Жизнь не строит на месте, а человек постоянно меняется – вне зависимости от того, идет ли речь о его личностном или профессиональном развитии. Стабильности как таковой здесь быть не может по определению: тот, кто не растет, – неизбежно деградирует.
Итак, как же стать «правильным карьеристом»? Чтобы сослуживцы не косились, не завидовали, а наоборот – помогали и уважали? Идти напролом? По головам? Ничего подобного! Партизанские методы борьбы за директорское кресло могут оказаться куда более эффективными!
Во-первых, будьте объективны и расставляйте приоритеты.
Уверены ли вы на 100%, что в самом будете хорошим начальником отдела? Справитесь с огромным планом продаж, будете эффективно руководить сотрудниками, верно планировать свою и их деятельность, отчитываться по бюджету и отвечать перед Советом Директоров не только за себя? Честно ответьте себе на вопрос: «Готов ли я к тому, чтобы подняться по карьерной лестнице и принять на себя большую нагрузку и ответственность?». Если же вас заботит, в первую очередь, внешняя атрибутика должности, на которую вы нацелились, вряд ли вы добьетесь успеха. Даже при первоначально благоприятном исходе дела – повышении – позор в случае неудачи на новом месте вам обеспечен.
Помните, что рост может быть не только вертикально, но и горизонтально. Проще говоря, совсем не обязательно становиться сразу Коммерческим директором или Начальником отдела продаж, можно остаться менеджером по продажам, однако выполнять привлечение настолько эффективно, что вас, несомненно, заметят коллеги и отметит руководство. Вариант именно профессионального роста – в противовес непосредственно карьерному – идеальный вариант для тех, для кого ведущим мотиватором является признание окружающих.
Во-вторых, проявляйте инициативу и расширяйте свой функционал.
HR компании, даже если он нацелен выдвигать на повышение собственных сотрудников, а не искать специалиста со стороны, не будет ходить за вами и предлагать открыть для себя новые направления. Хотите, чтобы вас заметили и выделили? Тогда забудьте формулировку «это не входит в мои обязанности», а также содержание своей должностной инструкции.
Знаете английский и можете выступить на встрече с иностранными партнерами переводчиком, написать грамотное письмо в иностранную компанию или почерпнуть с западных сайтов информацию об актуальном положении дел в отрасли, которая не представлена в Рунете? Умеете работать в графическом редакторе и улучшить электронную презентацию компании? Можете написать интересный текст для сайта? Не скрывайте свои таланты, особенно если подобными компетенциями не обладают все без исключения ваши коллеги. Предлагайте свою помощь на тех участках, где вы компетентны и со временем вы превратитесь для сослуживцев и руководства в незаменимого партнера.
В-третьих, занимайтесь самообразованием и нарабатывайте деловые контакты.
Читайте профессиональную литературу, общайтесь в виртуальных бизнес-сообществах, ходите на выставки и презентации, в т.ч. в свободное от работы время, не избегайте общения с коллегами по рынку и клиентами компании. Эти «инвестиции» в свое развитие непременно принесут вам реальные дивиденды!
И наконец, будьте последовательны и помогайте коллегам.
Позиция «сегодня – хочу, а завтра - нет», касается ли это негласно взятых на себя обязательств или манеры держаться с коллегами и руководством, не сделает вам чести. Привыкнув к тому, что на вас можно положиться в определенной ситуации (с тем же переводом), и получив в очередной раз отказ, сослуживцы будут в справедливом недоумении. А любая неясность и недостаток информации, в конечном итоге, провоцируют негатив. Так что очень уместными нам кажутся слова Феи из сказки о том, что-де Золушка и в бальном платье осталась прежней – трудолюбивой и скромной.
В первую очередь обратите внимание на тех, кто действительно нуждается в вашей помощи: сегодняшние некомпетентные новички, которым вы оказали поддержку, пусть даже чисто моральную, рассказали, как обращаться с кофе-машиной и как лучше строить отношения с руководством – ваши потенциальные – и самые лояльные! – подчиненные.