Названы самые востребованные специальности в онлайн-образовании в 2023 году

Образовательный холдинг Skillbox (входит в VK) проанализировал самые популярные направления обучения взрослых в 2023 году.

По данным компаний холдинга, в корпоративном сегменте заметен спрос на менеджерские программы — по итогам четвертого квартала 2023 года спрос на курсы по управлению проектами на платформе Lerna.ru вырос в 3 раза год к году. 

Тренды сегмента дополнительного профессионального образования 

По итогам 2023 года в сегменте ДПО сохраняется спрос на разработчиков, тестировщиков, а также специалистов в сфере цифрового дизайна. По данным образовательной платформы Skillbox, направление «Программирование» стало самым востребованным среди всех образовательных программ – на него пришлась почти треть всех продаж (28%) в 2023 году. Продукты направления возглавили рейтинг самых популярных образовательных программ среди всей линейки платформы – в топ вошли «Python-разработчик», «Инженер по тестированию» и  «Java-разработчик». 

Эти же языки программирования лидируют на другой платформе холдинга – по данным Skillfactory, самым востребованным направлением в 2023 году по количеству активных студентов стал курс «Тестировщик-автоматизатор на Python». Также в топе направления Python-разработки, аналитики данных, кибербезопасности и профориентационный курс «IT-специалист с нуля», который дает возможность познакомиться с самыми востребованными специальностями в IT, а далее определиться и выбрать для дальнейшего освоения самую подходящую. 

Схожая тенденция наблюдается и у платформы GeekBrains: на направление «Программирование» по итогам года пришлось 69% от всех продаж, а курсы «Python-разработчик» и «Тестировщик» вышли в топ по спросу. 

Популярность в 2023 году также сохраняют дизайн-профессии – в Skillbox на направление приходится 22% от всех продаж, из них 10% на цифровой дизайн.  В топ-3 направлений  попали «Графический дизайнер», «Веб-дизайнер» и «UX/UI-дизайнер». Первая из перечисленных образовательных программ вошла также в тройку лидеров по популярности по данным школы дизайна Contented.  

В пятерку лидеров Skillbox также вошли «Маркетинг», «Управление» и «Игры» с долей от общего числа продаж в 18%, 17% и 6% соответственно. Последнее направление в этом году планомерно наращивает свою долю в выручке. Ю

Специалисты IT- и digital-специальностей также проявляют интерес к изучению английского языка. По данным направления «Skillbox Английский» растет доля пользователей со знанием английского на уровне В1-В2 (средний и выше среднего). 

Перспективные ниши обучения

Одной из перспективных ниш онлайн-обучения в Skillbox стали «нецифровые профессии». Сегодня в онлайне люди обучаются кондитерским навыкам, становятся флористами или учатся ухаживать за растениями. Так, например, спрос на курс «Кондитер с нуля» в 2023 году вырос на 6% год к году.  Свою востребованность также показало направление «Дизайн среды», в которое входят такие продукты, как«Дизайнер интерьеров», «Ландшафтный дизайнер». Эти две программы вошли в топ-10 самых популярных курсов среди всего направления дизайна, включая цифровой, оказавшись на 3 и 9 строчке соответственно.

Стабильный рост по году показывает направление «Инженерия», в продуктовою длинейку которого в 2023 году вошли такие курсы, как «Футбол на дронах», «Специалист по компьютерному зрению дронов и нейросетям». В среднем выручка по продуктам направления показывает ежемесячный прирост в 2 раза.  

Фокусным для компаний холдинга остается развитие формата смешанного обучения. В офлайн-школе Skillbox в Москве продолжают запускаться экспериментальные продукты, в числе которых «Нейросети в дизайне», «Программист дрона». На 2024 год анонсирован запуск интенсивов для специалистов по интернету вещей, разработчиков голосовых помощников. 

Самые популярные курсы для самообразования

Повышенный интерес россиян к самообразованию подтверждается популярностью продуктов EdTech-платформы «Академика» — за три месяца (с сентября по ноябрь 2023 года) число учащихся на платформе достигло отметки 100 тыс. пользователей. Наиболее популярными направлениями обучения стали психология, программирование и иностранные языки. 

Среди бесплатных курсов для самообразования в топ-5 по количеству учащихся входят курсы по психологии: «Секреты современной психологии. Как жить в мире с собой и другими» от Московского института психоанализа и «Справляемся с тревогой и беспокойством» от Skillbox. На втором месте — «Алгоритмы и структуры данных на Python» от Московского физико-технического института, на четвертом — «Excel: основы анализа и визуализация данных» от Томского политехнического университета. В пятерку лидеров также попал курс от Дальневосточного федерального университета — «Грамматика английского языка для начинающих».

Академическое образование: выбор между колледжем и вузом

Совместные программы обучения EdTech-платформ и вузов продолжают набирать популярность. По данным холдинга, в 2023 году более 1500 студентов обучается на совместных программах высшего образования Skillbox и Skillfactory, а число учащихся на потоках увеличилось на 51% год к году. 

По итогам 2023 года EdTech-компании холдинга сотрудничают с 7 вузами по 13 программам.  В числе партнеров – МФТИ, РАНХиГС, ТГУ, МИФИ, МПГУ, СПбПУ и другие вузы. Одним из самых востребованных направлений по количеству активных учащихся по-прежнему остается ИТ. Высоким спросом пользуются курсы по программированию, тестированию, разработке, безопасности данных и дизайну. 

Кроме того, в 2023 году Skillbox при поддержке Минцифры России объявила о запуске первого в России Цифрового колледжа — собственного полностью дистанционного лицензированного продукта в сегменте СПО. 

Тренды корпоративного бизнеса 

По данным корпоративной платформы Lerna.ru, в 2023 году наибольший спрос на внешнее корпоративное обучение был отмечен со стороны IT-бизнеса – его доля в общей массе компаний, предоставляющих сотрудникам доступ к онлайн-курсам ведущих онлайн-школ, составила 13%.

Кроме того, 10% заняли представители промышленной и производственной сферы, 9% – ритейла, 7% – финансовой и банковской сферы, а 3% – транспорта и логистики. В 60% случаев к платформам корпоративного образования обращаются представители крупного бизнеса.

В этом году в корпоративном сегменте в три раза вырос спрос на курсы по менеджменту. Так, компании отдавали предпочтения обучению сотрудников в таких направлениях, как «Проекты и продукты» (10,2%), «Управление бизнесом» (9,9%), «Управление командой» (9,6%), Soft Skills (9,5%) и «Управление персоналом» (9,4%).

Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Могут быть совершенно обычные лекарства, но в другой дозировке или не показанные конкретному чел...
Все дискуссии