Чек-лист: как создать идеальный онлайн-курс

Для одних онлайн-курсы — это способ получить новую профессию, приобрести навык или углубить свои познания в интересующей теме, таких людей большинство. Для других — способ заработать на собственной экспертизе, упакованной в инфопродукт. Эта аудитория также многочисленна и с каждым годом растет.

Так, по данным РБК, оборот российского рынка образовательных технологий, большую часть которого занимают маркетплейсы онлайн-курсов, в 2020 году составил 54 млрд рублей. Эксперты прогнозируют рост рынка на десятки миллиардов в ближайшие годы.

Если вы планируете продвигать свою экспертизу через онлайн-курсы, ниже рассмотрены нюансы, которые необходимо знать, перед тем как запустить собственный онлайн-проект. 

Грамотно заполненный бриф — 50% успеха

Заполнение брифа дает возможность оценить объем работы, зафиксировать договоренности и прописать дорожную карту проекта. Если привлекаете к проекту специалистов на аутсорсе, обязательно разметьте время сдачи первой итерации, дедлайны по правкам, срок сдачи проекта и договоренности по оплате. Это существенно сократит время обеим сторонам и внесёт ясность в работу.

Какие вопросы должны быть в брифе на создание онлайн-курса? Делимся универсальным шаблоном. Ответы помогут определить, нужны ли в курсе интерактив или практические задания, геймификация, видеоролики, озвучка — все, что требует времени и денег. Уяснив задачу, легко определиться с необходимыми ресурсами и рассчитать бюджет проекта.

Рассчитываем бюджет по формуле

Над разработкой курса может работать от одного до нескольких специалистов. Состав команды зависит от специфики курса и технических требований. Это могут быть: методист, дизайнер, иллюстратор, копирайтер, фотограф, видеограф, верстальщик и предметный эксперт. В роли предметного эксперта можете выступать вы сами или приглашенный эксперт.

Для расчета стоимости разработки курса можно воспользоваться этой формулой:

1 час работы специалиста x Количество потраченных часов + 1 час предметного эксперта x Количество потраченных часов = Стоимость курса

Для определения стоимости часа работы специалиста используйте данные сайта tagline — ведущего рейтингового агентства digital-рынка. Здесь указаны рыночные гонорары специалистов в сфере дизайна, программирования и управления проектами за один час работы. Например, час работы дизайнера в среднем стоит 1770 рублей. Допустим, вся работа займет 18 часов, тогда итоговая стоимость составит 31 860 тысяч рублей.

Обычно разработка курса состоит из следующих этапов:

1. Разработка структуры и сценария курса

Здесь вам понадобится помощь методолога — специалиста по разработке учебных программ. Он создает сценарий курса на основе принципов андрагогики (науки об обучении взрослых людей) и педагогического дизайна. Час работы профессионального методолога стоит в среднем 1490 рублей. Сценарий простого курса с линейным сюжетом пишут за два дня. То есть общая стоимость работы методолога составит примерно 25-30 тысяч рублей. Обязательно заложите сверху несколько дополнительных часов на редактуру и правки текста. После вычитки сценария появляются идеи, что улучшить или добавить.

2. Разработка дизайна и верстка

Час работы дизайнера стоит в среднем 1770 рублей. Простое оформление займет пять часов. Если курс включает персонажей, отрисовка каждого персонажа и локации потребует от трех до пяти дней и обойдётся в 10-15 тысяч рублей и более. Все зависит от сложности иллюстраций. В большинстве случаев дизайнеры сами оформляют слайды курса, а не просто отправляют заказчику коллекцию отрисованных картинок. Верстальщику остается настроить навигацию, добавить кнопки переходов, интерактивное меню и практические задания — тесты, обучающие игры, диалоговые тренажеры.

3. Пилотный запуск/тестирование

Пилотный запуск онлайн-курса — это генеральная репетиция перед большим стартом. Прежде чем запускать электронный курс на большую аудиторию, попробуйте «обкатать формат» на фокус-группе. Сделайте опросник, попросите людей из фокус-группы оценить визуал курса, навигацию, последовательность и логику подачи материала. Это даст вам возможность провести работу над ошибками до «премьеры» вашего онлайн-курса.

Что спросить у фокус-группы? Вот список вопросов:

  • Как курс пригодится в работе. Чему вы научились после прохождения курса? Какие материалы курса помогут вам в работе и как именно?
  • Иллюстрации и фотографии. Помогают ли иллюстрации и фотографии лучше понять предмет?
  • Структура. Насколько последовательно и логично подается информация? Есть ли ошибки и неточности?
  • Практические задания. Работает ли обратная связь, насколько реалистичны задания, есть ли очень сложные вопросы?

Обязательно заложите в бюджет сумму на пилотный запуск. Тестирование на старте сэкономит вам деньги в будущем, гораздо затратнее исправлять ошибки после запуска курса.

На чем можно сэкономить?

После сведения сметы у вас появится понимание, в какую сумму обойдется каждый этап. Если ваш бюджет на разработку онлайн-курса жестко ограничен, ниже перечислены способы экономии. Итак, на чем можно сэкономить?

Сценарий. В своем деле вы — источник глубинной экспертизы, поэтому сценарий вполне можете написать самостоятельно. Вам пригодится все, что сразу можно взять в работу без дополнительной редактуры: презентации, статьи, видеоролики, инструкции. Сложные регламенты и руководства тоже помогут, но их придётся перерабатывать в более удобный для восприятия формат. 

Дизайн. Есть сайты с готовыми дизайн-шаблонами, например Dribbble и Behance. Большой выбор заготовок на Slidehunter, PPTTemplate, Smile, Templates, PoweredTemplates и официальном сайте Microsoft. Если вы работаете в конструкторе курсов iSpring Suite, то можете воспользоваться встроенной библиотекой контента с более чем 50 тыс. заготовок: от макетов презентаций до персонажей. 

Верстка. Час программиста-верстальщика стоит в среднем 1920 рублей. На разработку простого курса с тестом на 20-25 вопросов в конце уйдет примерно пять часов. Можно на старте заказать у фрилансера разработку универсального шаблона: макет, шрифты, дизайн. Ваш курс будет выдержан в едином стиле, а шаблонами можно будет воспользоваться повторно. Фрилансеров под разработку онлайн-курсов можно найти здесь.

Настраиваем маркетинг и продажи

Сегодня на рынке есть множество маркетплейсов для размещения и продажи онлайн-курсов. Например, создавать, рекламировать и продавать курсы можно без навыков дизайна и программирования через платформу iSpring Market. Платформа поддерживает разные форматы материалов: видео, аудио, презентации, тесты, документы PDF и Word. Можно создать витрину обучающих материалов и продавать их по отдельности или объединить в учебную программу.

Курсы в iSpring Market индексируются в Google и Яндекс, потенциальный покупатель увидит курс, даже если просто будет искать что-то по данной теме. Платформа интегрирована с Яндекс.Метрикой и Google Analytics, а значит, вам будут доступны детальные отчеты: сколько вы привлекли клиентов и заработали денег, какие каналы продвижения приносят трафик и какие курсы пользуются спросом.

Кроме того, на iSpring Market можно проводить вебинары, устраивать скидочные дни и распродажи курсов, автоматически отправлять ученикам сертификаты по завершении курсов и многое другое.

Зарабатывать на собственной экспертизе — реально! Получить 14-дневный бесплатный доступ к платформе iSpring Market, создавать и продавать свои первые онлайн-курсы можно прямо сейчас! 

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Резвов, Антон Рогов
Технический директор, Санкт-Петербург

Стоит вопрос выбора платформы для онлайн-курсов, особенно важны возможности интеграции по API. 
Думал, может поможете советом как эксперты в своей области, но в контактах автора контактов нет, личные сообщения почему-то на сайте поломаны, в фейсбуке не отвечают, как можно связаться?

Прим. ред.: передали ваш запрос, с вами свяжутся в скором времени

Антон Рогов +137 Антон Рогов Аналитик, Москва

Важно, чтобы ещё желающие пойти на такие курсы были, ведь важно для обучающегося, в первую очередь, даже не цена, а атмосфера.

Технический директор, Санкт-Петербург
Алексей Резвов пишет:

Стоит вопрос выбора платформы для онлайн-курсов, особенно важны возможности интеграции по API. 
Думал, может поможете советом как эксперты в своей области, но в контактах автора контактов нет, личные сообщения почему-то на сайте поломаны, в фейсбуке не отвечают, как можно связаться?

Прим. ред.: передали ваш запрос, с вами свяжутся в скором времени

Ребята в скором времени связались, все рассказали.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.