Михаил Боднарук: Миссия компании как инструмент эффективности бизнеса

Михаил Боднарук

Недавно, проводя семинар-практикум для собственников и генеральных директоров, посвященный миссии компании, я в очередной раз столкнулся с любопытной ситуацией. У участников, которые, несомненно, понимали важность миссии для их компаний, иначе они бы не купили этот семинар, было чувство неприятия и даже отторжения идеи миссии.

Это очень знакомая и, к сожалению, довольно обычная ситуация, когда по-настоящему хорошая идея у нас низводится до такого состояния обесценивания, что у людей даже на уровне ее озвучивания возникает отторжение.

Примеров можно привести множество.

Это и Дейл Карнеги, которого у нас в стране взяли на вооружение в основном доморощенные манипуляторы и тем самым сформировали отторжение у остальных нормальных людей.

Это и НЛП, которое из хорошей идеи как правильно доносить информацию до собеседника с разными формами усвоения (визуалы, аудиоалы, кинестетики и так далее), превратилось опять же в основной инструмент манипуляторов, и снова нормальное сообщество отвергло эту идею.

Все это смело можно отнести и к Миссии компании.

Но может быть не идеи виноваты в том, что их пытаются использовать нечистоплотные личности.

Давайте попробуем понять, что может дать Миссия (именно с большой буквы) компании, без оглядки на тот отрицательный опыт, что есть у каждого из нас.

Итак, миссия есть практически у каждой второй компании, и практически все они к настоящей Миссии компании никакого отношения не имеют.

Как правило, в миссиях (псевдомиссии я буду писать с маленькой буквы, не хочется смешивать «такое» с высоким) указывают и экономические показатели (кого это должно вдохновлять?) и желание занять долю рынка, и какие-то непонятные технические характеристики, в общем все, что под руку попадется.

Доходит до полной профанации, когда у некоторых компаний (один известный банк) есть две миссии. Видимо им так понравился процесс создания, что было очень сложно остановиться, да еще плюс консультанты, помогавшие в этом «действии», видимо решили, что таким образом могут показать свою эффективность – вот, за ваши деньги мы в два раза больше сделали. Доплатите…

При этом у большинства возникает вполне справедливый вопрос: а зачем Миссия вообще нужна коммерческому предприятию, ведь его главная цель приносить прибыль, быть экономически эффективным.

С этим замечанием нельзя не согласиться, да, у всех коммерческих предприятий есть основной показатель эффективности – это прибыль, притом желательно чистая.

Но именно Миссия и позволяет предприятию быть по-настоящему эффективным, и не один год, а долго, если это, конечно, входит в ваши планы как собственника.

В этом главный вопрос, кому нужна Миссия, какой компании нужна Миссия.

Миссия – это мощный инструмент, и если вы как собственник не предполагаете вести бизнес дольше двух-трех лет, а рассчитываете, заняв определенную долю рынка и достигнув определенной капитализации продать бизнес (это совсем не плохо), то лучше даже не думайте о Миссии, она вам точно не нужна.

При этом Миссия для такого предприятия может быть даже вредна, так как может рождать ненужные надежды у окружающих и, главное, будет дискредитировать саму идею Миссии, ничего не принося собственникам компании.

Не всем нужна Миссия, ее нужно заслужить, до нее нужно дорасти.

Но подумайте, а для чего вы, лично вы зарабатываете деньги?

Ведь эти деньги вам для кого-то или для чего-то нужны? Вот это и есть ваша Миссия.

Так и у компании должна быть Миссия, то есть то, для чего все это происходит, то для чего все это зарабатывается.

Одной из главных проблем современного бизнеса является проблема выгорания собственников и руководителей.

Да, вначале многим, было важно просто заработать деньги, и мы делали все для этого, это была «цель», и вот деньги есть, а дальше, что?!

Многие успешные предприниматели, оказываются в ситуации, когда не понятно, что делать и для чего жить дальше. Исчезла былая цель и нужно искать новую. Ага, вот она – еще больше яхта и так далее. Но это не новая цель, это тупик, вернее порочный круг.

Этот кризис выгорания и есть кризис отсутствия истинной цели, цели без кавычек – Миссии.

Итак, Миссия, это то, для чего вы хотите жить и работать и те ценности, которые важны именно для вас.

Имея четкую и понятную Миссию, компания показывает, для кого она работает и кого хочет видеть среди своих сотрудников.

Именно эти два критерия и важно брать при выборе Миссии, то есть определение ваших внешних клиентов – клиентов, и внутренних клиентов – сотрудников. И самое главное, то, что заложено в Миссии, должно быть важным, по-настоящему важным именно лично для вас.

При всей важности внутренних и внешних клиентов, именно вы, собственник, формируете Миссию вашей компании. Именно вы декларируете в Миссии кого хотите иметь рядом с собой, а кого – нет. Ведь важно не только иметь рядом союзников, но и наверно еще более важно для эффективности бизнеса, не иметь внутри вашей компании балласт, не разделяющий ваших ценностей.

Очень важно помнить: только один вид конфликта не имеет разрешения – конфликт ценностей.

Поэтому принцип «сначала кто» озвученный Джимом Коллинзов в книге «От Хорошего к Великому», абсолютно справедлив.

Приведу пример, может быть, он покажется вам несколько странным, но он вполне красноречиво иллюстрирует, что я имею ввиду. Заранее прошу прощения, если это кого-то обидит.

Итак, предположим у некой компании «Миссия»: «Мы делаем из убийства искусство», понимаю, звучит жутко, я не хочу никого шокировать, просто давайте разберем для кого и на кого эта «Миссия» ориентирована.

Во-первых, в этой «Миссии» мы четко сказали, чем думаем заниматься, и на каких клиентов рассчитываем и кого хотим видеть среди «сотрудников».

То есть мы обозначили наши ценности, и пацифисты вряд ли пойдут к нам работать, но нам они и не нужны. Мы ведь в «Миссии» указали какие ценности для нас важны, и поэтому человек, идущий к нам на работу уже представляет, чем он будет заниматься, поэтому вероятность конфликта ценностей сводится к минимуму.

Таким простым способом мы показали, кого хотим видеть нашим внутренним клиентом – Сотрудником. Мы создали наиболее благоприятный механизм подбора именно тех сотрудников, которые нам нужны, а не тот формат массового (бестолкового) набора который практикуют некоторые компании, тратя время и огромные материальные ресурсы, подбирая персонал по неясным, неконкретным критериям.

Во-вторых, мы написали в «Миссии», что хотим создать из убийства искусство, и значит, мы хотим использовать высококлассных специалистов, а не отморозков, следовательно, мы опять же сделали два важных посыла.

Первый для внутренних клиентов – Сотрудников, ведь, кроме общих ценностей мы хотим от них и профессиональности и определенной квалификации, а, следовательно, готовы искать лучших и работать с лучшими, тратя на них ресурсы.

Второй посыл нашим внешним клиентам – Клиентам: мы профессионалы и принимаем только высокопрофессиональные (дорогие, маржинальные) заказы, поэтому и обращаться с глупостями к нам не стоит, мы своей «Миссией» охарактеризовали свою целевую и ценовую аудиторию.

Еще один важный критерий и плюс этой нашей «Миссии»: она недостижима, то есть она неконкретна (сделать убийство искусством), и соответственно к ней стремиться можно сколько угодно долго – выгорания точно не будет.

Мы же создали значимый для нас, для наших сотрудников и клиентов, неконкретный, но очень емкий ориентир, который очень хочется достичь, и который всегда будет недостижимым. Любое достижение и развитие в реализации этой «Миссии» позволит увидеть новые возможности, к которым можно идти.

Это и есть критерии настоящей миссии, она вдохновляет, направляет, и при этом она недостижима, то есть бесконечна. Она на всю жизнь.

В заключении хочу предложить конкретную технологию создания Миссии, это технология проста и сложна одновременно. Просто при разработке своей Миссии, задайте себе три самых важных вопросов.

1. Чем вы хотите заниматься?
2. Кого вы хотите видеть среди своих сотрудников-союзников?
3. Кого вы хотите видеть клиентами вашей компании?

Проведите мозговой штурм, и выпишите все конкретные характеристики по каждому вопросу. Старайтесь не контролировать себя и своих коллег, лучший вариант, если вам поможет хороший фасилитатор-консультант, кто-то должен вести записи ваших мыслей.

И тогда Миссия, именно ваша Миссия прояснится.

А это действительно дорого стоит, как в материальном (экономия на подборе нужного персонала, правильный выбор целевой аудитории, правильный выбор продукта и соответственно правильная маркетинговая стратегия), так и в духовном плане – вы будете делать то, что вам хочется и нравится делать. А это и есть Счастье.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Михаил, не думаю, что формулирование миссии сводится к перечислению своих клиентов, сотрудников и того, чем мы хотим заниматься. Могу предложить Вам другой взгляд на сущность миссии компании в статье: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1486551/

Генеральный директор, Москва

Олег, спасибо за комментарий. В миссии должны быть заложены как ценности Собственика, так и его понимание для кого он хочет работать и с кем он хочет работать. И эти два последних показателя тесно связанны с экономическим обоснованием бизнеса и его стратегии развития.
Если мы хотим повышать уровень развития кого-то конкретного рынка мы и должны работать с лучшими сотрудниками (дорогими) и соответвенно наша продукция будет дорогой, значит мы таким образом позиционируем свою целевую аудиторию, и соотвественно не будем уже распыляться на других не наших клиентов.
Настоящая Миссии тесно связана со стратегией, и прежде всего со стратегией экономической.

Генеральный директор, Москва

К сожалению, почти все миссии российских компаний резко контрастируют с тем, что эти компании делают. поэтому такое отторжение у нормальных людей и бизнесменов вызывает само понятие миссия компании.

Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

а всегда ли нужно формулировать миссию?

Генеральный директор, Москва

Ярослав, Вы задали самый важный вопрос. Действительно миссия, это крайне мощный инструмент для бизнеса и если ее применять не правильно - сделать формальной, непонятной, не транслировать сотрудникам и не соблюдать в практической деятельности компании, то лучше с миссией и не заморачиваться.
Но... если Вы как собственник дозрели до желания делать свое дело долго и понимать для чего Вы этим занимаетесь. то здесь миссия будет мощнейшим механизмом создания эмоционального и Материального плюса для вашей компаниии.

Партнер, Украина

Проведем небольшое исследование.

миссия ОАО ''Газпром'' - эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей РФ и выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа.

Окрыляет? Кому это написано? Европе, чтобы не боялась, что отрежут газ? :)

Основной целью деятельности ГМК «Норильский никель» (миссией) является укрепление ведущей позиции в мировой горно-металлургической отрасли и роли ответственного производителя и поставщика цветных и драгоценных металлов.

Царь горы?

МТС:
Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал — на работе и дома.

ну может быть. Connecting people...

Мне кажется, этот механизм может работать при следующих условиях:
1. Окружение бизнеса не меняется каждые два года, заставляя его изгибаться непостижимым образом.
2. Собственник предприятия хочет предприятие развивать, а не продать через два года подороже.
3. Предприятие стало на ноги, определилось с рынком и продуктом и может осознать свое место на рынке и в жизни.

Профессор, Латвия

Пример с превращением убийства в искусство считаю в высшей степени неудачным, поскольку он не имеет никакого отношения к легальному бизнесу. Для близости к убийственной тематике в жизни могли бы взять морг или, на худой конец, банальное бюро похоронного обслуживания.

Генеральный директор, Москва

Рубен, Вы уловили почти самую суть того, что я хотел сказать. И как-раз ваши примеры с Газпромом и иже с ними, подтверждает мои слова. Миссия должна быть честной, а не такой как этих ''организаций''.
И согласен с тем и писал как раз об этом, что миссия не нужна тем, кто думает слинять через год другой.
Но, я не согласен с тем, что миссию лучше создавать после того как компания уже поработала. Хотя и такой вариант возможен, для объединения разросшегося коллектива.
Но все-же самое эффективное это создавать миссию ДО начала работы компании, чтобы понимать чес хочется заниматься и чтобы грамотнеее подобрать персонал-соратников и понять свою целевую аудиторию.

Генеральный директор, Москва

Сергей, ну зачем все понимать все так буквально. Смысл моего примера был в том, чтобы показать как миссия должна определять ценности, как собственника, так и его персонал, так и его клиентов.

Консультант, Москва
Сергей Хилькевич пишет: Пример с превращением убийства в искусство считаю в высшей степени неудачным, поскольку он не имеет никакого отношения к легальному бизнесу.
Ну это пока у нас корриду не начали проводить (а лет 8-10 назад, помнится, пытались...)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.

Опубликован рейтинг самых переоцененных профессий

Футболисты не на первом месте.

В Петербурге перенесли введение QR-кодов для кафе и отелей с 1 декабря на 27 декабря

Также власти планируют ввести дополнительные ограничения с 27 декабря до 9 января.

Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?