Число самозанятых продавцов на маркетплейсах выросло в 3 раза за год

Сервис регистрации самозанятости «Тинькофф» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data совместно с Ozon провели исследование активности самозанятых физлиц, продающих на маркетплейсах.

В исследовании анализировались транзакции клиентов «Тинькофф», которые оформлены как самозанятые продавцы на маркетплейсах. Статус самозанятого определялся по базе ФНС или факту регистрации самозанятости через сервис «Тинькофф», а факт торговли самозанятого на маркетплейсе — по пополнениям на дебетовую карту клиента с одной или нескольких площадок в период с первого квартала 2021 по первый квартал 2023 года.

В данных Ozon учитывались продавцы, которые зарегистрированы на площадке как самозанятые и сделали больше одной продажи за выбранный период. На конец 2022 года более 14 тысяч активных самозанятых продавцов вели продажу на маркетплейсе.

По данным Tinkoff Data, количество самозанятых продавцов на маркетплейсах стабильно растет. В четвертом квартале 2022 года по отношению к предыдущему кварталу рост составил 47%. В первом квартале 2023 года число самозанятых продавцов уменьшилось на 11%. Это связано со снижением деловой активности после высокого сезона и изменением условий некоторых площадок для новых продавцов. При этом в абсолютном значении число самозанятых на маркетплейсах за год выросло в 3,2 раза.

Причины популярности маркетплейсов среди самозанятых продавцов — упрощенная регистрация самозанятости по сравнению с ИП, дополнительный доход к основному заработку и масштабирование бизнеса за счет онлайн-продаж товаров и услуг. При этом большинство крупных маркетплейсов поддерживают работу с самозанятыми. Исключение составляют Lamoda и СберМегаМаркет.

По данным Тинькофф, за последние два года неизменным лидером по доле  самозанятых продавцов остается Wildberries. В первом квартале 2023 года торговлю на площадке вели 74% продавцов против 83% в первом квартале 2021 года. Самозанятые продавцы на Ozon начали реализовывать свой товар с сентября 2021 года. С этой даты по декабрь 2022 года доля самозанятых продавцов на маркетплейсе выросла до 24%.

В расчете долей площадок учитывались только активные продавцы. Продавец считается активным, если он получал выплаты от маркетплейса в квартале.

В первом квартале 2023 года практически у всех маркетплейсов наблюдается снижение количества самозанятых продавцов по сравнению с четвертым кварталом 2022 года. Исключение составляет Ozon — количество продавцов за указанный период там выросло на 42%.

По данным Ozon количество самозанятых продавцов за год выросло в 10 раз, а общий объем оборота товаров (GMV) — почти в 19 раз.

В Tinkoff Data проанализировали, сколько в среднем зарабатывает самозанятый продавец на маркетплейсах. Среднемесячный доход рассчитывался за период с января 2022 по март 2023 года и составил 43 645 ₽. В преддверии новогодних праздников возрастает покупательская активность, что приводит к росту продаж на маркетплейсах. В марте 2023 года среднемесячный заработок продавца достиг максимального значения и составил 51 222 ₽.

Самозанятые продавцы на маркетплейсах зарабатывают больше, чем другие самозанятые в сегментах «Красота» (на 50%), «Животные» (на 15%), «Торговля самостоятельно произведенным товаром» и «Одежда» (на 8%). Это означает, что самозанятый может увеличить свои продажи, если дополнительно будет продавать на маркетплейсе.

По данным аналитиков Ozon, дом и сад — самая популярная категория для самозанятых. Почти треть продавцов предоставляют ассортимент в данной категории.

В этой же категории самые высокие обороты — 30% от всего оборота самозанятых продавцов.

Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии