Как наработать навык «глубокого погружения» в тему?

Однажды, за короткий промежуток времени, где-то в границах одной недели, мне задали три вопроса, которые заставили меня задуматься.

Вы юрист? – спросили меня в Торгово-промышленной палате, после рабочей встречи по продвигаемому нами законопроекту, разрешающему страховать ответственность экспедиторов и перевозчиков.

Вы программист? – спросили коллеги по транспортной отрасли во время кофе-брейка после моего выступления с презентацией нашего IT-решения для логистики.

Вы психолог? – уточнил у меня кандидат на руководящую позицию после полуторачасового финального собеседования.

Почему эти вопросы заставили меня задуматься?

Потому что ни по образованию, ни по должности я не был юристом, программистом или психологом.

Конечно, все знать невозможно. Однако, при подготовке к новым проектам или выступлениям, я научился за короткий промежуток времени нарабатывать необходимые знания в требуемой области, изучая матчасть, слушая экспертов и читая нормативную документацию.

Это, конечно, не фундаментальные знания, которые люди получают за годы учебы по специализации, но такие для моих практических задач и не требуются. Задача состоит в другом: в конкретной и ограниченной области наработать экспертность, которая позволит спокойно, не только на равных общаться по этой теме с профильными специалистами, но и даже лучше них разбираться именно в этой части.

Дело в том, что я никогда, к примеру, не буду знать право так, как это знает дипломированный юрист, но при спорах и обсуждениях конкретно на тему страхования ответственности перевозчиков, я легко веду дискуссию, аргументируя свою позицию номерами статей и пунктами законов как первоклассный юрист.

Я чуть ли не дословно выучил нужные отрывки статей гражданского кодекса, устава автомобильного транспорта и закона об экспедиторской ответственности, а также несколько подзаконных актов.

Для этого даже не нужно читать все эти объемные документы. Нужно изучить только те их части, которые посвящены именно вашему вопросу, а также почитать комментарии экспертов и профильных юристов.

Потом структурировать информацию в виде коротких тезисов, очистив от воды, которой, как правило, много.

Далее отточить полученные знания в беседах, выступлениях и круглых столах с экспертами в данной сфере, – и вот вы профи в новой для себя области, пусть и в очень узкой!

Схожий подход я использую и при подготовке к презентациям наших IT-продуктов. Можно просто получить готовую презентацию и механически ее прочитать по слайдам или заучить тезисы, не вникая в суть того, о чем ты говоришь. Но, во-первых, я искренне интересуюсь IT-направлением, а во-вторых, понимаю, что после выступления могут быть вопросы из зала или от модераторов. Поэтому перед таким выступлением я провожу несколько встреч с нашими продакт-менеджерами и IT-специалистами, прошу их подробнее рассказать о продукте, как он работает, его архитектура, каковы его преимущества и ограничения. Я моделирую самые каверзные вопросы, которые потом могут задать и мне.

Еще один лайфхак проработки узкой экспертности – это владение профессиональной терминологией. Не поленитесь изучить минимальный глоссарий новых слов и терминов из этой области, будь то мир финансов, информационных технологий или гражданского права. Уместное применение терминов с пониманием их сути сразу выделяет вас, как человека разбирающегося в проблематике.

Навык такого глубокого погружения на входе требует достаточно больших энергозатрат, поскольку мозг человека устроен таким образом, что все новое вызывает ощущение «темного леса», и долгое время им отторгается как ненужная и незнакомая информация. Выход из зоны комфорта в чистом виде.

Важно этот момент преодоления порога незнания в себе отследить, и немного пересилить себя, заставив вникать в пока еще непонятные дебри новой сферы. После нескольких прогонов и обсуждений информация уляжется и станет доступной.

Немного похоже на отточенный в студенческие годы навык написания курсовых и дипломных работ. Учитесь искать нужную информацию и вычленять суть, не тратя время на остальное.

Минусов у такого подхода немного, но они все же есть

Если вы топ-менеджер или предприниматель, важно соблюсти баланс погружения, поскольку при более глубоком вникании есть риск заместить собой нанятого специалиста, что является ошибкой и нерациональным использованием своих личных навыков и времени. Совет простой: делегируйте, но разбирайтесь в том, что делегируете.

Потратьте необходимый минимум времени, чтобы понимать, о чем речь и общаться на одном языке, но дальше идти не нужно, кроме тех случаев, когда у вас либо стартап, либо нет нужного специалиста.

Какие плюсы дает глубокое погружение в тему?

Во-первых, вы расширяете свои знания, причем делаете это в прикладной для своей компании или бизнеса области.

Во-вторых, вы говорите на одном языке с профильными специалистами, что позволяет отстаивать свою точку зрения и не дает вас запутать.

Ну и наконец, это просто профессионально. Не зря говорят, что хорошая подготовка уже половина победы!

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Ирина Семенова +460 Ирина Семенова IT-менеджер, Москва

Автор пишет:

"Навык такого глубокого погружения на входе требует достаточно больших энергозатрат, поскольку мозг человека устроен таким образом, что все новое вызывает ощущение «темного леса», и долгое время им отторгается как ненужная и незнакомая информация. Выход из зоны комфорта в чистом виде.

Важно этот момент преодоления порога незнания в себе отследить, и немного пересилить себя, заставив вникать в пока еще непонятные дебри новой сферы. После нескольких прогонов и обсуждений информация уляжется и станет доступной.

Немного похоже на отточенный в студенческие годы навык написания курсовых и дипломных работ. Учитесь искать нужную информацию и вычленять суть, не тратя время на остальное."

.....

Все сказано верно. Только название не соответствует содержанию.

Это не глубокое погружение в тему, а изучение азов. Терминологии, основных подходов, некоторых приемов, проблем.... По верху. Для глубины нужны годы.

Менеджер их не имеет. Он вовлечен и решает очень широкий круг вопросов. Очень широкий. И вынужден за день переключаться с одного на другой буквально каждые 30 - 60 минут.

По этому поводу писал Минцберг. Десять ролей Менеджера.

Я специально вела дневник своих ролей. Постояное переключение. Не до глубины.

Очень редко, обычно на выходных, а чаще в отпуске, можно спокойно изучать отдельный вопрос по книгам, статьям.

А так, все на бегу, наскоком, быстро. Некогда ходить в институт 5 лет. Решение требуют сегодня

Генеральный директор, Москва

Еще один лайфхак проработки узкой экспертности – это владение профессиональной терминологией. Не поленитесь изучить минимальный глоссарий новых слов и терминов из этой области, будь то мир финансов, информационных технологий или гражданского права. Уместное применение терминов с пониманием их сути сразу выделяет вас, как человека разбирающегося в проблематике.

 ... на уровне понимания некоторых терминов. Есть много анекдотов на эту тему.

Эксперт, тем более - узкий, должен досконально разбираться в обсуждаемой области, чтобы его советы и предложения чего-то стоили и кому-то помогали. Этого невозможно добиться без практического опыта решения соответствующих проблем с положительными и отрицательными результатами и работой над ошибками.

Но немного удивляет логика изложения материала статьи. Почему глубокое  знание предметной и профессиональной терминологии не первый абзац в перечне требований, а где-то в списке лайфхаков?

Аналитик, Москва

Тема и интересная, и нужная. И самое, на мой взгляд, важное:

Потратьте необходимый минимум времени, чтобы понимать, о чем речь и общаться на одном языке, но дальше идти не нужно, кроме тех случаев, когда у вас либо стартап, либо нет нужного специалиста.

Иначе, вы будете смешны среди профи, но есть риск собрать вокруг себя полных профанов, как всезнайка.

Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Где тот баланс, чтобы погрузиться, но при этом не забуриться в тему - вот главный вопрос. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Святослав Иванов пишет:

Где тот баланс, чтобы погрузиться, но при этом не забуриться в тему - вот главный вопрос. 

Я его увидел у автора в статье. Статья на отлично!

Генеральный директор, Москва

Очень хорошо, что автор креативен и отличается отличной памяти. Но то, что описал, трудно назвать "глубоким погруженеим в тему". Мне это больше напомнило мимикрию хамелеона.

И в этом нет ничего плохого! Если подобная маскировка, приносит автору успех, то мы можем только порадоваться за него.

И слегка отрицательное впечатление от статьи, вызвано не самой статьей, а разным пониманием читателями термина "глубокое погружение".

По идее, статья должна была называться

Что нужно делать, чтобы тебя везде считали своим?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Я слышал мнение, что было важно не то, что вкалывают, а оцифровка населения, то есть QR-код кажд...
Все дискуссии
HR-новости
40% россиян предпочитают работать летом удаленно с дачи

Мужчины реже, чем женщины, выбирают дачу в качестве локации для удаленной работы.

Сколько россияне планируют потратить на летний отпуск

Наибольшую сумму на летний отпуск планируют потратить работники автомобильного бизнеса.

Только 16% россиян довольны своей зарплатой

Больше половины опрошенных россиян хотели бы зарабатывать в полтора раза больше, чем сейчас.

40% крупных компаний усилят развитие своего HR-бренда

Главной задачей HR-бренда специалисты считают удержание сотрудников, а также оптимизацию стоимости подбора кандидатов