Евгений Щепилов: За три моря... и обратно

Евгений Щепилов

Forrester обнаружил, что на рынке IT-услуг США сокращается доля внешнего аутсорсинга. Оказывается, американские компании все чаще решают, что задачи, которые они привыкли передавать в индийские контакт-центры или китайским сборщикам микроэлектроники, лучше доверить соотечественникам или, по крайней мере, согражданам. Вот они – тут, рядом, в этой же стране, подчиняются тем же законам и, вполне возможно, являются не только аутсорсинг-партнерами, но и пользователями тех сервисов, которые поддерживают. А это уже совсем другое отношение.

Если же говорить о профессиональных компетенциях, то клиентам нужны не просто ловкие руки, а хорошее образование, высокое качество работы и клиентоориентированный подход. По оценке Forrester, у индусов и китайцев нет призовых мест по этим дисциплинам. Граждане США, хоть и требуют вдвое более высокую плату, работают качественнее и быстрее (Forrester не уточняет, во сколько раз).

Что будут в этой ситуации делать индийские и китайские компании, чтобы побороться за свой бизнес? Вполне возможно, что начнут более активно предлагать свои услуги в России. Страна –больше США, рынки – развивающиеся, IT - на подъеме, демографический спад с растущей нехваткой рабочих рук – вот он, рядом.

Казалось бы, у индусов и китайцев появляется верный шанс поправить свои дела. Но готовы ли работать с ними российские клиенты? И готовы ли они в принципе работать с зарубежными ЦОДами, контакт-центрами и сервисными компаниями?

Преимуществом индийского и китайского аутсорсинга традиционно считается низкая цена при приемлемом качестве. Для несложных рутинных задач большого объема эта комбинация хороша. Но она не работает, когда речь идет о высокотехнологичных услугах и поддержке критичных бизнес-задач. Когда мы говорим о сложных процессах и сервисах, которые можно размещать в дата-центрах, заказчик посмотрит не на Восток, а на Запад: на более качественные предложения, которые есть в Европе. Особенно с учетом того, что Европа живет сейчас в условиях экономического кризиса, так что поставщики услуг достаточно легко снижают цены.

Для российских компаний этот подход экзотичен, но яркие примеры есть – свои мощности в европейских дата-центрах размещают РусАл, ТНК и некоторые другие крупные компании. Однако и здесь есть риск: отдав критичный бизнес-процесс не просто на сторону, а за границу, заказчик в значительной степени утрачивает возможность оперативного влияния на него. Наши клиенты еще не готовы настолько кардинально расставаться со своими системами. Только те, у кого головные офисы находятся в Европе, рассматривают такие варианты. В основном же российские заказчики выбирают российские ЦОДы: всегда можно прийти, посмотреть, повлиять на ситуацию и, в крайнем случае, просто перенести все в соседний ЦОД, в своей стране. Узнаете? Это как раз тот вывод, к которому пришли сейчас американцы: «своя рубашка к телу ближе».

В этой ситуации отечественные ЦОДы еще могут некоторое время не тревожиться насчет конкурентов. Да, европейские могут предоставлять более качественные услуги, и законодательная база проработана – но дороже. Возможно, китайские и индийские дешевле – но сложно контролировать, качество страдает, да и языковая проблема актуальна. Кстати, они не сильно дешевле: для систем с такой удаленностью нужны быстрые каналы связи, что сразу удорожает проект. Лет через 5 технологии передачи данных станут такими, что трафик будет копеечный, и тогда южно-азиатские ЦОДы действительно будут конкурировать по цене. Но за это же время российские ЦОДы наверняка тоже выйдут на новый уровень технологичности и качества: в России сейчас этот рынок активно развивается и перенимает все лучшее из того, что в мире уже накоплено. И хотя у индусов и китайцев тоже есть доступ к этим лучшим практикам, у нас есть еще остатки секретного оружия: мы пока выигрываем по квалификации кадров.

Как всегда, Россия идет своим путем. Аутсорсинг – но не совсем. Перевести IT-инфраструктуру на внешнюю поддержку, а сервера - в ЦОД! Но так, чтобы в любой момент можно было туда прийти и все потрогать, а еще желательно, чтобы там свои сисадмины сидели.

Момент, когда заказчик дозреет и скажет «я готов полностью довериться вам», хотели бы приблизить все поставщики аутсорсинга услуг. В США, кажется, нас немного опередили. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.