Олег Мусин: Внедрение системы бережливого предприятия. С чего начать?

Олег Мусин

Хочет ли этого директор и собственник? А понимает ли директор и собственник, что для достижения целей им надо учиться и переучиваться вместе со всеми своими сотрудниками? А кто поставит эти цели, т.е. кто обладает видением светлого будущего бережливого предприятия? Кто разработает тактику и стратегию достижения поставленных целей? И самое главное кто разработает поэтапную программу внедрения системы бережливого предприятия и научит?».

Отсюда следует очевидный и простой ответ на поставленный вопрос: «Начинать надо с конца!».

Попробую объяснить свою мысль через постановку сопутствующих поставленному вопросу других вопросов, способствующих выработке Понимания самого понятия «система бережливого предприятия» таких как:

  1. Что такое система предприятия и в чем отличие инновационных систем, придерживающихся концепции «бережливого» производства, будь – то разработка или производство продукции или услуги от традиционных систем «массового» производства?
  2. От кого зависит совершенствование или развитие системы предприятия – от собственника, менеджеров или рабочих?
  3. Для чего это надо владельцам системы предприятия?
  4. Сколько времени и ресурсов потребуется для преобразования традиционной системы предприятия, организованного и управляемого по принципу «массового» производства на систему «бережливого» производства?
  5. Что получится в результате этих преобразований, а главное что это даст – собственнику, менеджерам и рабочим?
  6. Кому поручить, и как провести эти мероприятия?

Почему я начал статью с постановки этих вопросов? Ответ очевиден и прост. Слишком много развелось компаний и консультантов, как отечественных, так и иностранных, владеющих отдельными инструментами по совершенствованию определенных процессов и заявляющих в своих статьях, что только они обладают «истинными» знаниями по решению всех проблем предприятий. Причем эти методики отработаны иностранными «гуру» международного менеджмента, и чем более эти методики выглядят иностранными, тем большим успехом они пользуются на постсоветском пространстве.

Например, ваш покорный слуга, на протяжении нескольких лет проводит корпоративные занятия по бережливому проектированию, применению методов функционально – стоимостного анализа при разработке и производстве продукции, а доморощенные консультанты утверждают, что такие семинары проводятся только в компаниях Боинга и в Тойоте…

Опять же хотелось бы задать вопрос: «А много ли вы знаете иностранных «гуру», имеющих четкую и системную программу реализации проекта по переводу предприятий на бережливую производственную систему?». У меня например есть 5-ти уровневая программа межфункционального обучения и внедрения системы бережливого предприятия под названием ТРиСС (теория развития и совершенствования социотехнических систем), которую совместно с директорами мы реализовываем на некоторых предприятиях.

За державу обидно – холуйство и преклонение перед всем иностранным – это черта, по-видимому, в славянской крови и генах. Обидно, что мало кто помнит, наших отечественных Гуру, таких как: Гастев, Альтшуллер, Соболев… Кого посадили, кого расстреляли… И это, к сожалению, закономерный исход отечественной научной элиты. А ведь многие наработки наших соотечественников легли в основу знаменитых на весь мир концепций, таких как: «производственная система Тойоты», «теории очередей», «функционально – стоимостного анализа»...

Знания, которые дают нам иностранные компании и наши доморощенные консультанты, пропагандирующие их Знания, не дают нам Понимания. Понимания того, чем например: Понятие «Совершенствование» отличается от понятия «Развития» или чем совершенствование элемента системы, отличается от совершенствования системы и всегда ли совершенствование одного из элементов системы приводит к совершенствованию самой системы…. Хотелось бы отметить, что в русском понимании слово «Знание» – не равнозначно слову «Понимание», так же как слово «Совершенствование» - не равнозначно слову «Развитие».

Например: Путин пытается совершенствовать систему госуправления, а в результате вместо социально – экономического Развития государства, мы наблюдаем его деградацию. Аналогично и с отечественными предприятиями. Почему? Потому что цель совершенствования элемента системы, заключается в согласовании параметров этого элемента с существующими параметрами системы, что не ведет к качественному изменению самой системы и ее основных свойств, будь – то государство или предприятие. А целью развития системы является качественное изменение элементов системы с целью качественного улучшения основных свойств системы. Я считаю, что рассмотрение выше перечисленных мной вопросов и ответы на них, поможет вам определиться:

  1. Что такое система бережливого предприятия?
  2. С чего начать и надо ли?

Итак, начнем по порядку.

Вопрос №1

Что такое система предприятия и в чем отличие инновационных систем, придерживающихся концепции «бережливого» производства, будь – то разработка или производство продукции или услуги от традиционных систем «массового» производства?

На первый взгляд – очень простой вопрос. Но из практики знаю, уже одно слово «система» при общем вроде бы понимании этого слова вызывает затруднения в определении понятия самого слова. Поэтому считаю необходимым сформировать определение понятия слова «система», т.к. в понимания и определении этого слова лежит ключ к ответу определенному названием статьи.

Системаэто множество взаимосвязанных элементов, необходимых для выполнения системой заданных разработчиками свойств, которыми не обладает ни один из элементов входящих в эту систему.

Прежде чем перейти к следующему под вопросу о понятии «система предприятия», необходимо разобраться: а какие системы мы знаем, какие иерархии систем существуют…?

Например, есть социальные, технические системы… От сюда возникает законный вопрос и желание узнать определение этих систем.

Социальная системаэто группа (общество) взаимосвязанных общими интересами и целями людей, выполняющих, заданными лидерами, определённые функции, для достижения поставленных этим обществом полезных для всех членов общества свойств.

P.S. При создании любой системы помимо полезных свойств, возникают не желательные эффекты. Например: Бюрократия, коррупция… Цель совершенствования систем – устранение не желательных эффектов.

Техническая системаэто множество взаимосвязанных в пространстве или во времени элементов, необходимых для выполнения системой заданных разработчиками свойств, которыми не обладает ни один из элементов входящих в эту систему.

Из этого определения следует. Технические системы, подразделяются на две группы:

  1. Техническая система продукта – это совокупность взаимосвязанных и размещенных в пространстве элементов, необходимых для создания полезных для потребителя этой продукции свойств.
  2. Техническая система технологического процесса – это совокупность взаимосвязанных и размещенных во времени функциональных элементов, необходимых для производства продукта, обладающих полезными для потребителя свойствами.

Каждая система будь – то социальная или техническая, в свою очередь, имеет иерархию элементов ее составляющую. Такую как: основные, вспомогательные, второстепенные элементы системы.

В то же время по законам диалектики развития систем каждая система стремится к идеальности. Т.е. к такой системе, где элементов ее составляющих, вроде бы нет, но полезные свойства (без нежелательных эффектов), ради которой создается эта система – выполняются.

Совершенствование и развитие любой из этих систем зависит от лидера, возглавляющего социальную систему, имеющего творческий и исполнительский потенциал, полномочия и необходимые ресурсы…

Теперь рассмотрим понятие «система предприятия». Я специально остановился на выше перечисленных системах, потому что система предприятия состоит из двух основных подсистем, таких как:

  1. Социальная система
  2. Техническая система.

Система бережливого предприятия учитывает основные подсистемы системы предприятия и опирается на социальную систему, т.е. на развитие и совершенствование людей, составляющих социальную систему предприятия. Т.к. развитие и совершенствование систем зависит от людей составляющих основу системы предприятия. Поэтому бережливая система предприятия – это социотехническая система. При этом в отличие от традиционных технократических систем, в которых основу составляют технические системы, а люди как придаток.

Бережливые системы предприятий делают основной упор при разработке и производстве продукции не на Прибыль и Рентабельность, а на создание большей ценности, как в Продукте, так и в технологическом процессе производства этого продукта для конечного Потребителя. А так как эти ценности создают люди, то людям, а не технологиям, создаются культурные производственно – бытовые условия, обучают и развивают людей, бережно относятся…

В свою очередь обученные и преданные компании люди совершенствуют и продукцию, и технологию ее производства. С этой целью рассчитывается Целевая: цена, прибыль, себестоимость. Целевые показатели сравниваются с фактическими. Определяется не соответствие Цели и Факта. Это не соответствие доводится до обученных и подготовленных людей, которые добиваются поставленных целей.

При этом на бережливом предприятии Цель ставится не для «умников», а для всех работников системы, не зависимо от функциональной принадлежности и статуса. Как в советской песне: «А значит, нам нужна одна победа, одна на всех мы за ценой не постоим…». В этом и кроется секрет высокой выживаемости и конкурентоспособности бережливых предприятий.

Вывод: бережливый менеджер, должен думать, ни как сделать больше продукции и получить больше прибыль. А как сделать продукт, без не представляющих для Потребителя ценности элементов, как самого продукта, так и не представляющих Ценности функциональных элементов технологического процесса его производства. Только тогда будет и нужное количество и нужная прибыль!!!

Только так можно добиться главной цели создания системы бережливого предприятия, которая заключается в разработке и производстве продукции:

  • высочайшего качества,
  • с наименьшими затратами (минимальными ресурсами),
  • в кратчайшие сроки,
  • в том количестве и цене,
  • к тому сроку,

которые необходимы Потребителю.

А пока получается как в анекдоте: «А чего думать - трясти надо».

Рассмотрев первый вопрос. И пересмотрев свое отношение к предприятию и готовности к таким изменениям руководителя и собственников. В случае положительного ответа можно переходить к следующему вопросу. В противном случае дальше можно не читать.

Вопрос №2

От кого зависит совершенствование или развитие системы предприятия – от собственника, менеджеров или рабочих?

В основе развития и совершенствования системы предприятия, лежит социальная подсистема, которую возглавляет Лидер, которому в первую очередь доверяет собственник этой системы. Но саму социальную систему предприятия возглавляет, организовывает и управляет - Лидер. Он же отвечает за конечный результат перед собственником. А много ли мы знаем Лидеров, не директоров, а Лидеров, возглавляемых социальную подсистему предприятий (организаций), которым доверяют сотрудники (элементы) этой подсистемы. Много ли вы знаете лидеров, которые смогли сформулировать понятную для всех идею, обрисовать видение будущего своего предприятия, поставить ясные для всех цели и личным примером повести за собой сотрудников? Доверяют ли сотрудники, и в первую очередь, рабочие, которые создают ценность для Потребителя своему лидеру?

Здесь уместно вспомнить слова из песни В.В. Высоцкого: «Ты бы пошел с ним в разведку? Да или нет»? И этот вопрос будет уместен как для директоров, так и для рабочих, которыми они руководят. К сожалению, ответ будет как с одной, так и с другой стороны процентов на 99 отрицательным. И если даже руководитель сможет на 180 градусов пересмотреть свое отношение к своим работникам, понадобится не мало слов и особенно поступков, со стороны директора, чтобы рабочие и сотрудники им поверили.

А завоевывание доверия начинается с кажется до банальности с простых вещей, таких как создание человеческих условий труда: здесь и спецовки, и инструмент, и душевые, и места для приема пищи, и освещение на рабочих местах… А самое главное, частое пребывание на рабочих участках с решением производственных проблем не в тиши комфортабельных кабинетов, а на производственных участках, причем с учетом мнения рабочих. Готовы ли наши руководители к таким разительным переменам, прежде всего себя любимых? Из опыта знаю, какое ожесточенное сопротивление приходится встречать и ломать со стороны рабочих (офисных работников и руководителей), при, кажется внедрении комфортных условий труда на их рабочих местах. А почему? Не верят они своему руководству!!!

Вывод: проблема не в наших людях и работниках, проблема в руководителях. Если сотрудники компаний поверят своему руководству, то нашим людям, как говорится «любое дело по плечу». Если это произойдёт, то хваленым америкосам и япошкам останется только нервно курить в сторонке, наблюдая за нашими успехами.

Если и на второй вопрос вы ответите положительно. То есть руководство готово на 180 градусов пересмотреть свое отношение к работникам, тогда точнее соратникам, то можно перейти к третьему вопросу.

Вопрос №3

Для чего это надо владельцам системы предприятия?

Зачем я задаю этот вопрос? Для того, что бы определиться, а что собственно представляет собой собственник. Это патриот своей Родины, который связывает свое будущее и своих детей в стране, в которой он родился? Это человек созидатель, который хочет сделать что – то полезное для своей Родины, общества и сотрудников. Человек, который не выгребает всю прибыль из своего предприятия, переводя ее на счета зарубежных банков, а вкладывает в совершенствование и развитие, как сотрудников, так и технологий предприятия. Или это рядовой обыватель, который в нужное время оказался в нужном месте, что бы загробастать то, что можно загробастать безнаказанно? Человек, который работает в России, вахтовым методом, живя с семьей в стране загнивающего капитализма? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо честно ответить на такой щекотливый вопрос как: «А что собой представляет собственник и чего, собственно, он хочет»?

Вывод: только собственники патриоты своей Родины, как это ни пафосно звучит, способны возродить и создать высоко конкурентные предприятия, выпускающие продукцию мирового уровня, а может и превосходящую аналоги!!!

P.S. Мне, возможно повезло, но я работаю только с собственниками – патриотами, и директорами – лидерами. С другой стороны с теми собственниками и руководителями, которые на каждый вложенный рубль, требуют возврата от реализации проекта 10 рублей, причем в кратчайшие сроки, возлагая полную ответственность на консультантов. Такая постановка вопроса лучшая характеристика этих собственников и руководителей, а так же консультантов, которые под этим подписываются.

Если и на этот вопрос вы ответите положительно, то можно переходить к следующему вопросу.

Вопрос №4

Сколько времени и ресурсов потребуется для преобразования традиционной системы предприятия, организованного и управляемого по принципу «массового» производства на систему «бережливого» производства?

Для того, что бы ответить на этот вопрос, необходимо упомянуть ту же Тойоту, которая реализовывает этот проект на протяжении более 70 лет и еще, по их утверждениям, не достигла состояния идеальной системы предприятия. Но они шли, как говорится, «сквозь тернии к звездам». Самое главное на первом этапе – это необходимость сформировать видение будущего своего предприятия, а именно, каким оно должно стать в результате реализации проекта. Надо быть готовым к тому, что все, что вы делали до получения знания и понимания о бережливой системе предприятия, вы все делали не правильно. А для этого необходимо на 180 градусов менять как сознание руководства, так и работников.

Скажу лишь, что конечной целью реализации проекта, является преобразование традиционных линейно – функциональных или дивизионных организационно – управленческих структур предприятий в - матричные. Т.е. организация финансово – хозяйственной деятельности, согласно потоков единичных изделий создания ценности в семействах продукции, с вовлечением в эти потоки Поставщиков и Потребителей. Причем производственный ритм производства продукции должен соответствовать такту спроса. Звучит почти что, как сказка. Но это данность. Последователям, намного проще, но это зависит от ряда факторов, таких как:

  1. Кто и как будет реализовывать проект со стороны предприятия. Как известно, Таити Оно обладал крутым нравом, причем собственник его во всем поддерживал.
  2. Кого лидер проекта со стороны предприятия выберет себе в качестве наставника и будет ли он ему доверять. Речь идет именно об учителе и наставнике, который имеет: собственный опыт руководства предприятием. Имеет комплексную межфункциональную программу обучения и опыт практического применения обучаемыми, полученных знаний на рабочих местах, причем программа должна охватывать не только рабочих, но и менеджеров всех основных функциональных подразделений, таких как: конструктора, технологи, производство, финансы, маркетинг, снабжение и логистика…
  3. Готов ли собственник выделять ресурсы (деньги, люди, время…) для создания культурных производственно – бытовых условий труда и корпоративного обучения своих сотрудников с практической реализацией полученных знаний на рабочих местах.
  4. Готов ли директор учиться вместе со своими работниками, причем со всеми категориями обучаемых… Иначе как он будет управлять «просветленными» сотрудниками…

По моим расчетам если действовать комплексно и жестко, то систему близкую к вышесказанной можно создать в течение 10 лет. Здесь мне могут возразить те, кто внедряет по 5 – ть и более лет систему 5С, систему подачи предложений и пр., ни на шаг, не продвинувшись с первого уровня (смотри программу ТРиСС)…

Вывод: для того чтобы определиться с готовностью собственника и директора взяться за реализацию проекта по переводу предприятия на бережливую систему, необходимо сформировать в их умах видение будущего своего предприятия, поверить в свои возможности (моральные и физические), а потом уже приступать к реализации.

Допустим, и на этот вопрос вы ответите положительно, тогда перейдем к следующему вопросу.

Вопрос №5

Что получится в результате этих преобразований, а главное что это даст – собственнику, менеджерам и рабочим?

Этот вопрос видимо самый ключевой, т.е. во имя чего собственнику, директору и членам его команды обрекать себя на постоянное напряжение: моральных, физических и умственных сил? Это все равно, что спросить человека постоянно делающего физическую зарядку, а зачем это ему надо. А ответ простой – это, прежде всего, позволит создать самообучающуюся, саморегулирующуюся систему по производству ценности в продукции максимально удовлетворяющую самые прихотливые требования потребителей. Система бережливого предприятия позволит:

1. Создать команду высококомпетентных и высокопрофессиональных специалистов, которые смогут разрабатывать и производить высококачественную продукцию:

  • с минимальным использованием ресурсов,
  • тогда когда надо, столько сколько надо, и в том ассортименте, в каком надо,
  • по той цене, которой надо, с высокой прибылью, которая бы соответствовала требованиям необходимым для развития предприятия и требованиям собственника…

2. Создать условия для развития и профессионального роста сотрудников предприятия, получающих не только материальное, но и моральное удовлетворение от результатов своего труда, а так же возможности реализации собственного потенциала.

3. Создать условия гарантии пожизненного найма для членов команды.

4. Создать предприятие устойчивое к любым внешним потрясениям…

О таком предприятии можно только мечтать. Так что же мешает? Русский менталитет, типа это все не для нас. А вы пробовали?

Вывод: для того что бы реализовать мечту, необходимо хоть что – ни будь делать для ее достижения. Но для начала, необходимо захотеть, найти в себе силы и мужество. Это как заставить себя каждое утро делать зарядку. Не каждый сможет. А потом найти человека (сэнсэя) который укажет и поможет пройти по этому пути.

Вопрос №6

Кому поручить, и как провести эти мероприятия?

Частично, ответ на это вопрос дан мной при раскрытии вопроса №4. Главное найти Учителя, который укажет путь и знает, как по нему пройти. Учителя, для которого главное не деньги, а практическая реализация Идеи, который если не любил бы своих подопечных, но хотя бы уважал.

Главный вывод по теме

Концепция «бережливого производства» давно гуляет по миру, но не каждый смог ее реализовать на своих предприятиях. Все зависит от личности собственника и директора, которые должны обладать бойцовскими качествами и уважать тех людей, с которыми они работают.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.