Сергей Ромашкин: Как остаться здоровым и богатым: 11 советов руководителю

Сергей Ромашкин, генеральный директор «Дельфин»

Известие о болезни С.Джобса в декабре 2008 года снизило котировки Apple на 11%. Рынок оценил здоровье лидера компании в десятки миллиардов долларов капитализации.

Известно, что работа руководителя сопряжена со значительными психоэмоциональными нагрузками. Директор, работающий по 10-12 часов, участвующий в десятках встреч, совещаний, отвечающий на десятки звонков по двум телефонам, просто перегружен контактами.

Выжатый как лимон он возвращается вечером в семью, и вместо разговоров с женой и детьми мечтает побыть один. Он истощен, ему надо отдохнуть и расслабиться. Семья видит лишь тень папы и старается не беспокоить его. Вот как тяжело папа работает, ему надо отдохнуть! Но даже здесь он продолжает отвечать на телефонные звонки, непрерывно думает, анализирует проблемы, и пишет план на завтра.

Грань между работой и отдыхом отсутствует, напряжение растет, нарушается сон, появляются хроническая усталость, синдром 'выгорания'. Семья также недовольна фактической 'потерей кормильца' для совместной жизни.

Известные народные способы снятия напряжения, а также алкоголь, хороши только как временная мера... А завтра измотанный директор снова на боевом посту и так год за годом. Сотрудники вместо сильного, энергичного лидера видят усталого раздраженного человека, и работают спустя рукава. Драйва нет ни у директора, ни у компании.

Считается, что эффективный директор – это такой «мозг» компании, профессионал в своем деле, аналитик-интеллектуал. На самом деле эффективность зависит от трех составляющих: физическая способность совершить заданный объем работы, эмоциональная энергия лидера, интеллект.

Что делать? Начнем с простого.

1. Определить свой предел нагрузки и попробовать контролировать его (так делают спортсмены)

Не бегите марафон, если ваш предел – полчаса бега. Мой предел по телефонным разговорам – 60-65 контактов в день. Дальше я начинаю терять нить разговора, плохо соображаю, и толку в этих разговорах нет. Если вам ежедневно поступает больше звонков, чем вы можете принять, берите на работу секретаря, который отсортирует важные/неважные звонки. Не устраивайте 10 совещаний в один день, если не можете вынести более 2-х. Сотрудники скажут вам спасибо.

…Как меняются «результаты» с возрастом – вам решать. Десять лет назад я мог обработать 90 звонков в день и не потерять сознание. Старость – не радость:)

2. Делегируйте полномочия

Делегирование позволит вам отдыхать, в то время как ваш заместитель принимает решения. Тема делегирования хорошо изучена в теории менеджмента, но здесь мы говорим только о влиянии заместителя на ваше здоровье. Это даже не вопрос управления, это медицинский факт. У вас в анамнезе нет ни секретаря, ни заместителя? Тогда вам – конец!:)

(«Доктор, я буду жить?» «А смысл?»)

3. Разделить рабочее время и время отдыха, в том числе в кругу семьи?

Это невозможно, даже не пытайтесь. А, впрочем, вдруг получится? Попробуйте для начала выключить мобильный телефон на выходные дни. Получилось? Совесть не мучила? Тогда идем дальше.

4. Внутренняя дисциплина

Многие думают, что босс – самая свободная профессия на Земле. Начальники приходят на работу когда хотят, уходят – тоже, делают что хотят... На самом деле, директор (мы, конечно, говорим о мастерах своего дела) – самая несвободная профессия. Он помнит обо всем, он всем должен, его рабочий график расписан на месяцы вперед. Даже если вам показалось, что ваш директор сидит и ничего не делает, даже в этот момент он несет ответственность! Кто не жил годами с этой ответственностью и риском – не поймет.

Важно: чем сложнее жизнь вокруг вас, чем больше людей рядом, тем выше должна быть внутренняя дисциплина. Противостоять хаосу бизнеса можно только внутренним порядком. Если вы запланировали уйти с работы в 19, это надо исполнить. Если вы сами решили, что это – предел нагрузки, бороться с хаосом дальше бесполезно, отдыхайте, завтра будет новый день. Бег на длинную дистанцию - это дисциплина. Можно из последних сил пробежать еще один «круг» сегодня, но лучше завтра пробежать еще двадцать кругов. Читайте про тайм-менеджмент.

5. Баланс нагрузок

Наш организм должен уравновесить нервную нагрузку физической работой. В физиологию окисления норадреналина вдаваться пока не будем. Пробежка вечером позволит вам снять рабочее напряжение и улучшить сон. Сколько бегать – решайте сами. Полчаса - час, в зависимости от вашей беговой формы. Многие бегают с утра, но для снятия дневного напряжения нужен вечерний бег. В качестве бонуса – бегая, можно снизить вес.

6. Поддерживаем баланс расходования и пополнения энергии

Если вы все время отдаете энергию, запас скоро закончится. Необходимо получать, запасать энергию. Обычно это происходит, когда вы занимаетесь любимым делом: книги, кино, что там еще… Погладить кошку… Если вам не 20 лет, вы сами знаете как «зарядиться». Можно просто побыть одному, и баланс со временем восстановится. Время, проведенное с детьми, с семьей, также является источником положительных эмоций и восстанавливает ваши силы. Попробуйте.

7. Не думать. Остановить внутренний монолог

Освободиться от тревожных и навязчивых мыслей, отравляющих организм. Это сложно, но достижимо. Множество духовных практик (медитация, например) основываются на этой простой идее и умеют достигать нужного результата. Забыть все, что происходило сегодня, и что нельзя уже изменить. Принять то, что случилось. Не сожалеть ни о чем и даже не думать. Перестать «пилить опилки». Покинуть «поле боя». Завтра будет новый день и новые возможности. Будем решать проблемы по мере их поступления. Если вы не выкинете вечером плохие мысли из головы, сон будет тяжелым, настроение с утра - таким же. Прочитайте хотя бы «Как перестать беспокоиться и начать жить».

8. Если дома вы продолжаете думать о работе, попробуйте резкое «отключение» на короткое время

Пара дней – уже хорошо. Распространенный вариант – экстремальные виды спорта: горные лыжи, прыжки с парашютом, триатлон. На любителя, но голову прочищает здорово.

9. Изучение цикличности нагрузок в вашем бизнесе, подготовка организма к пику формы перед ростом нагрузок

В туризме, например, пик нагрузок топ-менеджеров, вероятно, февраль-март-апрель: договорная работа с отелями, подготовка отраслевых выставок, обновление IT решений и другое. Но это – не навсегда! Осень будет спокойнее. Значит, надо ударно поработать весной, следуя жесткому плану сна, отдыха, отбросив все лишнее (телевизор, дружеские посиделки), а осенью вернуться к привычному образу жизни. Семье сказать прямо: до июня вы меня не увидите. Все это, конечно, годится для «пляжных», летних компаний. Если же вы – туроператор по горным лыжам – все наоборот, работаем зимой, отдыхаем летомJ Чередование циклов нагрузки и отдыха позволит вам работать долго и счастливо.

10. Сон и питание

Тут все банально и хорошо известно: высыпаться, есть здоровую еду 4-5 раз в день. Но так, кажется, никто не делает, не получается. Все равно пробуйте! Рано ложиться и рано вставать. Кажется, время «сов» в бизнесе заканчивается. Они все равно вынуждены вставать рано и подбадривать себя чашками с кофе весь день. «Сова» - это не приговор, меняйте свой режим под рабочую задачу.

11. Отпуск

Надо отдыхать. Кому-то достаточно двух недель, лучше – три. Тема эта хорошо изучена, повторяться нет необходимости. Руководитель с мобильным телефоном в трусах и планшетом под мышкой вряд ли отдохнет. Только время зря потратит… Пусть работает дальше.:)

Мне нравится сравнение работы руководителя и спортсмена-профессионала. Здесь и циклические «тренировки», и настрой на победу, и выход на пик формы. Но карьерный путь директора не заканчивается в 30-35 лет, как у спортсменов высокого класса. В отличие от спортивного марафона управленческий марафон может длиться 40-50 лет (столько работают руководители на своем посту).

Сохранив здоровыми свое тело и дух на этой длинной дистанции, вы получите больше удовольствия от жизни, сможете принести пользу своей компании и сделаете счастливыми ваших близких.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.