA, 2010

Projects Director

Увеличение в два раза

Head of Sales Department

18.

EMBA, 2009

General director

Увеличение на 30%

Chairman

19.

DDMBA, 2011

Financial director

Увеличение на 30%

General director

DDMBA – Double Degree Executive MBA (Программа по модели двойного диплома Высшей школы менеджмента СПбГУ и HEC Paris)

Нужно ли оканчивать бизнес-школу для того, чтобы открыть свой бизнес? Определенное количество успешных предпринимателей на российский рынок поставляет Московская школа управления «Сколково». «Партнеры-учредители школы изначально делали упор на развитие предпринимателей, - говорит Екатерина Иноземцева, директор по взаимодействию с выпускниками бизнес-школы «Сколково». - Вся образовательная система выстроена так, чтобы дать максимум практических знаний и передать опыт как российских, так и иностранных предпринимателей. Среди выпускников наших программ – немало проектов, как уже ставших знаменитыми и привлекших миллионных инвестиции, так и только встающих на ноги и набирающих обороты. Это пример того, как среда бизнес-школы способствует появлению новых проектов. Для сравнения: в Стэнфорде лишь 8% выпускников открывают собственное дело, после окончания обучения в «Сколково» свой проект начинают более половины выпускников уже в первый год после выпуска. Так, например, в одной из групп ЕМВА на 41 студента пришлось 43 бизнес-проекта. При этом в последние годы мы видим большой спрос как со стороны студентов, так и со стороны крупных корпораций на управленцев, обладающих предпринимательской жилкой. Это так называемые «интрапренеры»: агенты изменений внутри компании, которые могут и желают менять привычные процессы, внедрять новые изменения. Причина подобного тренда понятна: все больше корпораций приходят к пониманию неизбежности серьезных изменений, связанных с новыми технологиями, экономической ситуацией и возрастающей конкуренцией. Менеджеры, способные эти изменения генерировать, являются по духу корпоративными предпринимателями, и здесь мы уже говорим о принципиально новом подходе к сути бизнес-образования: не учить, но изменять мировоззрение». В числе успешных MBA и EMBA выпускников «Сколково» Иноземцева назвала Елену Шифрину – основателя проекта BioFoodLab, Евгения Ларионова – основателя проекта Coffee and the City, Ирину Линник и Дмитрия Юрченко – основателей проекта «Кнопка жизни», Антона Сарайкина и Сергея Мэна – основателей проекта Innovative Trips.

Международный институт менеджмента ЛИНК на базе своей школы предоставляет возможность российским менеджерам учиться у зарубежных преподавателей Школы бизнеса Открытого университета (OUBS). Какие карьерные перевороты происходят у их выпускников? Обратимся к результатам опроса выпускников за 2013 год.

программа mba

Кликните на картинку, чтобы увеличить ее размер

В опросе принимали участие 68 российских студентов МВА Школы бизнеса Открытого университета (на базе ЛИНК) второго и третьего года обучения, 2013 год

Выпускники российских MBA программ о своей карьере

Выпускники MBA о своей карьереДенис Волков, выпускник 2006 года по программе МВА Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, специализация: «Стратегический менеджмент и предпринимательство»: До MBA я работал в представительстве корпорации Oracle в России и странах СНГ операционным/исполнительным директором департамента консалтинга Oracle CIS. Причиной моего решения пойти на МВА было стремление совершенствовать свой уровень знаний в области корпоративного менеджмента и бизнес-администрирования, а также структурировать собственный практический опыт в области управления, накопленный мною за время работы в крупных западных компаниях (около 10 лет к моменту поступления в бизнес-школу). Выбор российской бизнес-школы был продиктован желанием совмещать учебу и практическую деятельность в избранной сфере (операционный менеджмент в IT-консалтинге), продолжая работать в реальном бизнесе и применяя (и проверяя!) на практике получаемые на программе МВА знания, содействуя развитию и повышению эффективности бизнеса в компании. Получение МВА и сама учеба в одной из ведущих российских бизнес-школ позволили реализовать себя в тех областях профессиональной деятельности, которые меня по-настоящему вдохновляют. В настоящее время я совмещаю консультационную деятельность по вопросам управления (общий и стратегический менеджмент) и повышения эффективности и развития бизнеса в рамках собственной консалтинговой и тренинговой практики с научными исследованиями в избранной предметной области «управление знаниями» (которую я «открыл» для себя, кстати, именно в период обучения в бизнес-школе). Также я преподаю по данной тематике цикл дисциплин «управление знаниями в организациях», работая на должности доцента кафедры «Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте» Института компьютерных технологий МЭСИ (также по совместительству выполняю обязанности заместителя руководителя программ магистерской подготовки и МВА по направлению «IT-консалтинг»). Можно сказать, что обучение в российской школе бизнеса и получение степени МВА в прямом смысле слова изменило мою жизнь!

Выпускники MBA о своей карьереДмитрий Волошин, выпускник Высшей школы бизнеса ГУУ: До MBA я работал руководителем IT-службы в Институте системных исследований РАН. Когда грянул кризис 2008 года, я посчитал, что это лучшее время для обучения. Выбрал российскую бизнес-школу потому, что для обучения в зарубежной необходимо было прекратить работать, а я не мог себе этого позволить и не хотел. После завершения MBA я в течение одного месяца сменил работу, перейдя на позицию исполнительного директора IT-компании. Мне было интересно попробовать применить полученные знания в бизнесе, занимаясь не столько IT-производством, сколько продажами и маркетингом. Могу сказать, что у меня получилось, хотя было совсем не просто. Сейчас я работаю в Mail.Ru Group на позиции директора департамента исследований и образования. Безусловно, мои ожидания оправдались. Я ожидал получить стимул в карьерном развитии – и я его получил.

Выпускники MBA о своей карьереАнна Медведева, выпускница Школы бизнеса Открытого университета на базе МИМ ЛИНК: На момент поступления за моими плечами была работа в малом бизнесе. Я занималась маркетингом и управлением продажами, развивала стартапы. Было ощущение недостатка знаний о многих аспектах управления и, особенно, о том, как малый бизнес превратить в большой. Еще со студенческих лет я много общалась с американцами, и мне казалось, что МВА – это «путевка в жизнь» (а точнее, в бизнес, большой и настоящий). Но уезжать на учебу из России у меня не было ни готовности, ни возможности. В 2005 году я случайно узнала о возможности получить МВА дистанционно, без отрыва от работы и дома. Так я попала в ЛИНК, где предлагались две программы МВА – МВА OUBS и русскоязычная МВА Стратегия (также на базе OUBS, но с российским дипломом). Хорошее знание английского языка позволило выбрать «оригинал» и успешно осилить четыре года обучения. Удовлетворение от учебы, несмотря на нагрузку, было колоссальным. В результате, уже после первого года обучения, появилась возможность организации собственного стартапа ikra.ru (на средства инвестора). Это был неожиданный поворот в карьере, но учеба действительно вселила уверенность в собственные силы и компетенции.

Выпускники MBA о своей карьереСергей Козлов, выпускник Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: До обучения в бизнес-школе я работал в Банке Сосьете Женераль Восток заместителем генерального директора филиала в Екатеринбурге. Когда я задумался о бизнес-образовании, у меня не было желания платить даже небольшие деньги за то, что можно прочитать в учебниках. Я был готов на серьезную инвестицию в качественный продукт, и не был готов финансировать образовательные «стартапы», так как искренне убежден, что бизнес-школу мирового уровня за один-два года не построишь. В образовании нужна традиция, преемственность и ШКОЛА. Поэтому, когда весной 2008 года в Екатеринбурге услышал презентацию декана ВШМ СПбГУ Валерия Катькало о программе Dual Degree Executive MBA, то сразу заинтересовался, поскольку она полностью подходила под мои критерии: международная программа, которая сделана совместно с европейской бизнес-школой HEC Paris; программа модульная, т.е. позволяет совмещать работу с учебой. Кроме профессионального развития и новых деловых контактов, в сухом остатке прямым результатом программы считаю переезд в 2010 из Екатеринбурга в Москву, а в 2012 году – в Киев на позицию члена правления, директора по розничному бизнесу Банка «Надра», сеть которого насчитывает около 500 отделений по всей Украине.

Kalinin.jpgРоман Калинин, выпускник Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП): До МВА я был директором по маркетингу ГК «Май» (салоны красоты, учебный центр, дистрибьюция косметики). Решил получить бизнес-образование потому, что нужен был качественный прорыв – в первую очередь, в понимании бизнес- процессов (было нужно иное видение). В итоге я сменил работу, причем еще в процессе обучения. Сейчас я нахожусь на пике своей профессиональной карьеры маркетолога – возглавляю компанию «ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ». Наша ключевая услуга – маркетинговый и управленческий консалтинг. Когда готовлюсь к выступлению, до сих пор вспоминаю лекции преподавателей ИМИСП.

Выпускники MBA о своей карьереЗоя Хайло, выпускница программы EMBA Московской международной школы бизнеса «Мирбис»: Решение об обучении я приняла, будучи Партнером в аудиторской практике BDO в России. Обучение мне потребовалось, прежде всего, для систематизации знаний. Выбор российской школы был продиктован семейными обстоятельствами и тем, что рынок в России в 2009 году был нестабильным, и выпадать из тренда на два года было для меня критичным. К тому же, как показал обзор программ и преподавательского состава российских школ, национальная система ЕМВА была на хорошем профессиональном уровне и заточена под наш рынок. Зачастую, в процессе обсуждения бизнес-кейсов, у нас зарождались новые идеи, которые мы с одногруппниками продолжали обсуждать и за стенами школы. Уже после первого года обучения эти идеи я решила реализовать на практике. Одновременно с выбором темы дипломной работы я стала собственником и руководителем аудиторско-консультационной компании. Можно сказать, обучение изменило мое мировоззрение: экономические и социальные аспекты бизнеса я стала воспринимать с точки зрения собственника, получила прикладные инструменты для того, чтобы правильно действовать на рынках, выбирать необходимые стратегии, правильно работать с персоналом. По завершении обучения в родной школе я продолжаю общаться с преподавателями и выпускниками. Когда нужен профессиональный совет и поддержка, я всегда знаю, к кому обратиться.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
SuperJob назвал вузы с самыми высокооплачиваемыми выпускниками в сфере IT

Лидер рейтинга — МФТИ, средний заработок выпускников которого – 250 тыс. руб. в месяц.

VEB Ventures вложит 520 млн рублей в платформу для профориентации школьников и студентов

Сервис поможет определить запросы детей и их уровень готовности к профессиональному выбору.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ объявила результаты первого Кадрового акселератора

Представители ведущих российских компаний успешно прошли отбор в «Кадровый акселератор» ВШБ.

Школа бизнеса МИРБИС проведет презентацию МВА и мастер-класс

Программы бизнес-школы ориентированы на предпринимателей, менеджеров высшего звена и собственников бизнеса, стремящихся актуализировать управленческие знания.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: представления о различиях поколений преувеличены

Выяснилось, что для успешной работы с «зумерами», скорее, нужна не отдельная система мотивации, а корректировка ее некоторых элементов.

Компания Ventra приобретает бизнес Kelly в России

В настоящее время команда российского подразделения Kelly продолжает работать в штатном режиме.

Опубликован рейтинг самых стрессовых профессий

Профессия учителя возглавила список самых стрессовых, по мнению россиян.

По каким причинам россияне используют не все дни отпуска

Только половина россиян использует все дни отпуска в течение года.