У многих компаний существует проблема – неликвидные товарные запасы. Все о данной проблеме знают, но не все могут с ней разобраться. Давайте постараемся ответь вкратце на вопросы: Что такое неликвидные товарные позиции? Как их определить? Как их реализовать?
Итак, неликвидными позициями являются:
1. Товарные запасы, которые в течении определенного периода (обычно 3 месяца) были в наличии и не продавались;
2. Товарные запасы, уровень запаса которых превышает, например, 3-х месячный запас (уровень определяется индивидуально в зависимости от специфики бизнеса).
Как определить неликвидные позиции?
Непродаваемые запасы
Для определения неликвидных позиций (непродаваемых) необходимо снять отчет с данными о наличии и о продажах за последних 6 месяцев с помесячным интервалом (таблица 1). Затем в последнем столбике «Неликвид» прописать формулу Excel:
=ЕСЛИ(И(СУММ(диапазон_продаж)=0;СЧЕТЗ(диапазон_наличия)=3);«Неликвид»;»»)
Таблица 1.
Завышенные запасы
Для определения неликвидных позиций (завышенных) необходимо снять отчет с данными о наличии и о продажах за последних 6 месяцев с помесячным интервалом (таблица 2). Затем в столбике «СР.ЗНАЧ. продаж, шт.» рассчитать среднемесячные продажи за период 6 месяцев с помощь формул Excel =СРЗНАЧ(диапазон_продаж), а в столбике «Запас, мес.» необходимо провести вычисления по выявлению количества месяцев, на которые нам хватит текущего товарного запаса (делим текущее наличие на среднемесячные продажи). Затем с помощью формулы Excel присваиваем критерий завышенности по каждой позиции:
=ЕСЛИ(Остаток_текущий/(СРЗНАЧ(диапазон_продаж))>3;«Завышенный»;»»)
Таблица 2.
Как реализовать неликвидные позиции?
Для реализации неликвидных позиций необходимо воспользоваться следующим алгоритмом:
1. Провести расчет по определении неликвидных позиций;
2. Провести конкурентный анализ по ценам и наличию;
3. Выяснить причины появления неликвида (например, завышенная продажная цена из-за завышенной маржи либо завышенной себестоимости, конкурент имеет более низкую закупочную цену, данная позиция не востребована рынком и т.п.);
4. Разработать мероприятия по реализации неликвидов (понижение маржи, контроль себестоимости после оприходывания, запрос на понижение цен у поставщика либо пометка для будущих закупом по более низкой нетто-цене, распродажи, акции и т.п.);
5. Контроль результатов мероприятий.
Самое главное помнить, что какими бы малоэффективными методами вам не казались проводимые мероприятия, они являются на много эффективней вашей бездеятельности до этого.
Не забывайте на регулярной основе управлять неликвидами.
P.S. В данной статье не описано много нюансов которые возникают при работе с неликвидами.