Елена Швец: Личностный бенчмаркинг. Не сравнивать себя с окружающими!

Елена Швец

С детства мы знаем, что каждый их нас – особенный и уникальный, только вот почему-то привыкли равняться на более послушного Петю в яслях, отличника Иванова с 1 по 10 класс, и на соседа Михаила Евгеньевича, который в наши годы уже стал топ-менеджером в международной компании.

Заколдованный круг какой-то: за отличником Ивановым было не угнаться по успеваемости – уж слишком был смышлён, а место топ-менеджера уже занято тем самым Михаилом Евгеньевичем. Но мы равняемся! Что получаем на выходе:

1. Разочарование в жизненных обстоятельствах

2. Недовольство собой и досаду

3. Ощущение тупика: выше собственных возможностей не прыгнешь, а соответствие идеалам требует наличия труднодоступных свойств и качеств, на развитие которых может уйти много времени и усилий. Но ведь ожидаемый результат не всегда того стоит.

На самом деле каждый человек рождается с набором уникальных и свойственных именно ему набором природных качеств, таких как тип темперамента, свойства памяти, мышления и восприятия, и именно этот личный набор может оказаться помехой к достижению вымышленных целей, скопированных у других людей из зависти или от бесцельности собственного существования. Потому что, например, друг из яслей, тот самый послушный Петя, с ранних лет будучи человеком несамостоятельным, а потому и покорным, сейчас пребывает под каблуком у сварливой тёщи, а отличник Иванов с успехом пользуется преимуществами своей памяти и умениями быстро осуществлять подсчеты в крупном банке. Вышеупомянутый Михаил Евгеньевич, возможно, взвалил на себя непосильную ношу ответственности за важные стратегические решения на позиции топ-менеджера по блату, не обладая аналитическим умом, в результате чего может развалиться успешное предприятие.

С чего начать? Как объективно оценить собственные качества, если, например, все привычно считают тебя с детства умным и развитым не по годам, а на деле вдруг с ужасом замечаешь, что память подводит, да и умение быстро реагировать на неожиданные ситуации сводится к беспомощным попыткам избежать необходимости анализировать происходящее?

1. Определиться с природой собственных целей и желаний: почему я этого хочу? Зачем мне это надо? Что я буду делать и чувствовать в результате достижения успеха?

Иной раз цель ставится ради достижения каких-то абстрактных результатов, например, получения признания глобальной общественности, хотя, по сути, личность нуждается в признании собственного коллектива из 5 человек. Оправдывает ли себя такая цель в данном случае?

Возможно, цель продиктована кем-то из близких или авторитетных людей, с чьим мнением Вы считаетесь. Но помните: из лучших побуждений посторонний человек даёт советы с собственной позиции, с учётом своих природных качеств и навыков, которыми, возможно, Вы не обладаете. С поставленной задачей рискуете не справиться, если не будете иметь хотя бы приблизительное представление о том, что является ключевым для достижения успеха в конкретной ситуации, и не будете уверены в обладании всем необходимым.

Также следует понимать, что иной раз близкие люди неосознанно стремятся самоутвердиться за Ваш счет (например, родители хотят гордиться своими детьми; природное, казалось бы, желание, если б за ним не стояло практически полное отсутствие собственных достижений, которыми действительно можно гордиться). Во всяком случае, печальны случаи, когда в угоду родителям/в отместку супругам люди получают несоответствующую их природным интересам профессию, и долгие годы тянут лямку на ненавистной работе. Или выбирают профессию из стремления хорошо зарабатывать, а потом не в силах реализоваться и справиться с прямыми обязанностями в рамках выбранной специальности.

2. Определить перечень качеств, необходимых для реализации поставленной задачи, и объективно сопоставить с собственными природными навыками: в случае явного несоответствия желательно подобрать партнера, готового подхватить дела в момент возможного провисания или простоя. Хорошим подспорьем станут всевозможные тесты на наличие тех или иных свойств и личностных качеств, причем желательно их подбирать не в дамских журналах, а на профильных сайтах по психодиагностике или в специализированных изданиях. Если позволяют средства – можно обратиться к специалисту, который проведет комплексное тестирование и диагностику личности, а также даст рекомендации по профессиональной реализации.

3. Действовать! Только апробация поможет выявить слабые места выбранной стратегии действий, только в контекст спонтанно происходящих и запланированных событий удачно впишется анализ чужого опыта и найдется собственное уникальное решение. В конце концов, самое бесценное – это опыт, который можно учесть в дальнейшем, независимо от принятых решений и достигнутых результатов.

Напрашивается, однако, веское замечание, что не всякий природный навык хорошо оплачивается, а семью кормить надо. А поскольку после кризиса вакансий все же меньше, чем соискателей, то поневоле приходится заявлять в резюме более высокий уровень имеющихся качеств и умений, а потом как-то их еще и проявлять в работе, желательно с продуктивным результатом.

Надо отметить, что от природы человек динамичен и гибок, так или иначе приспосабливается: любое качество можно в себе культивировать, выработать и закрепить, развить до нужного уровня и успешно использовать. При этом следует отдавать себе отчет, что нервное перенапряжение вызывает различные соматические заболевания, и быть готовым к более частому количеству больничных, чем нам самим хотелось бы. Если же умение лазить по деревьям не ценится в генной инженерии, это еще не значит, что, став мастером спорта, Вы не сможете прилично заработать себе на жизнь. Увы, есть профессии, которые мизерно оплачиваются несоразмеримо степени прилагаемых усилий. Так, в царской России статус учителя любой губернии приравнивался воинскому званию генерала. В нашей действительности рядовому учителю остается только искать альтернативные уровни реализации своих педагогических талантов: открыть частную школу, устроиться в элитный лицей (квалификацию и имидж подтянуть соответственно – было бы желание!), наконец, эмигрировать в более цивилизованную страну, где труд преподавателя ценится не только на словах, но и отражается на доходах.

Иной раз невольно сравниваешь себя с кем-то, кто добился успеха, по внешним необъективным факторам, и кажется, что ты и сам мог бы так же умело действовать на зависть окружающим, а может, даже и лучше! При этом упускается главное: пробивные качества, обаяние и харизма вдобавок к вокальным данным помогли известному певцу добиться желаемого, а у завистников за плечами только умение нескладно петь на кухне, не более того. За внешним успехом стоит не только природная смазливость, хотя и это в наше время не проблема. Потому внешне неказистые люди становятся мировыми звездами вроде Мерилин Монро. Всем известны ее ранние фото, откуда улыбается ничем не примечательная девушка. Каждый хотел бы получить ее статус, доходы, славу. Но вряд ли кто-то сознательно готов продать свободу, любовь и счастье взамен на все эти атрибуты внешней стороны успеха. Сергей Мавроди, учредитель печально известного АО «МММ», давал интервью о периоде, когда ему приходилось скрываться от правоохранительных органов: оказывается, большие деньги не приносят радости, когда у человека отнимают свободу!

Если годы идут, а хвастаться нечем, задумываемся ли мы: а надо ли? Была ли цель поставлена, чтобы быть «не хуже» соседа, или действительно отображала траекторию реализации личности? Если «не хуже соседа» - рано или поздно напросится вывод, что если не так же, как сосед, значит, хуже. Но человеку не дано знать, что есть добро, а что зло, как лучше, а как – хуже! Преуспевающие люди гибнут молодыми, не имеют личного счастья, жертвуют семьями. Сравнивать их достижения со своими собственными бесполезно: разве существует формула расчета стоимости человеческого счастья, или жизни в денежном выражении, например, чтобы можно было точно определить для себя, что за миллион долларов ты готов умереть в 20-тилетнем возрасте? Самая ценная аксиома – сравнивать себя с собой, а не с кем-то. Лучшим образцом для сравнения и отметки личностного роста является самоанализ и поиск путей совершенствования.

Оценку деятельности других людей стоит применять, однако исключительно с целью выработки на основании наблюдений собственных уникальных решений и жизненных путей!

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии