Как информационное пространство меняет восприятие потребителей


Я современный человек.
Человек тысячелетия,
Цифровой и некурящий,
Разносторонний, мультикультурный, постмодернистский деконструкционист
Политически, анатомически и экологически неправильный…

Додрж Карлин. Отрывок миниатюры «Современный человек».

Мы участвуем, следовательно, мы существуем, – это новая реальность?! Это преграда? Это бессилие? Это новый принцип? Что это!? Назовем это – медийным пространством. Пространством, в котором основной способ передачи энергии – информационный. И все основные элементы передачи энергии: эмоции, чувства, отношения, товары, деньги, – в первую очередь, существуют и передаются информационно.

И, какой Он? – Новый потребитель, растущий и развивающийся в этом пространстве!? Который, то вовлечен, то наоборот, демонстративно апатичен, то ведет себя эмоционально, а то холодно-поверхностно …

Вопросы, связанные с изменениями внешней среды, в широком смысле этого понятия, - это вопросы социальные, экономические, политические … но, кроме того, это еще и вопросы успеха каждого, отдельно взятого, бизнеса.

Метафора о «глобальной деревне» становится почти реальной: люди, объединенные общим информационным пространством, видят и знают поступки друг друга, и ведут себя соответственно, - «как в деревне». Но, этот эффект сдержан тем, что можно назвать общей «костностью» - нечувствительность к внешним обстоятельствам. Необходимая, и где-то даже вынужденная, инертность, - определили наша «глобальную деревню», и стала своеобразной защитой от постоянно поступающих из разных источников сообщений, лозунгов, и просто эмоций. Вот такой вот «always online, always share».

Одновременно, это время пространственного дуализма. Что это такое? – Медийное пространство вокруг своего пользователя, одновременно сжимается и расширяется. И, вместе с ним, сжимается и расширяется, восприятие пользователем всего вокруг. Этот дуализм восприятия ориентирован не только на философское обсуждение, но имеет значительное влияние на то, как потребитель воспринимает рынок. Какие новые ожидания у него появляются, что становится важным, а что уходит на второй план – в принятии решения о покупке, в проявлении лояльности к товару и компании. Поэтому рассмотрим дуализм восприятия подробно.

Восприятие сжимается. Значительно. Да-да! И это вопреки постоянно растущей глобализации! Но восприятие сжимается не как вынужденное ограничение, а как вынужденное дозирование.

Стиль жизни в целом и отношение к ней, ее понимания, становится более «капсульным». Не в географическом или социальном отношении, а в информационном – в том, как мы воспринимаем и трансформируем для себя окружающее и окружающих. В том, как внешний поток проходит через наше сознание. Современный житель мегаполиса становится (и стремится) быть более «специализированным», и «заточить» свой стиль жизни с помощью индивидуальных атрибутов: личный аккаунт (в чем бы то ни было), персональная программа (чего бы то ни было), свобода передвигаться, работать, отдыхать (как и куда бы то ни было). Назовем это явление – информационным индивидуализмом.

Было время, когда индивидуализм считался роскошью, граничащей с социальным преступлением. Теперь это атмосфера, в которой мы все живем: даже если «участник», этого не хочет, что-то «персональное» всегда его «найдет». Для старших поколений это менее существенно. Для более молодых «миллениумов», так вопрос вообще не стоит, для них персонализация это даже не «маствхэв», это непреложная деталь любого продукта. Увидев тот продукт, или то место, где сразу же не предлагают персональную программу, в каком бы виде и под каким соусом, эта программа не подавалась бы, - «миллениум» искренне удивится. Как если бы удивились мы (люди, более старших поколений), придя в магазин, и увидев продукты без упаковки, лежащие на витринах «вразвал». Мы не просто удивились бы, мы скорее испытали что-то вроде «замещения» реальности. Как будто какое-то привычное явление перестало быть таковым, как будто нарушился какой-то физический закон.

В ближайшее время и впредь, таким же инородным будет казаться тот продукт, где есть «общий знаменатель», где приходится «как все». Избалованность! – скажите вы. Но, считаете ли вы избалованностью – возможность приобретать продукты в удобной одноразовой упаковке!? Можно сказать больше: это необходимость! Необходимость, которая получилась от чисто онлайнового – «фильтровать контент». И теперь начинает охватывать и все остальные сферы рынка. А вы еще помните, как сложно было найти нужное объявление в колонках газет, да еще мелким убористым почерком? – Вот! И как сложно было выбрать, какое из объявлений – лучшее для тебя. Это читая аналогия.

Так и зачем мы порой заставляем наш бизнес «плевать против ветра», как будто он существует, чтобы кому-то доказать, что все лучшее – чтобы было по-старому, чинно, благородно!? Зачем мы намеренно ставим наш продукт в длинную серую очередь газетных объявлений, где его так сложно найти и понять!

Да, раньше вполне считалось преимуществом – быть «как все», ну или не «как все», а хотя бы как такой, такие, такое... Даже при западном расцвете и развитии индивидуализма, были продукты для бедных, богатых, скромных, сдержанных, даже для «бедных и гордых» и так далее. Никогда до этого не было продуктов «для меня» и «для него», да и не могло быть! Мир был (и остается) полигоном массового производства. И, маркетологи, на стыке веков, «схватились за головы»: Как так сделать, чтобы продукт производился массово, и был при этом индивидуальным!? Механически, экономически – никак. Невозможно. Это уравнение, не имеющее решения. Но, информационно, внутри медийного пространства – вполне. Ответ может быть, наконец, найден, когда это пространство так плотно «взялось» за все сферы нашей жизни. Продукт может обладать информационным индивидуализмом. Когда к каждому продукту прикрепляется хотя бы «квант информации», этот самый квант и можно сделать индивидуальным.

Поэтому, создавая или модифицируя ваш бизнес и ваш продукт, задайтесь вопросом: А имеет ли он такой «квант»?! – Информационного индивидуализма! Но, индивидуализм должен быть «соткан» именно из информации. Если вы будете делать ваш продукт индивидуальным, в основе своей, вы просто разоритесь на его производстве, будь то одежда, финансовые услуги, продукты питания, или путешествия.

Но, информационный индивидуализм, как это и следует из самого названия, для каждого продукта, должен быть свой. По-настоящему, свой. Недостаточно просто прикрепить к вашему бизнесу (продукту) аккаунт в «чем-то там» и обеспечить индивидуализацию, как: заходи, регистрируйся, получай порцию индивидуальности. Нет, это не индивидуальность, а бездумное тиражирование средств онлайн продвижения. Вы должны «затянуть пояс» в представлении вашего продукта так, чтобы он действительно казался (и отчасти, был) индивидуальным. Информационно индивидуальным. А уже основу для этого, придется искать исходя из особенностей вашего бизнеса (продукта).

Восприятие расширяется. Не менее стремительно, чем сжимается. Расширение, с одной стороны, ведет к «размыванию» границ пространства: личного, социального, корпоративного. И, одновременно, ведет к возможности получения информации и опыта, - в глобальном масштабе. Да-да! Глобализация все-таки есть, и ее не может не быть!

Во-первых, сначала это приводит к иллюзии о доступности во времени и в пространстве. То есть, если нужно, то прямо сейчас. А если и где-то, то обязательно здесь. Проще говоря, - здесь и сейчас. И никак иначе!

В этом контексте, более старшие поколения зачастую (и вновь!) отказываются понимать «нахальство» «миллениумов», потому что иллюзия о доступности очень быстро трансформируется у них в правило, а затем и в требование. Что вполне естественно, когда человек рождается и вырастает в среде с определенными качествами, он уже воспринимает эти качества как должное.

В этом смысле, восприятие расширяется. Когда «мир» для пользователя должен быть доступен. Весь «мир». Прямо сейчас! И, также как и в случае с индивидуализацией, это возможно только на информационном уровне. Именно на информационном уровне, когда пользователь представляет ваш продукт, он автоматически должен подумать, что может сделать «это» (купить, померить, заказать, изучить, вернуть, выбросить), - прямо здесь и сейчас.

Недостаточно, чтобы вашу компанию (продукт) можно было бы найти с помощью поисковика и сделать онлайн заказ. Это, конечно, тоже информационная доступность, но находящаяся уже на базовом уровне. Кроме этого, надо дать вашему пользователю нечто большее. Еще доступности. Как можно больше доступности!

Пусть ваш продукт будет информационно хотя бы чуть легче, удобнее, чем ваши конкуренты. Это тоже расширение доступности. И, если кто-то сомневается, что возможно еще легче, то посмотрите на эволюцию молочных упаковок: чем дальше, тем легче брать, хранить, открывать, закрывать, выбрасывать и утилизировать. Это не значит, что вам нужно менять именно упаковку, хотя это иногда тоже может скрывать потенциал для развития. Делайте продукт более доступным информационно, если вы уже перепробовали все способы улучшить его физически. Здесь может быть использован принцип «кто нам мешает, тот нам и поможет», ведь у покупателя со временем развивается все больший дефицит внимания и запоминания. Поэтому, можно начать с того, насколько быстро пользователь может вообще понять, что ему предлагают. И, как он может это использовать. И, хорошо ли это для него!? Ищите потенциал в информационном представлении продукта. Ведь иногда, продукт можно сделать информационно более доступным, всего лишь сменив на вывеске слово «ресторан» на слово «кафе». Не поменяв ничего остального.

Медийное пространство формирует не только новый способ восприятия, но это еще и новый способ поведения. Что значит поведения? – То, как вы структурируете свое время. Как, с кем, для чего и с каким настроением вы проведете свой день от момента открытия глаз утром и до момента засыпания вечером. Это новый способ передачи энергии не только в макро масштабе. А еще и между человеком и человеком, клиентом и компанией, сотрудником и работодателем и во многих других привычных рыночных связях. Пространство, которое «соткано» из различных потоков медиа, или различных видов информации, обладает феноменальной эластичностью. Медийное пространство растягивается до глобальных масштабов, и сужается до вашего «я», в том запросе, который это «я» сейчас создает.

Продукты медийного пространства охватывают все большие сферы нашей жизни: работу, отдых, отношения, хобби, поиск нового опыта, забытье или бегство от повседневного, - в этом выражается обширность его воздействия. А то, что грань между реальной жизнью и жизнью в медийном пространстве, становится все менее уловимой – выражает глубину его охвата.

Наверное, не стоит морализовать это явление или задаваться излишним поиском причин. Просто наш мир так развивается. Возможно, это как-то связано с общим истощение материальных ресурсов (ископаемые, территория, вода, финансы) или ростом популяции человечества в целом, когда материальных предметов «на всех» не хватает. И, как следствие некоего «глобального замысла», на первые позиции, постепенно выходят виртуальные ресурсы в виртуальном пространстве, которых вроде бы должно хватить на всех.

Морализация здесь вообще не причем. Главное, что действительно стоит делать – это оценивать такие явления и ставить их в основу вашего бизнеса.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.