Здравствуйте.
В моем отделе продаж работают как торговые агенты, так и территориальные и региональные менеджеры, соответственно одни так называемые топтуны, а другие передвигаются на машинах. У каждого менеджера, который передвигается на машине, установлен месячный лимит на топливо, в соответствии с его просчитанным маршрутом. То есть больше установленного лимита выбрать менеджер топливо не может, но меньше бывает. Это сделано в первую очередь для того, чтобы не заморачиваться с ежемесячными проверками использования топлива, что зачастую дороже, чем сэкономленное топливо менеджером. Каждый менеджер ведет путевой лист и отчитывается за использованное топливо, указывая пункты назначения и пройденный километраж.
На днях встретил своего знакомого, с которым не виделись несколько лет. Он мне рассказал, что ввел в систему более детальное заполнение путевого листа, то есть с указанием улиц, по которым менеджер ехал к пункту назначения. На мои замечания, что таким образом фокус внимания менеджера по продажам акцентируется на маршрут, а не на сами продажи он не воспринял и уверяет, что на заполнение расширенного путевого листа уходит мало времени. На мой взгляд, это не рациональное использование времени менеджера, лучше уже поставить датчик GPS в машину, если руководство хочет знать, куда и когда ездит менеджер.
Может я отстал от жизни и уже ввелись новые правила, о которых я не знаю, поэтому прошу у Сообщества помощи по данному вопросу.
Вашему знакомому кажется, что если ему сдают лист бумаги с заполненным маршрутом, то он контролирует своих сейлзов. Это иллюзия контроля. Так ему спокойней. Это психотерапия такая у него.
Проконтролировать так невозможно. Ваш метод и метод вашего коллеги одинаковые, если в целом посмотреть. Но даже в вашем методе - как вы узнали размер лимита?
Я ввел бы выдачу наличкой каждому менеджеру съэкономленную им от месячного лимита сумму. Так за 3-4 месяца я бы узнал каков реальный полезный пробег. А потом ввел бы уже лимит отменив выдачу.
Какую цель будет преследовать введение детализированных маршрутных листов?
И какой будет достигнут результат?
+++++
Строго говоря - это к отчетности отдела продаж не имеет отношения, а скорее к оптимизации и определения лимита расходов на транспорт (себестоимость маршрута для менеджеров).
Коллеги, я не разделяю Ваш ироничный скепсис относительно данных отчетов. Скорее всего у их введения есть некоторая "история". Насколько я понял из поста Олега, его знакомый "усовершенствовал" систему заполнения путевых листов. Вопрос - зачем это вообще понадобилось. Конечно, наличие у него невроза - неплохое объяснение. Однако общий контроль по определению осуществляется за (да, по правилам русского языка надо бы написать "над", но мне так не нравится как-то =) достижением результата. В данном случае это расход топлива. Если текущего контроля недостаточно, что делать? Т.е. если текущий уровень контроля не позволяет добиться результата? Решение не одно, конечно же. Я допускаю, что у товарища Олега кто-то из сотрудников ничтоже сумняшеся гонял на машине по личным делам. Как решать проблему. Первое, что приходит в голову - это усилить контроль, в данном случае - получить детализированный отчет по маршруту. Решение логичное. Не оптимальное, но логичное. Даже вернее не логичное, а рефлексивное =) Хотя, Олег,на оптимальное оно, конечно, не тянет. С остальными высказавшимися я полностью согласен в том, что решая одну проблему, оно создает несколько других. Суммарный эффект от которых превысит выгоду от потенциальной экономии топлива. Так что нет, не вводите такие листы. P.S. А вот вариант с GPS лично мне нравится =)
В моей жизни была такая практика как разделение своих и служебных потребностей. Описываю это более подробно.
Компания вывезла сотрудников на неделю за границу, ну заработали, достигли годовых показателей. Так вот, менеджеры постоянно контролировали процесс отгрузок, оплат, путем звонков и смс. После приезда компания дала каждому распечатку разговоров и попросила выделить свои личные звонки и служебные, после чего за служебные звонки затраты закрыла компания. Соответственно каждый менеджер заплатил за свои личные звонки.
Сегодня, после приведенного примера мой знакомый решил поставить на машины GPS и не ломать голову менеджерам с дополнительной отчетностью. Он уверен, что будет иметь достаточно подробный и развернутый отчет, где сможет выделить использование авто в личных целях. И здесь появляются дополнительные затраты - стоимость аппаратуры, абонплаты, и того, кто будет это все отслеживать. Но самое главное кто будет говорить что менеджер ехал по нужному или оптимальному маршруту, ведь он не привязан к посещению т.т. как торговый агент.
Я что-то не могу понять, что нужно этому начальнику отдела продаж: Продажи или Отчеты по маршруту?
Способ контроля напрямую зависит от:
а) вида логистики (заданные точки или "свободный полет")
б) вида продаж
в) трудоемкости контроля ( + себестоимость продаж)
Как вариант:
Определите, какая себестоимость продаж Вас устраивает (в затраты включите и расход бензина) и контролируйте ее, а не детальную логистику. Тем более, что судя по постам, - отдел продаж 1 (один).
К сожалению, мы не имеем перед собой развернутого обоснования экономической эффективности данного мероприятия, поэтому мы можем только гадать.
Я смею предположить, что возможно, данному начальнику отдела продаж нужно было продемонстрировать вышестоящему руководству, имитацию бурной деятельности и неустанной заботы об экономии средств компании.
Но повторюсь, без конкретных цифр, все наши умозаключения - голословны.