Дмитрий Чертов: Шесть шагов в бюджетирование (часть первая)

Дмитрий Чертов

Доброго времени суток!

Этой статьей я начинаю публикацию своей книги «6 шагов в бюджетирование», в которой кратко излагаю свой взгляд на порядок постановки бюджетирования на предприятии.

Комментарии и конструктивная критика приветствуются!

Немного истории

В «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.» (Михельсон А.Д., 1865.) можно прочитать:

«Бюджет - франц. budget, древн.-франц. bougette, кожаный мешок. Смета расхода и прихода сумм.»

А вот выдержка о бюджете из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.):

«Бюджет — Слово это заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства приносил ежегодно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманнским словом «Budget» (т. е. кожаный мешок)

...

Бюджет в его настоящем виде выработался недавно; прежде, вместо бюджета, представлялись простые отчеты и счета, притом неполные, по главным рубрикам финансового хозяйства. С образованием ответственного правительства в некоторых государствах появились более систематические отчеты, но все это еще не имело характера бюджета. Самый близкий к нему по характеру, это — известный отчет, составленный Неккером в 1781 г. и представленный королю Людовику XVI (compte rendu au roi)

...

Но только в нынешнем столетии выработался правовой порядок составления бюджета, как общего государственно-хозяйственного закона.

...

В России до 1862 г. не было систематического, планомерного бюджета; государственная смета представляла механическое соединение смет отдельных ведомств; при ней не было данных, достаточных для проверки, да и вообще не было единого законченного плана финансового хозяйства: многие доходы получались, и многие расходы производились отдельными ведомствами самостоятельно, без ведома министерства финансов, так что нельзя было построить никакого общего вывода о направлении государственного хозяйства в ближайшем будущем. С 1862 г. стали составляться правильные бюджеты, главным образом благодаря упорядочению государственной отчетности при Татаринове (см. в т. I, ч. II, Свода Законов, приложение к ст. 221 — «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений») ...»

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.» (Павленков Ф., 1907.):

«В России государственный бюджет впервые опубликован в 1862 г. под названием: «Табель о расходах и доходах»».

Как видите, изначально термин «бюджет» использовался применительно к планированию денежных средств государства. В настоящий момент бюджетирование, по-прежнему, ассоциируется с планированием, но уже не только государственных средств, но и средств компаний, доходов и расходов семьи, а также личных финансов человека.

Как выглядит бюджетирование на предприятии

Как обычно начинаются книги, статьи, обучающие курсы по бюджетированию? Они начинаются с определения, что такое бюджет и бюджетирование, с описания плюсов и минусов его использования.Может быть, это и нормально ... но я, честно говоря, не представляю, как человек, который никогда не сталкивался с бюджетированием, сможет понять определения и оценить плюсы и минусы. Запомнить или выучить - может. Принять к сведению – может. Но понять – вряд ли. Во-первых, определения часто бывают «пустыми», т.е. не объясняют ровным счетов ничего. Во-вторых, определения часто содержат другие определения, в которых надо разобраться, чтобы разобраться, что такое бюджетирование. В-третьих, определения часто противоречат друг другу? В четвертых, определения бывают, мягко говоря – неточными. Вот несколько примеров, взятых из интернета /в таких скобках находятся мои комментарии/.

Wikipedia (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
«Бюджет организации - календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании.»
/во-первых, не только для доходов и расходов; во-вторых, непонятно для принятия каких именно решений и чего именно планирования и контроля/.
«Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением»
/во-первых, «пустое» объяснение, хотя и поспорить с такой формулировкой невозможно; во-вторых, анализ исполнения и корректировка бюджетов остались «за кадром»)/.

http://www.financial-lawyer.ru/topicbox/upravlencu/finansovoe_planirovanie/124-550.html 
«Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров».
/это наиболее часто встречающаяся формулировка, но, во-первых, это не только план; во-вторых, надо знать, что такое «стратегические ориентиры»; в-третьих, а что, если мне чихать на какие-то там стратегические ориентиры и я не собираюсь их «эффективно достигать»?/
Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
/Еще одно неопровержимое и, одновременно, «пустое» толкование/

Яндекс.Словари›Словарь «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право»
Бюджетирование - планирование финансовой деятельности организации на основе принимаемых бюджетов.
/без комментариев, сами уже можете догадаться, что я думаю/

Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ)
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
/Мне очень нравится это определение, так как оно достаточно понятное и исчерпывающее в своих рамках (в рамках БК РФ). Жаль, что его нельзя использовать для определения бюджетирования на предприятии/

Как видите, вот так вот сразу новичку не просто разобраться даже с определением. Возникает вопрос, а с чего тогда начать знакомство с бюджетированием? Встречный вопрос - а как новичка знакомят с предприятием? Его проводят по подразделениям, цехам, дают заглянуть в двери и т.д. Он видит людей, которые что-то делают, видит этакий «муравейник». Новичок в такой ситуации мало что запоминает, но у него рождается ощущение. Я хочу пойти тем же путем – заглянем, как выглядит обычное бюджетирование на обычном предприятии. Сразу оговорюсь, что это – обобщенная картинка, собирательный образ того, что я наблюдал и продолжаю наблюдать на протяжении всей своей работы.

Конец года. Планово-экономический отдел рассылает во все отделы экселевские формы для внесения в них плановых данных. Сотрудники отделов, назначенные ответственными за заполнение этих форм, вносят туда цифры: Маша из отдела маркетинга забивает плановые продажи, Света из ОМТС - план закупок, Тамара Ивановна из службы персонала – расходы на заработную плату и т.д. и т.п. При этом каждый думает «никто не знает, а я должен угадать ...», все друг с другом созваниваются, пытаются получить друг у друга какие-нибудь справки, чтобы потом прикрыть этими справками больные места и говорить «мне прислали это и я на основе этого спланировал – все вопросы к тому, кто мне это прислал». Таблички заполняются и возвращаются в планово-экономический отдел, который оказывается погребен под горой таблиц, табличек, справок и пояснений по телефону. Путем невероятных усилий, созвонов, уточнений, работы по 10-14 часов в день планово-экономический отдел собирает Его Величество Бюджет ивыносит его на согласование Генеральному директору. Генеральный директор требует снизить тут и увеличить тут, но чтобы тут было не больше чем, иначе все будут сами знаете где. Планово-экономический отдел, переварив указание, спускает в отделы новые требования и все начинает крутиться заново: Маша из отдела маркетинга в соответствии с полученными указаниями увеличивает плановые продажи и думает «рожу я их что ли?!», Света из ОМТС, соответственно, увеличивает план закупок и думает «опять понакупим, с продажами облажаются, я меня потом за ненужные закупки ... », Тамара Ивановна из службы персонала получила указание снизить расходы на заработную плату, но за счет чего это сделать указаний не поступило – она в шоке и пьет ведрами валерьянку ... Как пишут в романах «а тем временем зажурчали ручьи и из-под снега показались подснежники» - да-да, не удивляйтесь, в особо крупных компаниях бюджет может быть принят весной, когда полным ходом уже должно идти его исполнение. Иногда доходит до того, что сотрудники не знают, по какому бюджету они живут – так много уже было версий бюджета. Но это, впрочем, лирическое отступление. Допустим, бюджет принят! Ура!

Обычный месяц N после принятия бюджета. Все работают, про бюджет не вспоминают, как про кошмарный сон.

Конец квартала\Конец полугодия\Конец года. Время подводить промежуточные итоги! Планово-экономический отдел (а куда же без него) пытается «стрясти» с бухгалтерии фактические данные. Бухгалтерия отчаянно сопротивляется, заявляя что «отчетность еще не готова, так как до сдачи отчетности еще ...», короче, как до северного полюса пешком – и они, в общем-то правы. Но что-то из бухгалтерии удается выцепить с оговорками, что все еще может поменяться, «допровестись» и быть «отсторнировано». Планово-экономический отдел то, что не может взять из бухгалтерии, берет из собственных табличек (в которых ведет параллельный учет) или запрашивает в других подразделениях (в маркетинге, снабжении, кадрах и т.д. и т.п.). Все начинают бегать и суетиться, пытаясь притянуть фактические цифры к плановым, готовя объяснительные и запасаясь успокоительным. Планово-экономический отдел сравнивает факт с планом, тут немного подправляет, там немного подгоняет, пишет общий анализ и подает результаты Генеральному директору. Вызовы на ковер, матюки, штрафы ... Иногда Бюджет пересматривают и делают новый бюджет до конца года. Иногда машут рукой и наносят точечные «удары» по отделу продаж, требуя догнать план, по службе снабжения – снизить расходы и т.д. по ситуации. Все, зализывая раны, расходятся по местам и думают «пронесло».

Конец года. Планово-экономический отдел рассылает всем экселевские формы для заполнения ... «день сурка».

Еще раз оговорюсь – это собирательный образ из моего опыта. Я не говорю, что так дела обстоят у всех, но похожая картина попадается мне регулярно.

(Продолжение следует. Полный текст книги можно скачать бесплатно, посетив сайт автора).

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Финансовый директор, Новосибирск

Дмитрий, сайт не открывается

Директор по производству, Украина

Пока не за что ставить 5 баллов. Сайт не открывается.

Консультант, Ижевск

Про кожанный мешок - забавно :)
И еще очень понравилось в продолжении (книжку я уже скачала и прочитала) аналогия с деревом. Просто отчеты - листья висящие в воздухе (или лежащие на чьих-то столах). А ствол у дерева появляется, только когда мы все взаимосвязываем, создаем бюджетную структуру. И тогда наше дерево даже может вырасти :)
Замечательно, когда про сложные вещи пишут легко и понятно. Сразу хочется копнуть поглубже.

Финансовый директор, Москва
Наталья Фроленко, А как Вам удалось скачать книгу? Если не секрет.....
Исполнительный директор, Москва
Михаил Шмелев пишет: Дмитрий, сайт не открывается
Владимир Зонзов пишет: Сайт не открывается.
Игорь Семенов пишет: А как Вам удалось скачать книгу?
В ссылке на сайт надо исправить ошибку: Вместо http://http//dmitriychertov.ucoz.ru/ - http://dmitriychertov.ucoz.ru/ Недостатки движка е-хе...
Директор по производству, Украина
Василий Пензин, Спасибо. Сайт открылся. От скачивания ''абсолютно бесплатной'' книги отказался. Слишком коротка ''цепочка'' (на дереве сундук, в сундуке птица, ...). Да и анкета, которую необходимо заполнить, могла бы быть полнее.
Руководитель проекта, Москва

Если кликнуть по ссылке в моей анкете, то в адресную строку браузера автоматически подставляется кривая ссылка - её надо поправить на dmitriychertov.ucoz.ru или www.dmitriychertov.ucoz.ru.

Извините за припозднившуюся реакцию.

Руководитель проекта, Москва
Владимир Зонзов пишет: От скачивания ''абсолютно бесплатной'' книги отказался.
Здравствуйте, Владимир! Ну, отказались и отказались :)
Владимир Зонзов пишет: Слишком коротка ''цепочка'' (на дереве сундук, в сундуке птица, ...). Да и анкета, которую необходимо заполнить, могла бы быть полнее.
А что Вы хотели бы обо мне узнать?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство профессионалов довольны работой с коучами

62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы.

Каждый пятый россиянин планирует стать айтишником в 2022 году

В топ-3 специалистов, которые к началу опроса прошли переобучение для работы в сфере IT, попали экономисты, менеджеры и аналитики. 

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса молодых IT-предпринимателей

В общей сложности среди участников конкурса 833 команды из 212 образовательных организаций.

Две трети работодателей увеличили за последний год количество временных сотрудников

Многие сотрудники стали выбирать проектную или временную занятость.