Ольга Штыркина: Начальники и подчиненные: от любви до ненависти

Ольга Штыркина

На вопрос, что делает человека довольным своей работой и начальством, в разных странах ответят совершенно по-разному. Для России, страны на стыке Европы и Азии, ответы становятся еще сложнее. Какой же стиль руководства нужен нам, чтобы и сотрудникам жить с шефом душа в душу, и вести к успеху предприятие?

Я начальник – ты дурак?

Ругать начальство за глаза, за сигаретой или чашкой кофе с сослуживцами – одна из любимых привычек каждого работающего россиянина.  Нет большей радости, чем обсудить очередное «самодурство», но и качества, за которые шефа уважают, порой не относятся напрямую к деятельности предприятия. Еще с царских времен начальство должно быть «строго, но справедливо», «страшно в гневе, но отходчиво». И можно ли в таком случае вообще считать, что подчиненные способны оценить своего начальника непредвзято?

«На основе собственного опыта и ценностей у каждого человека формируется  своя истина и отношение к действительности», - считает Андреас Фюрзаттель, коммерческий директор развивающей свою деятельность в России международной компании BEI , специализирующейся в сфере бизнес-образования. Но задача менеджмента – сделать так, чтобы все эти люди, такие разные, хорошо делали вместе свою работу. А что же бывает, если вашему делу не всегда способствует удача?

Согласно опросу, опубликованному газетой «Ведомости», причиной неудач в бизнесе почти половина российских сотрудников считает обыкновение начальства экономить на персонале. Треть участников опроса уверены, что главная беда – это безграмотность управленцев, от начальника отдела до первых лиц страны. Двадцать процентов пеняют на непотизм, то есть обвиняют извечную российскую привычку тащить за собой «блатных» и родственников без оглядки на их деловые качества. Среди других бед фигурируют чрезмерная прижимистость и отсутствие лидерских качеств у тех, кто занимает начальственное кресло.

А как у них?

На Западе существует несколько иная традиция взаимоотношений начальник-подчиненный, но и там нет единообразия. Опубликованные в немецкой прессе результаты опроса 11 тысяч человек из 25 стран, гласят, что немцы ценят, если шеф предоставляет им свободу действий и решений, но действует самостоятельно в решающих вопросах и умеет настоять на своем. За решительного шефа голосуют 80 процентов опрошенных, но при этом половина из них считает, что их собственные достижения оцениваются неверно.

Шведы – представители Северной Европы – ценят сотрудничество между начальством и подчиненными, а потому важным для успеха предприятия считают установку шефа на работу с командой. Среди основных задач, стоящих перед руководством, шведы называют заботу о равноправии и солидарности, а необходимость директивных указаний оправдывают лишь в стратегически важных вопросах. И лишь менее 15 процентов опрошенных шведов ратуют за четкие указания от начальства.

Южная Европа, в отличие от Северной, идет по другому пути: так, испанцы считают, что шеф должен применять авторитарный стиль руководства и все решать самостоятельно, а попытки переложить часть решений на подчиненных воспринимают как слабость. Авторитарный стиль популярен и у французов, которые ожидают от начальства четких и ясных указаний. Они стоят за четкую иерархию, и лишь двадцать процентов видят в ней ограничение своего творческого потенциала.

В странах Восточной Европы картина несколько иная. Поляки, как и многие россияне, очень ценят личные отношения. Половина опрошенных считает, что шеф должен ценить личную лояльность даже выше, чем производительность труда. Для 90 процентов поляков-участников опроса хорошие отношения с начальством – это важнейшая составляющая, чтобы быть довольными своей работой. Чехи и Болгары, в свою очередь, ценят шефа-«суверена», который и на путь истинный наставит, и будет своим сотрудникам опорой и защитой.

А вот американцы не зацикливаются на личных отношениях между начальством и подчиненными Для жителей Соединенных Штатов, страны «self-made people», важна установка руководства на будущие достижения. Это качество отмечают 75 процентов опрошенных, при этом полезным считается и умение шефа доверять своей интуиции. Больше значение для работающих американцев имеют так называемые «soft skills», или социальные компетенции, которыми должны обладать и начальник, и подчиненные.

Евразия – или «азиопа»?

Азиатский стиль руководства – это сочетание мягкости и мощи. Начальник в этом случае – как твердый кулак внутри мягкой перчатки, и подчиненные ценят царящие внутри коллектива гармонию и иерархию. У большинства из них неприятие вызывает сама возможность критиковать начальство. В таком случае успех предприятия во многом зависит от курса, который выберет руководства, а подчиненные будут ему следовать и делать то, что способствует его продвижению.

Россия, стоящая на стыке Европы и Азии, вбирает противоречивые тенденции. Желание «твердой руки» сочетается с любовью «перемыть кости» начальству, чего не встретишь в азиатских странах. Для того, чтобы начальство и подчиненные жили «душа в душу», шефу нужно не только хорошо разбираться в своей сфере деятельности, но и грамотно строить личные взаимоотношения со своими работниками, которые в этом случае не имеют ничего против некоторой авторитарности. Потому что «стиснуть зубы и делать свою работу» в нездоровой атмосфере русским людям очень и очень трудно.

Дальше всего от нас стоит Северная Европа с ее любовью к командному типу руководства. Но шеф, который хочет, чтобы ему подчинялись, должен заслужить еще и уважение, и уметь в нужную минуту «отпустить удила» и дать работнику определенную долю самостоятельности. Россияне, подобно жителям Восточной Европы, ценят личные взаимоотношения, и здоровая атмосфера в коллективе – важная составляющая успеха.

Директор российского отделения компании BEI Аня Пабст, работающая на ниве соединения русской манеры ведения бизнеса с европейской традицией, считает, что «главная задача менеджмента – разместить на ключевых постах правильных людей, которые могут обеспечить оптимальный рабочий процесс и нацелить остальных на достижение более высоких результатов». При этом, добавляет она, важно, чтобы менеджмент осознавал, какие методы управления есть в его распоряжении, и меньше полагался на интуитивный тип управления, который делает результат непредвиденным. Поскольку рынок и так достаточно непредсказуем, сотрудники должны быть уверены хотя бы в своем начальстве. И наличие такой уверенности снижает текучку кадров и дает залог того, что люди получают больше удовлетворения от своей работы.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.