Правила игры в карты

Все дело – в нюансах

Визитную карточку Алана Брайтмана, директора по специальным коммуникациям Yahoo, вы выделите среди множества других и обязательно запомните. Во-первых, сразу обратите внимание на ее текстуру. Текст, написанный на его визитке, также напечатан шрифтом Брайля. Это сделано совсем не потому, что карточка предназначена, в том числе, и для слепых людей, - только 10% из них владеют шрифтом Брайля и умеют с его помощью читать и писать. Такой ход делает акцент на специфике работы Алана Брайтмана. По его словам, благодаря этому решению, карточка намного заметнее и эффективнее. Люди с интересом рассматривают ее и запоминают. Как показывает этот пример, визитная карточка – великолепный способ представить себя и произвести впечатление на потенциального клиента или партнера.

История визитных карточек уходит своими корнями в XVII век. Считается, что впервые прототипы современных визиток появились в эпоху рококо во Франции, в период правления Людовика XIV. Тогда визиткам, иметь которые в обязательном порядке полагалось только знати, отводилась, скорее, статусная роль – роскошные карточки изготовлялись в индивидуальном порядке для каждого владельца из самых дорогих материалов. В России манера самопрезентации появилась во времена Екатерины II. Визитки российской знати тех времен по дороговизне и помпезности можно было поставить в один ряд с французскими, однако через некоторое время они стали принимать гораздо более скромный вид. В XIX веке визитка могла являла собой простую карточку с именем и фамилией владельца, выполняющую исключительно представительскую функцию в высшем свете. На них не указывался ни адрес, ни другие контактные данные хозяина. Массовое распространение визитки получили лишь в конце XIX века – рост городов, интенсивное развитие промышленности и, соответственно, деловых контактов сделали визитку непременным атрибутом предпринимателей и их клиентуры. В России после революции 1917 года визитные карточки, объявленные пережитком буржуазии, надолго исчезают из обихода. Вернуться в обращение визитным карточкам суждено в конце 60-х годов XX века. Их новыми хозяевами сначала становятся номенклатурные работники, верхушка власти. С этого времени визитки постепенно расширяют сферу своего распространения и начинают играть гораздо более интересную и яркую роль, нежели просто «партийный билет». Им суждено стать индивидуальным элементом делового стиля, цель которого – не только донести до клиента актуальную и нужную контактную информацию, но и сделать это максимально эффектно, а вместе с тем – элегантно.

Лондонский персональный консультант по брендингу Льюис Маубрей утверждает: когда мы получаем визитку, то обращаем внимание на множество аспектов – вес, текстура, бесцветное тиснение и даже вид шрифта – все это оказывает влияние на первое впечатление о человеке. По словам Маубрея, с точки зрения персонального брендинга, современной визитке не пристало быть аутентичной презентацией вас и вашего бизнеса. Карточка должна быть олицетворением ваших устремлений. Но это, конечно, в идеале. В реальности компании идут куда более простым и привычным путем, заказывая всему персоналу стандартные визитки с логотипом и «классическим» набором информации. Однако если вы не приемлете шаблоны и хотите создать свой собственный бумажный шедевр, то его непременными характеристиками должны быть элегантность, простота и хорошее качество печати, напоминает Льюис Маубрей.

Основатель BNI и автор бестселлера о визитных карточках Айван Мишер считает, что внешний вид визитки зависит, прежде всего, от того, в какой области работает ее хозяин и для какой аудитории она предназначена. Поэтому топ-менеджеру крупной корпорации не к лицу эксцентричная визитка. А вот тем, кто занимается продажами, запоминающиеся оригинальные визитки будут очень кстати. При этом нередко руководители имеют при себе набор сразу из нескольких карточек разного вида, рассчитанных на разную аудиторию. У самого Мишера карточки двух видов: на одних он предстает основателем BNI, на других – ключевым спикером, когда выступает на каких-либо мероприятиях. Первые визитки выполнены в весьма сдержанной и консервативной манере, вторые – более «дружелюбные» и яркие.

Благодаря достижениям современной техники и полиграфической промышленности, визитную карточку можно сделать практически из любых материалов и любой формы. Все ограничивается лишь фантазией заказчика. Миру известны металлические визитки в форме лезвий, резиновые карточки, визитки, сделанные из прозрачного материала и наполненные разноцветной жидкостью… Один из таких шедевров принадлежит основателю лондонского креативного агентства Watermill Берти Миллеру. Его визитки имитируют вышедшие из обращения английские банкноты, где вместо портрета королевы Елизаветы II красуется фото владельца. Сам Миллер в восторге от своих визиток. По его словам, эти карточки очень легко запоминаются, что было очень важно, когда компания только начинала выходить на рынок. Такие визитки выполняют более значимую роль, нежели просто передача контактов.

Однако способность карточки грамотно транслировать информацию также важна. В середине двухтысячных в моде были визитки, способные передавать большие объемы информации. Нередко их делали на основе CD-дисков или совмещали с USB-носителем. Однако после того как появилась возможность передавать информацию по электронной почте и в любых объемах, такие карточки канули в Лету.

Сейчас на визитке достаточно указывать имя, должность, компанию и контактную информацию. Американцы любят дополнять этот список своими фото, что нередко вызывает удивление у европейцев, считающих публикацию фото неуместной.

Ваша козырная карта

Эксперты с сожалением констатируют: большинство визитных карточек «говорит шепотом». Многие вообще молчат. Именно из-за них возможный потребитель не узнает о ваших первоклассных услугах и специальных предложениях, отправив вашу тусклую визитку в мусорную корзину и сделав выбор в пользу ваших конкурентов. Неказистая блеклая карточка, выполненная на дешевой бумаге, будет кричать лишь о вашем непрофессионализме. При этом неважно, сколько первоклассных товаров вы предлагаете, – если ваша визитка позиционирует вас как дилетанта, вы можете попрощаться со своим бизнесом. Привлекательная, интересная, запоминающаяся, профессионально и качественно сделанная карточка создает позитивное первое впечатление, которое потенциальный партнер сохранит надолго. А самые здравомыслящие предприниматели знают, что если к стандартному набору информации визитки приплюсовать ориентированный на рынок текст, это даст дополнительные преимущества.

Один из ходов заключается в том, чтобы дать потенциальному клиенту определенные преимущества уже на этапе знакомства. Например, добавив к основном тексу визитки специфический слоган, можно дать понять, что вы тот, с кем легко вести бизнес:

  • Легко оплачивать: «Принимаются к оплате кредитные карты»;
  • Легко найти офис: «Мы расположены неподалеку от центра»;
  • Легко посетить: «Предварительная запись необязательна»;
  • Легко купить: «Экспресс-регистрация и снятие с учета»;
  • Легко получить консультацию эксперта: «Консультант работает круглосуточно».

Таким образом, визитку можно превратить в действенный маркетинговый инструмент. Однако для того чтобы стимулировать клиента зарегистрироваться на сайте компании или посетить магазин, нужно назвать вескую причину. Иногда клиентов привлекают так:

  • Посетите нас сегодня!
  • Остановитесь и обратите внимание на нас!
  • Наш приоритет – клиентский сервис!
  • В бизнесе уже 25 лет!

Де-факто эти лозунги не работают. Все они заставляют клиента спросить: «Почему я должен выбрать именно вас?» Поэтому нужно указать реальную причину: «Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите скидку», «Предъявите эту визитку и получите бесплатный образец» и так далее. Таких «бонусов» можно найти множество. Можно составить их список и вынести на визитку несколько самых «вкусных»:

  • Наши телефонные консультанты ответят на ваш звонок без очереди;
  • Пройдите тест-драйв последней модели авто, пока ваша машина в сервисе;
  • Добавим бесплатное двухлетнее обслуживание дополнительно к гарантии производителя.

Визитка должна быть самым портативным, доступным и универсальным маркетинговым инструментом. Однако не в случае, если она стесняется рассказать об услугах или умалчивает о достоинствах.

При работе над дизайном визитки будущему хозяину предстоит решить, будет он добавлять к тексту неграфические элементы – логотип фирмы, свою фотографию и другую графику. Как выбрать, что будет эффективнее на ограниченном пространстве карты – текст или графические символы? Эксперты считают, что для начала следует определиться, для какой аудитории предназначены карточки, где владелец планирует их распространять и как именно будет вручать. Так, некоторые менеджеры ищут новых клиентов, расклеивая визитки на каждой доске объявлений. Такие карточки, как правило, не включают персональных контактных данных, однако они яркие, легко читаемые и содержат информацию об основных услугах компании и преимуществах работы с ней. С другой стороны, если визитки предназначаются для коллег или уже существующих клиентов, то подробно описывать на них специфику вашей деятельности нет необходимости. Они и так это знают. В этом случае будет полезно указать подробные контактные данные и адреса дополнительных офисов.

Преимущества публикации фото на визитной карточке:

  • Способствует построению доверия. Как правило, фотографии на визитках размещают специалисты, чья специфика работы подразумевает построение доверительных отношений с клиентом, – агенты по недвижимости, консультанты.
  • Способствует узнаванию имени/лица. Карточка с вашим фото позволит новому знакомому быстро найти вас на встрече. Также это полезно, если вы высылаете карточку непосредственно перед встречей для заочного знакомства.
  • Делает скучную визитку интереснее. Фото на визитке можно использовать и для демонстрации эффекта от использования продукта («до» и «после»).

Минусы:

  • Людям свойственно судить о человеке по внешности. Возраст, манера одеваться, прическа и даже наличие морщин – все это может заставить клиента заочно принять решение о том, стоит ли с вами сотрудничать или нет.
  • Если фото на визитке «не первой свежести», это может навести клиента на мысль, что вы раздаете очень немного визиток из-за отсутствия деловых контактов и, соответственно, ваш бизнес находится не в лучшей форме.
  • Фото «эконом-класса», вне зависимости от того, как вы на нем выглядите, сыграет не в вашу пользу.

Некоторые из этих пунктов относятся и к логотипам. Эффектный, профессионально выполненный логотип, изображенный на визитке, будет «радовать глаз» и заставит выделить вашу карточку среди множества других. При разработке логотипа эксперты рекомендуют избегать применения стандартных шаблонов. Это может натолкнуть клиента на мысль, что вы экономите, и заставит задуматься о ваших шансах остаться в бизнесе в целом. Также следует несколько раз подумать, если вы решите поставить на визитку какой-то ничего не значащий символ, например, монограмму ваших имени и фамилии. Ее наличие не повод для клиента сделать вам звонок.

Играйте в карты правильно

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как преподносите визитку новым знакомым? Скорее всего, нет, поскольку считаете, что это – мелочь, которая не стоит особого внимания. А зря.

Лейл Лаундс, американский корпоративный тренер по мотивации, постоянно наблюдает, как бизнесмены обмениваются визитками, словно «использованными носовыми платками». Эксперт считает, что таким образом предприниматели унижают себя и окружающих.

Как нужно это делать: достаньте карточку из специального кейса и протяните ее горизонтально, при этом сторона, на которой написан текст, должна быть хорошо видна принимающему. Подавать карточку нужно на такой высоте, чтобы ваш партнер мог прочитать написанный на ней текст, пока вы еще держите ее в руках.

Если в качестве принимающей стороны выступаете вы, то не стоит собирать карточки и тут же отправлять их в карман, складируя там все полученные визитки. Возьмите карточку обеими руками и тщательно, с интересом, изучите ее, как будто перед вами настоящее произведение искусства, созданное специально для вас. Однако даже после этого не стоит отправлять визитку в карман. Перекладывайте визитку из одной руки в другую, держа ее на уровне талии и время от времени бросая на нее уважительные взоры. Эти, казалось бы, незаметные жесты продемонстрируют вашему партнеру, что все, что имеет отношение к нему и его работе, в том числе и его визитка (даже если она – сама банальность и образец безвкусия), имеет для вас особое значение и представляет неподдельный интерес. А это – первый шаг к дальнейшему общению и, возможно, деловому сотрудничеству.

Их «карточные» нравы

Путешествуя по разным странам, следует учесть «карточные» нравы их жителей и придерживаться принятым там норм. Хотя, конечно, если вы не будете четко соблюдать деловой этикет других стран, это не будет стоить вам бизнеса, но в то же время, тот факт, что вы специально изучили деловые традиции другой культуры, покажет степень вашего уважения к потенциальным партнерам и охарактеризует с лучшей стороны.

Так, если вы отправляетесь в страну, в которой ваш язык не основной, одна из сторон вашей визитки должна содержать информацию на языке этой страны. Подавать визитку следует, перевернув ее вверх стороной с текстом на родном языке ваших собеседников. В некоторых странах считается невежливым положить полученную визитку прямиком в карман. Обмениваются визитками, как правило, в начале или в конце встречи.

В Соединенном Королевстве и Северной Америке обмен визитками не предполагает особых церемоний. Как правило, здесь визитка – не более чем быстрый способ обмена информацией с человеком, который представляет для вас интерес в плане дальнейшего делового сотрудничества. Карточками просто обмениваются и благодарят партнеров.

На Востоке визитку протягивают, держа в правой руке. Это обязательное правило.

В Китае текст визитки, написанный по-китайски, лучше выполнить в золотом цвете, это признак процветания и удачи. То же самое касается и красного цвета. Также будет нелишним выяснить диалект потенциальных партнеров (например, кантонский диалект или мандаринское наречие) и учесть этот момент при дизайне визитки. Информация на карточках, которые вы планируете вручать своим китайским партнерам, должна содержать информацию о вашем имени, должности, а также включать год основания вашей компании, особенно это актуально, если компания имеет долгую историю. Вручая визитку, держите ее обеими руками. При получении визитки поблагодарите «дарителя» легким поклоном, внимательно изучите ее и не отправляйте сразу в карман. Также не делайте заметок на полученной визитке в присутствии ее «хозяина» – такой жест будет истолкован как невежливый.

В Японии процедура «приема-передачи» сильно регламентирована, и к ней нужно подготовиться. Во-первых, японцы уделяют много внимания качеству визиток. Удостоверьтесь, что ваши «бумажные знаки» выполнены на должном уровне. Хранить их также лучше в специальном кейсе. За полученную визитку необходимо поблагодарить и внимательно ее изучить. Статус персоны в Японии имеет особое значение. Убедитесь, что он отражен на вашей карточке. Вручать карточку можно одной рукой, а вот получать вежливо – двумя. Отправлять полученные карточки в карман некрасиво и не принято. Держите их перед собой на столе во время встречи. Это не только продемонстрирует ваше уважение к партнерам, но и будет полезно, если во встрече принимают участие сразу несколько человек, – разложите визитки перед собой в соответствии с тем, как расположились ваши гости, и вам будет проще запомнить их имена.

В Индии большое внимание уделяется образованию. Поэтому в тексте вашей визитки укажите вашу ученую степень, квалификацию или другие научные регалии. Как и на Востоке, в Индии принято предлагать визитку правой рукой. Если местным диалектом оказался хинди, то необходимости дублировать текст на другой стороне визитки на этом языке нет – практически все индусы, владеющие хинди, говорят по-английски.

Как отмечают иностранцы, в России визитка должна непременно содержать информацию о статусе владельца (как считается за рубежом, восточные европейцы уделяют большое внимание корпоративной иерархии) и времени основания компании, при этом процедура обмена визитками строго не регламентируется и достаточно свободна.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Весьма полезная статья! Выписал идеи в блокнот, буду воплощать. Спасибо!

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

И еще, как говорил мне житель ну очень Западной Европы : не вздумай делать себе многоцветные расфуфыренные визитки -такие только у проституток (или богемно-гламурных созданий, что впрочем почти то же самое).

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Когда дизайнер 'творит', то порой требуется нимало усилий, чтобы получить действительно визитку. За дизайнерским полетом устремляются мелкий шрифт в контактном блоке, и в лучшем случае ваш собеседник может прочитать имя, все остальное с лупой. Не следует в креативности забывать о функции этого 'клочка размером 5 на 9'. Однажды, при беседе с дизайнерами я задала вопрос 'Визитка - это функция или эстетика?' В ответ получила визитку - в левом нижнем углу шрифтом примерно 6-7 кеглем написаны имя дизайнера, мобильный телефон и мейл. Результат - я запомнила, что мне не понравилось, но ни имя, ни фамилию я даже не стала напрягаться, чтобы прочитать. А этот дизайнер заинтересован в клиенте, потому что дизайнер - профессия сервисная, и без заказчика он ничто. Визитка с нечитаемым или трудночитаемым шрифтом - неуважение к собеседнику, на мой взгляд, т. к. к визитке лупа не прилагается:). Могу рассуждать дальше. Необходимо избегать бледных красок в контактном блоке, узких шрифтов и пр.

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Когда дизайнер ''творит'', то порой требуется нимало усилий, чтобы получить действительно визитку. За дизайнерским полетом устремляются мелкий шрифт в контактном блоке, и в лучшем случае ваш собеседник может прочитать имя, все остальное с лупой. Не следует в креативности забывать о функции этого ''клочка размером 5 на 9''. Однажды, при беседе с дизайнерами я задала вопрос ''Визитка - это функция или эстетика?'' В ответ получила визитку - в левом нижнем углу шрифтом примерно 6-7 кеглем написаны имя дизайнера, мобильный телефон и мейл. Результат - я запомнила, что мне не понравилось, но ни имя, ни фамилию я даже не стала напрягаться, чтобы прочитать. А этот дизайнер заинтересован в клиенте, потому что дизайнер - профессия сервисная, и без заказчика он ничто. Визитка с нечитаемым или трудночитаемым шрифтом - неуважение к собеседнику, на мой взгляд, т. к. к визитке лупа не прилагается:). Могу рассуждать дальше. Необходимо избегать бледных красок в контактном блоке, узких шрифтов и пр.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть россиян проваливаются на стресс-интервью при трудоустройстве

Такую методику при отборе кандидатов использует почти каждый пятый работодатель. 

Компания Admitad раздаст 15% акций ключевым сотрудникам

Владелец компании рассчитывает, что это дополнительно усилит мотивацию команды работать с высокой эффективностью и поможет привлечь новых перспективных сотрудников.

Треть россиян работают удаленно из дома с детьми

При этом женщины остаются дома с детьми чаще мужчин – 76% против 24%.

Forbes опубликовал рейтинг лучших работодателей России

Forbes учитывал не только соцпакет, средние зарплаты и условия труда, но и экологический след компаний и их влияние на общество.