Андрей Емелин: Единая точка входа: как оценить информационную модель и учесть мнение каждого потенциального участника системы?

Андрей Емелин

Еще раз здравствуйте, Уважаемые читатели,

Давно есть проверенная аксиома у строителей, которую часто так же применяют интеграторы при построении систем автоматизации в проектах Заказчиков:

«Если Вам необходимо замостить дорожки для пешеходов на территории предприятия (любого места, где двигаются люди), не спешите их проектировать и асфальтировать, так как считает нужным сам проектировщик. Дайте время людям самим протоптать удобные для них тропинки, именно они и будут оптимальным решением для перемещения от точки А до точки Б. Если Вы этого не сделаете, люди будут ходить по тротуару и топтать Ваши клумбы».

Если использовать этот пример для систем автоматизации, то при подобных ошибках проектировщиков можно говорить о том, что пользователи будут выполнять часть своих функций за пределами системы.

Созданием благоприятных условий для формирования оптимальных решений в отношении систем автоматизации может стать информационная система для реализации спроса, формируемого самими потребителями.

Наличие в информационной системе неких типовых шаблонов моделей бизнес процессов, проектов, отдельных функций, которые Потребитель может использовать как в типовой конфигурации, так и подвергнуть эти модели корректировке или модификации, с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды, можно, в соответствии с приведенным выше примером, назвать оптимальным решением при построении систем автоматизации.

Наличие в информационной системе только одного пользователя, либо группы пользователей одной организации приводит к увеличению издержек на ввод информации в систему, что приведет к рискам выполнения большинства функций за пределами информационной системы. Цель оптимизации не будет достигнута.

Следовательно, необходимо говорить о системе, предполагающей наличие в ней множества контрагентов, имеющих возможность контактировать друг с другом на уровне исполняемых процессов и взаимосвязанных функций, где поток взаимосвязанных данных в бизнес процессе будет использован всеми участниками бизнес процесса без его изменений за счет ввода в своих системах автоматизации каждым их участников.

После публикации на этом сайте статьи «Управление бизнес процессами (BPM) при создании 'Единой точки входа', ERP систем и информационных систем для физических и юридических лиц как следующий этап развития социальных и деловых сетей с облачной, локальной и интегрированной инфраструктурой», прошло 4 месяца, не такой уж большой срок, но и достаточный, для того чтобы внести в него некоторые корректировки и наметить план развития проекта.

Очень помогло в этом понимании участие в группе BPMS в Facebook и LinkedIn и общение друг с другом в переписке и встречах.

Была обратная связь, было обсуждение, были встречи и переговоры.

Появились выводы и намерения.

Изучая все, что было найдено и предлагается сейчас на рынке, я искал платформу, способную реализовать требования Заказчика к автоматизации, просто встав на его место, и это было достаточно легко, поскольку сам принадлежу к Заказчикам, формально я вырос в той среде, но пути-дороги привели меня в сферу оптимизации бизнес процессов и среду общения людей занимающихся этим бизнесом как в место, где концентрируется и генерируется то, что, одним словом называется знание. Это глубокий реверанс в адрес участников русской группы BPMS, размещенной и действующей в Facebook и LinkedIN.

Я считаю, что сейчас нет смысла ожидать статей и публикаций с Запада о формировании новых методов, аббревиатур, мы все чего то ждем, а люди, которые читают эти строки, по моему сами способны стать командой по формированию нового стандарта для описываемой мной информационной системы, неважно как этот стандарт будет называться, нотацией, правилами или как то иначе.

Мы с давних лет пользуемся терминами Docflow и Workflow, мы имеем в активе BPM, PM, формирующийся ACM, ECM, просто Case Management и массу прочих аббревиатур, понимание которых немного усложняет общение с теми, кто формирует спрос, т.е. потребителями.

Отдельно выросло и развивается направление документооборота, которое искусственно отделили от проектов и процессов и превратили в управление поручениями, что, по сути, означает тот же Task Management с элементами идентификации входящих, исходящих и внутренних сообщений с набором параметров и вложений подлежащих архивации для использования в дальнейшем.

Недавно на семинаре BPMS в Москве мы смотрели представленную в презентации систему ASYS, с которой мне довелось более детально познакомиться немного раньше и к моменту презентации я успел подготовить маркетинговый анализ спроса и предложения. Чтобы его провести потребовалась укрупненная сегментация групп потребителей, формирующих спрос. Эту сегментацию можно назвать Матрица спроса.

Оказалось, что сегменты «спроса» на функционал BPMS на рынке представлены гораздо шире, чем просто применение на уровне корпоративных решений для организаций. Отличие функционала в «предложении» заключается лишь в наборе требуемого и используемого функционала на том или ином уровне развития и жизненного цикла потребителей в отдельных сегментах Матрицы спроса. Сложновато звучит, но все достаточно просто.

Свои материалы я частично представил там же, но если быть кратким, то можно сделать вывод (именно мне в роли Заказчика одного из сегментов спроса), что на представленной платформе возможно реализовать весь функционал, описанный мной в проекте, часть материалов по которому я уже опубликовал (см. предыдущую статью).

Встал вопрос: А к чему относится эта система? К какому решению, подходу или нотации? Какой термин можно «применить» к системе Асис, если она не является чем-то одним, а потенциально охватывает весь набор функционала возможный к использованию? Может это ERP? Тоже нет… В текущем состоянии платформа позволяет объединить проектное и процессное управление, но в ней так же присутствуют элементы для развития всех элементов полноценной ERP системы…

А если суть какой либо нотации или аббревиатуры изменится с выходом новой версии автора этого сочетания? Менять классификацию? Возникает много подобных вопросов, точный ответ на которые не так уж и важен, важно, что есть то, с помощью чего можно реализовать спрос. Решение о наименовании опять же может быть очень простым, но не менее емким.

Встает еще один вопрос:

Те, кто формирует спрос явно не обязаны разбираться во всех тонкостях терминологий и им необходима платформа с запоминающимся названием для реализации своих намерений и планов. Не учить же каждого потенциального пользователя информационных систем всему толковому словарю по этому направлению. Что можно сказать Заказчику простыми для понимания словами?

Примерный текст будет таким:

Одним из наиболее современных наборов правил создания моделей бизнес процессов является нотация BPMN, на основе этой нотации в мире создаются системы моделирования и исполнения бизнес процессов, называемые BPMS. Эти системы позволяют автоматизировать требуемый Заказчику функционал в пределах его системы автоматизации.

Принципы нотации BPMN, считающейся в настоящее время наиболее перспективной для унификации правил и способов моделирования бизнес процессов, позволяют использовать единые стандарты при построении модели бизнес процесса, но не дают понимания, как созданную модель интегрировать в системы конечного пользователя с целью исполнения и многократного использования, в том числе интерпретации исполнения созданного шаблона модели бизнес процессов, в зависимости от изменений факторов внешней и внутренней среды.

Кратко описанные решения BPMS несут в себе следующие издержки, возникающие при использовании подобных систем конечным потребителем:

  • наличие специалистов, способных поддерживать в активном состоянии интегрированную в свою систему автоматизации, созданную бизнес архитектором модель бизнес процесса.
  • высокая стоимость подобных решений для конечного потребителя на этапе автоматизации и последующем сопровождении своей системы автоматизации.
  • сохранение процедур повторного ввода информации, при обслуживании бизнес процесса, и высокими рисками потери элементов статистических данных при невозможности передачи этих элементов между компонентами интегрированной системы пользователя.
  • два и более пользователей своих систем автоматизации с наличием в них интегрированных бизнес процессов, не имеют возможности обмена данными, без дополнительных инвестиций в настройку новых дружественных интерфейсов между своими системами.
  • необходимость создания системы автоматизации с наличием требуемых Потребителю компонентов для каждого Потребителя отдельно.
  • многократный повтор цикла автоматизации при увеличении спроса на функционал системы автоматизации.
  • новые инвестиции на перенастройку системы автоматизации.
  • приобретение и использование потребителем систем автоматизации с заранее определенным им набором функционала, исходя из рассчитываемой стоимости проекта на этапе проектирования системы автоматизации, не позволяет в будущем потребителю ввести в систему новые элементы функционала, без повторных этапов автоматизации существующей у него системы автоматизации, без привлечения необходимых инвестиций для повторной автоматизации требуемого нового дополнительного набора функционала.
  • конечный пользователь, проявляющий интерес к системе автоматизации с необходимым набором функционала должен либо сам обладать необходимыми компетенциями, либо привлекать или нанимать на рынке специалистов, обладающих нужными компетенциями, это действие несет в себе новые риски при подборе персонала обладающего необходимыми компетенциями.
  • высокий порог стоимости создания таких систем исключает возможность их использования большинством физических и юридических лиц страны и международного сообщества, что приводит к потреблению этим сегментом рынка продуктов автоматизации, изначально не удовлетворяющим спрос на наличие в системе набора необходимого функционала.
  • оккупация рынка страны решениями иностранных и отечественных производителей программного обеспечения, имеющих высокую стоимость и наличие тех же описанных издержек.
  • необходима техническая поддержка при сопровождении локальных систем дорогостоящими специалистами, часто отсутствующими на территории страны, либо их наличии и неоправданно высокой стоимости услуг таких специалистов по сопровождению систем автоматизации.

Наличие вышеперечисленных и не представленных в настоящей публикации аргументов логически приводит к необходимости формирования следующих критериев к новой нотации и к системам автоматизации:

1. Необходимость создания единой информационной платформы, в которой модель бизнес процесса включает в себя участников не одной организации, а представителей контрагентов двух и более сторон, например сторон исполняемой сделки, что может быть сформулировано как возникновение нового класса систем автоматизации управления многоагентными (мультиагентными) организационными системами с участниками:

  • Физическое лицо
  • Юридическое лицо, всех организационно правовых форм
  • Государство и все органы исполнительной власти
  • Международная организация, в том числе ТНК
  • Мировое сообщество

2. Возможность взаимодействия в информационной системе участников в соответствии со сформированной Матрицей спроса.

3. Необходимости бережного отношения к ресурсам планеты не эффективно используемым при эксплуатации существующих систем.

  • путем сокращения многократного применения печатных форм промежуточных документов и использования материалов, оборудования и энергоресурсов при создании и эксплуатации систем.
    Наличие информационной системы для реализации спроса, формируемого самими потребителями, а также наличие единой нотации позволит нивелировать методы управления любым сегментом, представленным в Матрице спроса, исключить недостающие компетенции лиц, занимающихся функциями управления:
  • нотация формирует правила построения и исполнения бизнес процессов,
  • информационная система создает интуитивно понятные нормы поведения, кодекс этики участников системы, использующих типовые сценарии бизнес процессов, существующие и создаваемые в системе.

Препятствием к формированию критериев к новой нотации и к системе автоматизации, способной учесть интересы перечисленных сегментов в Матрице спроса и исключить вышеперечисленные издержки, до настоящего времени являлось отсутствие решений на мировом рынке, способных учесть и реализовать в информационной системе все или большинство функциональности, востребованных перечисленными сегментами в Матрице спроса.

При наличии такого решения на рынке становится актуальным и доступным к реализации создание:

  • нотации, определяющей принципы одновременного построения и эксплуатации бизнес процессов в информационной системе с участием любого количества контрагентов, представленных в Матрице спроса.
  • информационной системы с элементами облачной, локальной и интегрированной архитектуры решений с наличием в системе всех участников мирового сообщества, что, по сути, отражает концепцию Единой точки входа, до настоящего времени существующей как модель неопределенного будущего.
  • унифицированных пополняемых справочников, содержащих структурированный перечень товаров и услуг, возможность наличия в системе описания сложных по комплектации элементов, товаров народного потребления и сложных объектов, имеющих составные элементы, лоты и партии, например, автомобиль, состоящий из комплектов и узлов с детализацией до каждого отдельного компонента, являющегося отдельной единицей унифицированного справочника товарной номенклатуры. Как следствие возможна унификация маркировки и идентификации каждого элемента пользователем системы.
  • элементов интернет банкинга и работы всех сегментов, перечисленных в Матрице спроса, с расчетными счетами, взаимодействием с финансовыми институтами (банки, страховые компании, фонды и другие организации), предоставляющими участникам системы инструменты взаиморасчетов и ведения расчетных счетов.
  • Участие в единой информационной системе финансовых институтов позволит изменить существующие в настоящее время правила ведения кредитной истории своих клиентов, предоставлять в оперативном режиме услуги аккредитивов при взаиморасчетах сторон, сделав их инструментом повседневного использования пользователями системы:
  • Страхование любых объектов основных средств, финансирование лизинговых операций становится доступным в режиме онлайн пользователям информационной системы.
  • Применение настроенных типовых сценариев исполняемых бизнес процессов позволит исключить человеческий фактор при осуществлении перечисляемых операций.
  • Процедуры проведения всех финансовых операций в едином информационном пространстве позволит говорить о пересмотре и унификации стандартных форм документарных аккредитивов Международной торговой палаты для UCP и приведения к единым правилам осуществления товарооборота между всеми странами участниками информационной системы.

Осуществление встречных операций между участниками системы с применяемыми инструментами обеспечения платежей в виде банковских гарантий позволит снизить риски и обеспечить гарантии в международных сделках.

Ведение в информационной системе истории операций и действий каждого участника системы позволит:

  • формировать достоверные компетенции навыков участников системы и групп, перечисленных в Матрице спроса, по своему участию в существующих моделях бизнес процессов системы,
  • владеть и использовать кредитную историю участников системы для снижения рисков инвестиций при кредитовании и финансировании участников системы,
  • снизить риски при выборе контрагентов сделок между участниками групп, перечисленных в Матрице спроса,
  • производить поиск, трудоустройство, привлечение необходимых специалистов, обладающих необходимыми компетенциями с низкой вероятностью ошибок при выборе квалификации претендента,
  • более полный перечень возможностей рассматривается в сформированном автором проекте, но и этот перечень не способен охватить весь потенциал применения саморазвивающейся информационной системы.

Формирование статистики действующих цен на все элементы справочника товаров и услуг, содержащихся в системе:

  • позволяет участнику системы производить выбор товаров и услуг в соотношении цена, качество, рейтинг производителя или посредника, сроки поставки, исходя из собственных критериев, устанавливаемых при подборе товаров и услуг (цена, качество, сроки поставки),
  • статистика изменения плановой и фактической стоимости товаров и услуг с геотегической привязкой к карте мира мест хранения и возможной доставки в точку потребления. Это становится возможным при интеграции в систему картографических функций, представленных практически в каждой поисковой системе.

Появляется возможность идентификации товара на всех этапах его движения от производителя до конечного потребителя.

Возможность мониторинга и статуса исполнения, запущенных пользователем системы бизнес процессов:

  • информация онлайн
  • без участия третьих лиц

Формирование отчетов, форм, необходимых для планирования, и исполнения бюджетов, бизнес аналитики с использованием единого репозитория баз данных и бизнес процессов.

Прочие доступные функции, не перечисленные в настоящем пункте, весь перечень которых становится возможным сформировать при поддержке проекта информационной системы и развития проекта.

Построение информационной системы должно сопровождаться формированием новой нотации, для развития единой информационной системы самими участниками (Пользователями) с созданием учебных и образовательных программ для получения навыков и компетенций пользователей нового класса систем.

Образовательные материалы становятся объектно-ориентированными на функционал единой информационной системы с учетом способов реализации отдельных решений и примерами формирования бизнес процессов в системе и их исполнения.

Создание программ обучения, переквалификации навыкам, доступным пользователю системы с момента его сознательного использования ресурсов описанной информационной системы для личного использования и при осуществлении своих функций в качестве предпринимателя или наемного сотрудника организации, позволит избежать сокращения рабочих мест, упростит адаптацию каждого участника системы при вступлении в состав любого сегмента Матрицы спроса и позволит участникам системы реализовать свои компетенции в любой точке планеты.

Становится возможным формировать контуры информационной системы не только для сегмента юридических лиц, достигающих в своем жизненном цикле этапов автоматизации с локальным использованием фиксированных моделей бизнес процессов, но и для остальных участников Матрицы спроса,

  • в том числе для локального использования с последующей интеграцией в систему мирового сообщества.
    Это может быть использовано как проекты по созданию отдельной информационной системы для стран, не желающих входить в общее мировое сообщество, но, по мере своего развития и становления, принимающих в будущем такое решение об интеграции,
  • в качестве примера можно привести единые принципы и условия вступления в ВТО или содружество стран Евросоюза. Для России наиболее близким будет пример интеграции в сообщество стран СНГ.
  • Использование такого решения в информационной системе позволит безболезненно для каждого пользователя получать доступ к мировому сообществу, а процедура интеграции данных на единой информационной платформе приведет к низким удельным затратам государства на интеграцию в мировое сообщество.
    Аналогичный алгоритм может быть использован и для других желающих независимых локальных инсталляций информационной системы с возможностью общения с внешним миром через шлюзы обмена требуемой информацией.
  • ТНК
  • Отрасль
  • Сообщество по группам товаров и услуг
  • Прочие варианты

Создание новой нотации бизнес моделирования и систем автоматизации управления мультиагентными организационными системами, формирование конфигурации и критериев запуска проекта построения описанной информационной системы, способной использовать шаблоны исполняемых бизнес процессов участниками системы в зависимости от своих потребностей автор публикации предлагает в дальнейшем именовать как Aliveflow.

Единую информационную систему рассматриваемую в проекте, автор с целью простоты будущей идентификации названия в публикуемых материалах предлагает в дальнейшем именовать как принцип неопределенности, термин, предполагающий неограниченный процесс творчества в развитии возможностей функционала модели информационной системы. Предпосылки к применению такого названия информационной системы и исключения страха человека перед глобальной автоматизацией всего и вся, лежат в произведении О.М. Лукьянова «Принцип неопределенности». Краткое наименование в последующих разделах моего проекта дано как UP – the Uncertainty Principle.

Перспективы развития Aliveflow

Заявление о создании новой нотации в рамках описанного проекта было бы неоправданным при отсутствии перспективных решений по автоматизации предлагаемого проекта на мировом рынке, способных реализовать сформированные правила и описываемый проект.

Автор считает, что базовая платформа с потенциалом реализации всего описываемого проекта уже существует в настоящем времени, что позволяет приступить к реализации проекта описываемой информационной системы, при наличии инвестиций и коллектива для развития существующей разработки программного обеспечения.

Отсутствие в государстве условий для патентования, либо регистрации авторских прав на изобретение модели информационной системы, отсутствие на рынке известных венчурных компаний, рассматривающих в настоящее время проекты для инвестиций только при наличии бизнес плана с показателями ROI и EBITDA, отсутствие вендоров, готовых рассматривать инвестиции в описанный проект на ранней стадии без прототипа системы автоматизации и отсутствие известных автору лиц, заинтересованных в реализации такого проекта стали предпосылками публикации материалов в поиске ответов на вопросы и поиске способов долгосрочных инвестиций в описанный проект при его одобрении обществом.

Какие и чьи инвестиции могли бы стать доступным источником для создания и финансирования проекта подобного масштаба?

Как представленный в публикации материал оценить обществом и собрать все «за» и «против», учесть мнение каждого потенциального участника системы?

Пока ясны лишь несколько пунктов из всех «за» и «почему», не говоря уже о размере инвестиций в такой проект:

  • Необходимость наличия харизматичной личности, способной довести рамки проекта до мирового сообщества и объединить усилия людей в его реализации, являются лишь составляющей большого списка требований для успешной реализации проекта.
  • Препятствия, в виде кардинально отличающихся взглядов ведущих стран планеты на доступные каждому из них ресурсы и возможность их использования, мешающие объединить свои усилия в сохранении оставшихся на планете запасов сырья и их рациональном использовании, так же играет немаловажную роль.

Наиболее значимым в настоящее время аргументом для рассмотрения Обществом элементов модели информационной системы является ответ на вопрос:

Может ли в настоящее время среда моделирования бизнес процессов быть одновременно средой исполнения бизнес процессов с участием множества контрагентов, участников различных сегментов Матрицы спроса?

Мнение автора: да.

С чего можно начать?

С проектов автоматизации, позволяющих реализовать тот минимум, который позволит начать пользоваться минимальным набором функционала для совместной работы таких сегментов Матрицы спроса как физические лица и юридические лица всех организационно правовых форм.

Недавно прочитал статью «Ученый проанализировал и опубликовалсобственную цифровую жизнь с 1980 года», в которой Разработчик программного пакета Mathematica и научной поисковой системы Wolfram Alpha Стивен Вольфрам выражает уверенность, что рано или поздно каждый человек начнет собирать и сортировать данные о себе, сохраняя этот архив для последующего анализа.

Если провести аналогию с возможностью обсуждаемой информационной системы формировать и собирать данные о самом себе, причем по результатам свих же действий в системе, будь то просто покупка или продажа чего либо, или взаимодействие в рамках проектной или процессной деятельности, сам пользователь получает наиболее достоверную информацию, как о себе, так и о тех с кем, как и когда он взаимодействовал или намерен взаимодействовать. Пользователь получает право выбора, а не принуждения к чему либо, при отсутствии доступных аналогичных предложений. Пользователь получает возможность видеть, в рамках дозволенного, информацию о своих оппонентах. Результаты и изменения при доступности такой аналитики перечисляются в той же упомянутой статье. Согласно используемой в настоящее время терминологии можно говорить о новом способе формирования источников информации для средств BI.

В такой минимальной комплектации информационная система уже позволит реализовать электронный обмен легитимными документами при заключении всех видов договоров и исполнения сделок с применением бизнес процессов купли продажи товаров и услуг. В настоящее время мы не видим аналогов информационных систем, позволяющих реализовать даже этот функционал.

Это позволит окупить издержки первоначальных инвестиций в разработку информационной системы и ставить новые задачи по интеграции в систему остальных сегментов Матрицы спроса.

Я обращаюсь к читателям этой статьи с просьбой помочь оценить описываемую информационную модель Обществом и собрать все «за» и «против», учесть мнение каждого потенциального участника системы, что позволит в уже недалеком будущем рассматривать модель не на бумаге, а как действующий прототип информационной системы с принципами Единой точки входа.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.