Сказка про Емелю и бизнес-процессы

Александр Белов

Притча о необходимости реинжиниринга и пользе консалтинга

Жила-была в славном русском городе одна артель, и вел там дела Емеля-пекарь. Выпекала артель пирожки с требухой и картошкой по старым народным рецептам. Пирожки получались вкусные и красивые, всем нравились, поэтому и продавались хорошо - как «горячие пирожки». Емеля был мастер на все руки - делать мог сковородки или холодильники, но на сюжет этот факт не влияет. Давно работает артель, начинали еще при старом режиме, когда пекарня государевой была. И печки, и мешалки, и другая техника с тех самых пор работают, да и люди еще старой закалки. Прошли лихие годы, приватизация, какой ни на есть появился рынок. Артель стала называться ООО «Пирожок», а Емеля стал ее хозяином.

Несмотря на препоны, дело двигалось, однако в последнее время стало тяжело концы с концами сводить. То цены на сырье поднимут, то за аренду помещений, конкуренты стали докучать и, наконец, этот кризис как снег на голову. Покупать стали реже, дорогой товар совсем не идет. Обстановка меняется стремительно и неуклонно в одну сторону - в сторону ухудшения. Тут бы и сказке конец вместе с артелью, если бы Емеля не был тертым калачом. Взял он однажды свою буйну голову в натруженные руки и крепко задумался, как дела поправить. И ничего не смог придумать лучше, как только сократить работников. Людей он уволил, однако проблемы остались.

И снова стал он думу думать, но не приходят хорошие мысли – только плохие. Сказали Емеле друзья: все невзгоды от того, что теперь рынок, и по его правилам живем. Рынок большой, как океан, волны там ходят и ураганы бывают. Вот твою пекарню и накрыл девятый вал. Но как же так? На дворе XXI век, за кордоном не в первый раз штормит, наверное, люди уже придумали, как выплыть? Конечно, придумали, сказали друзья, и так много напридумывали, что ты сам не разберешься. Ступай-ка в Интернет, книги почитай, с мудрецами посоветуйся, а то если будешь по старинке лепить свои пирожки, совсем пропадешь, скушают и тебя и твой «Пирожок» c потрохами.

Емеля не дурак был, в Интернет пошел, и чего там только не нашел, на все случаи жизни, только деньги плати. Предложили ему печки сменить и вообще купить все оборудование новое, заграничное. Согласился он – пора менять старорежимное. Взял Емеля кредит, обзавелся новой техникой, а старье выбросил на помойку. Красиво стало, проблем, однако не убавилось - к технике подход нужен особый и материалы качественные, а где их взять?

Опять Емеля думать стал, деньги вложил, а эффект не получил. Вспомнил он про мудрецов. Кто у нас самый мудрый? Конечно, айтишники. Пришел он к программистам – компьютерщикам, и советуют они: пора тебе, говорят, управлять делами через компьютер, и быстрее и качественней будет. Учет с контролем приподнимешь. Согласился Емеля - надо соответствовать времени. Поставил компьютеры и специальные программы, научил людей, стал ждать результата. В результате уволились старые специалисты по пирожкам, появились новые специалисты по компьютерным играм.

Опять Емеля думать стал, и печки, и компьютеры имеются, а прибылей нет и нет – впустую, значит, потратился. Все есть, а людей теперь не хватает. Занялся Емеля кадрами всерьез. Для начала взял энергичную и образованную кадровичку. Вскоре весь состав обновился, появились люди молодые, энергичные с новыми запросами и новыми названиями. Вместо механика – менеджер по оборудованию, вместо ОТК – менеджер по качеству. Вокруг теперь только менеджеры, однако порядка не прибавилось. Оказалось, менеджеры больше прежних воруют, а в пирожках и печках совсем не разбираются.

Опять задумался Емеля не на шутку. И техника вроде современная и работники нестарые, а эффекта почти никакого. Говорят ему мудрецы-тренеры: ты, Емеля, должен по-другому управлять, стимулировать работников, поощрять за успехи, чтоб делали они больше и лучше. Согласился Емеля, сам пошел учиться, начальников своих направил. Систему оплаты ввел новую. Но опять не получается как надо - получается «как всегда». Не хотят работники делать больше и лучше, делают, как привыкли. А всякая новизна для старых привычек - как серпом по яблокам.

Опять Емеля озадачился, может, мудрецы были не те? Нашел он консультантов, а те говорят: все просто, Емеля, если тебе надо качество продукции, значит, нужна система управления качеством. Будет у тебя такая система в пекарне, и забудешь про брак навсегда. Все сделал он, как учили, даже сертификат получил, в кабинете на стенку повесил. Однако, мало что изменилось в работе, и качество осталось прежним. Вспомнил Емеля времена застойные, тогда все время за что-то или с чем-то боролись. Кто боролся хорошо, награждался Знаком качества. Знак был, только вот качества не было и нет.

Емеля был упорным парнем, вновь пошел искать он средство чудодейственное. Встретились на его пути умнейшие люди, проповедники здравого смысла. Говорят они ему: как можешь ты нормально работать, если у тебя абсолютно неэффективное управление? Без Бережливого Производства тебе, Емеля, не обойтись, к тому же все процессы необходимо постоянно улучшать, так делают многие западные компании. Действительно, средства надо экономить, согласился он и опять вспомнил социализм. Вспомнил слова Брежнева Л. И. – «экономика должна быть экономной», – и вспомнил, как эта экономика плохо кончила. У Емели здравый смысл присутствовал. С помощью специалистов появился в пекарне Lean, Kaizen, 5S и даже положительный эффект появился. Однако, проект закончился, и стала жизнь возвращаться на круги своя, вернулись старые проблемы. То заказов нет, то работать некому, то брака много, то техника отказала…

Терпение Емели было большим, но не безграничным, его надежда на лучшее будущее стала затухать. Набрался он решимости в последний раз удачу испытать, найти то самое, что важней всего. Долго ли, коротко ли, но со временем Емеля подучился, многое стал понимать сам. И вот однажды он узнал, что существует на свете «реинжиниринг». Ученые-консультанты разъяснили, что сие означает, и говорят они ему: тебе помочь сможет только полная реорганизация в твоей компании и начать надо с реорганизации в собственной голове. Помню, помню, отвечал Емеля, Горбачев, Перестройка, Новое Мышление и т. п. Знаю, проходили, ничего хорошего из этого не получилось, все это не для меня. Эх, Емеля, дремучий ты человек, отвечают ему, столько лет живешь на белом свете, а ума-разума до сих пор не набрался. Все, что ты сделал, - полезно, только не в той последовательности. Ты погнался за результатом, причем за скорым результатом. Пойми простую вещь - до сих пор ты правил, а надо управлять, и управлять следует процессами, поскольку отлаженный процесс дает стабильный результат. Переставляя машины и людей, ты не создал процессы - лишь ускорял хаос. И специалисты твои называются менеджерами потому, что должны управлять процессами, но они делать этого не умеют и не учатся. Вот для этого нужно новое мышление. Паровозы улучшали до тех пор, пока не появились тепловозы - это был реинжиниринг. Затем стали улучшать тепловозы, а паровозы переплавили. Для коренных преобразований нужно видеть перспективу и быть смелым человеком, отказываясь от старых взглядов. Пока ты это не поймешь, забудь об эффективности, о качестве, об улучшениях. Ты должен быть не барином, а лидером, не заставлять и контролировать, а убеждать и пропагандировать. Определи тактику и стратегию развития, политику компании, цели и задачи, а также пути их достижения. Затем создай бизнес–процессы, выбери инструменты для их управления, сформируй под них команду и подбери оборудование. И пусть люди командуют процессами, а не людьми, в это время можешь лежать на печи, твой «Пирожок», будет приносить прибыль. Ты ж все сделал наоборот.

На этот раз задумался Емеля не на шутку, не тех, значит, мудрецов слушал, не в то деньги вкладывал. Прав был классик – разруха в головах наших. Если сам оказался не крепок на голову, чего же ожидать от подчиненных. Думал Емеля долго, и месяц, и два, и три, пока не созрел у него новый план действий, но про то уже в новой сказке, а эта кончилась.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

Печь надо пирожки с маком. Из сырья собственного производства. Для этого купить землю. Высадить мак и пшеницу, окучивать и удобрять. Собрать урожай. Желающих купить отходы подсобного хозяйства найдется много.Но суть моего поста не в том, что наркоторговля дает сверхприбыли, за которые потом расплачиваться долго и сложно,а в том, что направление бизнеса, которое считали до кризиса не основным, при некотором уменииначинает давать больше прибыли, чем 'основное'.

Директор по продажам, Москва

:D Отличная сказка!!!! Вот так жили консультанты и богатели, пока не помер Емеля. Но таких Емель - миллионы!!!! И консультанты продолжали давать советы (платные) не отвечая за результат!!!Описание и внедрение бизнес-процессов конечно необходимо. Но всем ли? А главное нужны ли для этого консультанты?

Финансовый директор, Казань

Забавно, когда опровергая старые сказки, тут же подсовывают новую…

Руководитель проекта, Украина

да, читать сначала было интересно...Формат сказки вообще предполагает полное вовлечение, читаешь как в детстве.Только вот окончание подкачало... управляй не людьми, а процессами :-)))))) фантастика :-)

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Это же сказка, и герои не настоящие. У каждого конечно свой опыт, но никто не докажет, что одна голова лучше двух, а собственный взгляд объективнее стороннего. Кто знает на практике, что такое реинжиниринг ауууууу?

Директор по продажам, Архангельск

Должно быть продолжение сказки, так как реинжинеринг ему тоже не помог. Из начальных условий известно, что 'Покупать стали реже, дорогой товар совсем не идет. Обстановка меняется стремительно и неуклонно в одну сторону - в сторону ухудшения'. Зачем изменять бизнес-процессы если не понятно что хочет потребитель, что делают конкуренты и какие тренды на рынке. Давайте отправим его к маркетологам, может они помогут?

Консультант, Санкт-Петербург
Александр Белов пишет:Кто знает на практике, что такое реинжиниринг ауууууу?
Практики достаточно. Что именно интересует? Образно говоря, если оптимизация существующих бизнес-процессов - это терапия, то реинжиниринг - хирургия :D
Консультант, Москва
Сергей Кручинецкий пишет:Образно говоря, если оптимизация существующих бизнес-процессов - это терапия, то реинжиниринг - хирургия
В том анекдоте есть и третья составляющая... Про патологоанатома. Который 'всё знает, всё умеет, но уже поздно'.
Руководитель проекта, Украина

Браво, г-н Зверев! Добавьте: 'Хроника кризиса. Нюансы для выживших'

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.