Тенденции в управлении продажами.
Апрель 2017
Давно хотел поделится с вами тем, что сейчас происходит в управлении продажами и то, о чем переживают менеджеры (имеются в виду управленцы, сотрудники, управляющие командами/отделами продаж) и вот, наконец-то, получилось.
Почему именно этим и почему именно сейчас?
Рынок продолжает меняться и даже самые устойчивые компании и самые стабильные менеджеры массово адаптируются к «новым» требованиям. До 50% мох проектов по обучению и развитию связаны с менеджерами, а это знак того, что требования к менеджерам нарастают и компании стремятся их поддержать «новыми» знаниями и «свежими» концепциями. Почему все в кавычках? Потому что они не новые и не свежие. Происходит некоторый возврат «к истокам» в плане управления, меньше тонких материй и лидерства и больше менеджмента J
Итак, тенденции:
1. Еще до начала управления продажами компании начали размышлять об управлении вообще. И после того как задумались, начали поиск «новых подходов». К новым подходам относятся все разновидности лидерства и методик с ними связанных. Компания, которые ищут ответы на свои вопросы там достаточно много. Вторая тенденция – возврат к управлению. Управленческий цикл, управление процессами, управление сотрудниками и деятельностью в целом, ситуационное управление (оно же лидерство). И вижу намного больше практической пользы во втором выборе – управление. Оно понемногу начинает превалировать. Но ключевое слово здесь «понемногу».На мой взгляд и сама профессия управленца изменится – понадобиться знание принципов управления и иметь к нему склонность.
Стали больше обращать внимание на KPI сотрудников и отделов, в целом, на их не противоречивость и состоятельность.
2. Управление продажами проявилось в сегментировании клиентов, планировании и построении служб КАМ.
Сегментирование
Сегментировали клиентов давно и в этом нет ничего нового и революционного. Критерии для сегментации были – объем, прибыльность, потенциал роста, закупаемый ассортимент, лояльность, наполненность ассортимента. Стал все чаще (наконец-то) появляться «новый» - совпадение стратегий и приоритетов клиента и поставщика. Что это меняет? Заставляет подумать над вероятностями сделок, устойчивого сотрудничества, развития, …... И это интересно, потому, что помогает отделять профильную деятельность от стараний ради стараний. Чем совпадений больше, тем стоимость взаимодействия ниже.
Планирование деятельности
Постановка задач, расстановка приоритетов, контроль. Это направление связано с использованием Pipeline или Funnel, по-разному называется. Но суть одна – управленцы хотят больше знать об этапах продаж, на которой находится процесс переговоров, какова вероятность, что случится продажа, сколько проектов ведет сотрудник с какими продуктами он работает, …..Появился запрос на большую объективность оценки деятельности сотрудника. За этим запросом стоит желание померить эффективность процессов и их целесообразность
КАМ
КАМ – система работы с ключевыми клиентами. И человек, который эту деятельность ведет. Начали строить систему КАМ – осмысливать чем этот человек располагает, какую власть имеет, какие методики использует, какие обязательства у компании есть в области поддержи, какую информацию должен собирать и анализировать, какие решения вправе принимать. Повысился спрос на больший объем информации и ее анализ и на большую прозрачность принятия решений. Стала развиваться «Камизация» деятельности – даже дне не ключевых клиентов стали применять КАМовские методы работы – больше информации и больше прозрачности. КАМов стали учить финансам CatMan, где это уместно, системному мышлению, анализу.
3. Дружеские продажи и «психологизм в продажах» начал потихоньку, очень потихоньку уступать место рациональному подходу – анализу клиентов и размера добра, которое вы в состоянии ему причинить. По сути, это анализ того, зачем мы нужны друг другу и вывод на что мы можем рассчитывать в процессе взаимодействия.
Конечно, это только часть трендов, но на мой взгляд, основная. Превалирующая.
Я вижу, что компании будут двигаться именно в этом направлении и движение это продлиться пару лет до следующего мощного экономического роста.