Ольга Штыркина: Начальники и подчиненные: от любви до ненависти

Ольга Штыркина

На вопрос, что делает человека довольным своей работой и начальством, в разных странах ответят совершенно по-разному. Для России, страны на стыке Европы и Азии, ответы становятся еще сложнее. Какой же стиль руководства нужен нам, чтобы и сотрудникам жить с шефом душа в душу, и вести к успеху предприятие?

Я начальник – ты дурак?

Ругать начальство за глаза, за сигаретой или чашкой кофе с сослуживцами – одна из любимых привычек каждого работающего россиянина.  Нет большей радости, чем обсудить очередное «самодурство», но и качества, за которые шефа уважают, порой не относятся напрямую к деятельности предприятия. Еще с царских времен начальство должно быть «строго, но справедливо», «страшно в гневе, но отходчиво». И можно ли в таком случае вообще считать, что подчиненные способны оценить своего начальника непредвзято?

«На основе собственного опыта и ценностей у каждого человека формируется  своя истина и отношение к действительности», - считает Андреас Фюрзаттель, коммерческий директор развивающей свою деятельность в России международной компании BEI , специализирующейся в сфере бизнес-образования. Но задача менеджмента – сделать так, чтобы все эти люди, такие разные, хорошо делали вместе свою работу. А что же бывает, если вашему делу не всегда способствует удача?

Согласно опросу, опубликованному газетой «Ведомости», причиной неудач в бизнесе почти половина российских сотрудников считает обыкновение начальства экономить на персонале. Треть участников опроса уверены, что главная беда – это безграмотность управленцев, от начальника отдела до первых лиц страны. Двадцать процентов пеняют на непотизм, то есть обвиняют извечную российскую привычку тащить за собой «блатных» и родственников без оглядки на их деловые качества. Среди других бед фигурируют чрезмерная прижимистость и отсутствие лидерских качеств у тех, кто занимает начальственное кресло.

А как у них?

На Западе существует несколько иная традиция взаимоотношений начальник-подчиненный, но и там нет единообразия. Опубликованные в немецкой прессе результаты опроса 11 тысяч человек из 25 стран, гласят, что немцы ценят, если шеф предоставляет им свободу действий и решений, но действует самостоятельно в решающих вопросах и умеет настоять на своем. За решительного шефа голосуют 80 процентов опрошенных, но при этом половина из них считает, что их собственные достижения оцениваются неверно.

Шведы – представители Северной Европы – ценят сотрудничество между начальством и подчиненными, а потому важным для успеха предприятия считают установку шефа на работу с командой. Среди основных задач, стоящих перед руководством, шведы называют заботу о равноправии и солидарности, а необходимость директивных указаний оправдывают лишь в стратегически важных вопросах. И лишь менее 15 процентов опрошенных шведов ратуют за четкие указания от начальства.

Южная Европа, в отличие от Северной, идет по другому пути: так, испанцы считают, что шеф должен применять авторитарный стиль руководства и все решать самостоятельно, а попытки переложить часть решений на подчиненных воспринимают как слабость. Авторитарный стиль популярен и у французов, которые ожидают от начальства четких и ясных указаний. Они стоят за четкую иерархию, и лишь двадцать процентов видят в ней ограничение своего творческого потенциала.

В странах Восточной Европы картина несколько иная. Поляки, как и многие россияне, очень ценят личные отношения. Половина опрошенных считает, что шеф должен ценить личную лояльность даже выше, чем производительность труда. Для 90 процентов поляков-участников опроса хорошие отношения с начальством – это важнейшая составляющая, чтобы быть довольными своей работой. Чехи и Болгары, в свою очередь, ценят шефа-«суверена», который и на путь истинный наставит, и будет своим сотрудникам опорой и защитой.

А вот американцы не зацикливаются на личных отношениях между начальством и подчиненными Для жителей Соединенных Штатов, страны «self-made people», важна установка руководства на будущие достижения. Это качество отмечают 75 процентов опрошенных, при этом полезным считается и умение шефа доверять своей интуиции. Больше значение для работающих американцев имеют так называемые «soft skills», или социальные компетенции, которыми должны обладать и начальник, и подчиненные.

Евразия – или «азиопа»?

Азиатский стиль руководства – это сочетание мягкости и мощи. Начальник в этом случае – как твердый кулак внутри мягкой перчатки, и подчиненные ценят царящие внутри коллектива гармонию и иерархию. У большинства из них неприятие вызывает сама возможность критиковать начальство. В таком случае успех предприятия во многом зависит от курса, который выберет руководства, а подчиненные будут ему следовать и делать то, что способствует его продвижению.

Россия, стоящая на стыке Европы и Азии, вбирает противоречивые тенденции. Желание «твердой руки» сочетается с любовью «перемыть кости» начальству, чего не встретишь в азиатских странах. Для того, чтобы начальство и подчиненные жили «душа в душу», шефу нужно не только хорошо разбираться в своей сфере деятельности, но и грамотно строить личные взаимоотношения со своими работниками, которые в этом случае не имеют ничего против некоторой авторитарности. Потому что «стиснуть зубы и делать свою работу» в нездоровой атмосфере русским людям очень и очень трудно.

Дальше всего от нас стоит Северная Европа с ее любовью к командному типу руководства. Но шеф, который хочет, чтобы ему подчинялись, должен заслужить еще и уважение, и уметь в нужную минуту «отпустить удила» и дать работнику определенную долю самостоятельности. Россияне, подобно жителям Восточной Европы, ценят личные взаимоотношения, и здоровая атмосфера в коллективе – важная составляющая успеха.

Директор российского отделения компании BEI Аня Пабст, работающая на ниве соединения русской манеры ведения бизнеса с европейской традицией, считает, что «главная задача менеджмента – разместить на ключевых постах правильных людей, которые могут обеспечить оптимальный рабочий процесс и нацелить остальных на достижение более высоких результатов». При этом, добавляет она, важно, чтобы менеджмент осознавал, какие методы управления есть в его распоряжении, и меньше полагался на интуитивный тип управления, который делает результат непредвиденным. Поскольку рынок и так достаточно непредсказуем, сотрудники должны быть уверены хотя бы в своем начальстве. И наличие такой уверенности снижает текучку кадров и дает залог того, что люди получают больше удовлетворения от своей работы.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Какие навыки проверяют работодатели при найме на высокооплачиваемую должность

Помимо необходимой квалификации и опыта, работодатели за последний год стали все больше внимания уделять мягким навыкам и проверять их на этапе собеседования.

Половина работодателей планируют выплатить сотрудникам новогодние премии

В большинстве случаев компании выплатят премии всем сотрудникам.

Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.